Норвегия с наскока: дорогами троллей (часть 1)




Эту поездку я не планировал и на этот год точно никак не задумывал. Впереди осуществление больших планов, а тут такое предложение. Коллега по форуму давно прощупывал почву для такого рода затеи. Он молодец, попал точно в цель со страной. Жена, увидев мои загоревшиеся глаза, узнав, что всего на пару дней, сказала: "вы же там фоткать будете, как умалишенные, так и езжай без меня!". Об этом она позднее пожалеет, когда при подготовке, которую спешно начали за месяц, увидит фото, нарытые в сети. На самом деле, краткосрочность пребывания нам аукнется еще бессонными ночами и вселенским сожалением. Этож надо было додуматься и рвануть в Норвегию всего на пару дней!



Подготовка заняла пару выходных, ибо мои покатушки в массе своей проходили в южных странах, а следовательно, элементарной ветровки у меня не было.
Поход в спортивный магазин на пару часов избавил меня от этой проблемы. Зараженный вирусом выживальщика(пока в щадящем виде), я уже имел небольшой комплект недостающего барахла. А я как раз только поглядел норвежский фильм "Охотники на троллей" и прогноз погоды...

Когда самолет лег на крыло для снижения, я понял, что немного моего обыкновенного везения нам не помешает. Многослойное, многоцветное море облаков, то выпуская нас из завесы, то поглощая снова, ничего хорошего для нашей фотографической цели не предвещало. Настроение пикировало впереди самолета.

При посадке в окна иллюминатора замолотил дождь и в голове громом отозвался вопрос, "какого черта я сюда прилетел в августе?!". А когда иначе то?!

Здравствуй, Олесунн! Мы вбежали под навес. Дождь продолжает поливать, мы забили в навигатор координаты нашего отеля и двинулись в путь. От островка Вигра с аэропортом, до Олесунна примерно 4-5км, от него до Спелкъявика, где отель, еще 7-8. Мы ехали по качественной дороге, наблюдая, как облака у земли, словно улитки, ползали по склонам гор. Все вокруг затянуло дымкой тумана. Краски померкли, все было серым, чахлым и угрюмым.

Поехали-ка в Олесунн, в этом туристическом центре по-любому есть где перекусить! Дождь продолжал уныло поливать. Городок, эта северная Венеция, тем не менее, предстал в более позитивном образе. В виду того, что городок относительно молод, сохранившаяся лучше архитектура выглядела опрятнее. Мы нарезали круги по пятничному Олесунну, то и дело встречая таких же, ищущих туристов. То и дело сновали девчонки в коротких юбчонках и шортах.

Немного перекусив, настроение поднялось и мы наметили курс на гору Аксла, с панорамной площадкой, с видом на Олесун. Вечерело. Дорога на Акслу была проложена навигатором нескучной. Один из петляющих подъемов, по виду, градусов под 30-40 относительно горизонта, поднял капот к небу и мы невольно подумали, что можем опрокинуться. Но этого не произошло и мы продолжили путь.

На панорамной площадке предсказуемо ни души. Второй этаж закрыт. По всей видимости, наверху, под стеклянной витриной стоит батарея телескопов для рассмотрения города в деталях. С этого яруса стекает дождевая вода. Сливов никаких нет. Ветер гнет струи в дугу и направляет на входящих. Преодолевая все это безобразие, мы подошли к краю. Погода лютовала. Снимать категорически не хотелось. Мы спустились по пешей дорожке-лестнице на десятка три метров, когда лестница приняла форму более-менее ровной линии, мы решили подниматься обратно. Нас снова хорошенько полило, так что пробежка в этой влажности наверх согрела. "Давай-ка мы с тобой подождем полчасика в машине, если так все и останется, поедем в город и попробуем погулять там, снизу ветра такого быть не должно". Напарник согласился. Мы сидели в машине, закрытые наглухо и пили чай, дождь молотил жирными каплями, играло норвежское радио. То и дело к нам подъезжали другие туристы, с удивлением глядя на нас и обреченно на горизонт, а после уезжали расстроенные. "Ну, где же твое везение?" спросил напарник. Погоди, говорю, сложно что-то прогнозировать. Гидромет накаркал сильно заранее и тебе лучше не знать, что именно.



Но вот, ливень прекратился. Мы выскочили из авто. Небо давило низкими облаками, тяжелыми и синими. Где-то на горизонте виднелась полоска заката, чудом пробившаяся через весь этот дождевой бутерброд. Мы расставляли технику. Ветер продолжал испытывать степень нашей готовности. Я вспомнил о велосипедных перчатках, которые тут же натянул и дело пошло бодрее. Мы делали как можно больше кадров, как самостоятельных, так и для панорамной сшивки. На всякий случай. Местная погода за этот день научила нас ценить те моменты затишья стихии, когда можно просто постоять и поглазеть. Город буквально на глазах нагревался, включая уличную и фасадную подсветку.



Вид сверху нам быстро наскучил, и мы решили поискать маяки, о которых говорила карта. Пропетляв по туннелям до Вигры снова, мы окончательно заблудились. Дорога закончилась, мы остановились у домика. Далее виднелась колея грунтовки. В темноте мы не рискнули пробираться на ней в машине, которая нам досталась с семьюстами километров пробега. Коллега отправился пообщаться с местным, ковырявшимся у дома. Тот явно искал, с кем бы поговорить. Я видел, что тот воодушевился, начал общаться, хотя обоим было трудно, учитывая низкий уровень напарника. Местный отчаянно пытался вспомнить путь до маяка, который самый известный. Нам было все равно, какой, лишь бы найти его. На втором этаже дома показалась фигура, парень выглянул в окно, наливая себе чего-то. Его, по всей видимости, заинтересовал разговор. Через минуту на улице появился и он. Парень понял, чего мы ищем, и сказал: "садитесь в машину и следуйте за мной". Мы так и сделали. Примерно через 60 километров, отмотав на другой остров через еще один и с пятерку тоннелей, наш проводник остановился и показал на уже ставший видимым маяк. Поблагодарил нас, улыбнулся, развернулся и уехал.... Полвторого ночи. Поразительное радушие и гостеприимство!



Алнес был высоким, стройным маяком, опоясанным двумя красными кольцами. Стоял он на небольшом взгорье, не близко к морю, потому вокруг его обступили жилые домики. Маяк хорошо освещался, но сам светил не столь ярко. Мне, по впечатлениям от Санторинского маяка, Алнес показался едва работающим. В ночи, когда небо заволокло тучами, снимать его не было никакого смысла. Мы решили возвращаться пораньше. Дорога и поиски пищи нас немного утомили.



Новый день. Мы позавтракали и наметили путь к фьордам. Рядом с нами был Гейрангер Фьорд. Предстояла паромная переправа. Мы немного переживали по поводу абсолютного отсутствия наличности, тем более, что вчера наши безналичные происки успехом не завершились. Это оказалось напрасным. Раскрученный Олесунн явно желал срубить немного черного нала, в то время, как остальная Норвегия принимала кредитки просто везде!

Надо отметить твое вчерашнее везение - отозвался напарник. Да, сказал я, но еще не вечер. Тут и последовало подтверждение. Облачная завеса снова засияла дырами, и через пару минут куртки пришлось сбросить. Стало жарко, градусов 25, не меньше. Мы приметили по дороге озерцо и тут же вкатили на частную территорию. Оглянулись. Так, вроде никому не мешаем, ничего не заградили. Взяли оборудование и побежали к воде. Солнце высоко в кадре, ветра почти нет, мы снимали, еще и еще.



Подкралась мысль, что такими темпами мы сегодня до фьорда не доедем. Но не останавливаться не вариант совершенно! Минут через пятнадцать мы снова сделали остановку для съемок. Тут уже обзор был иным. Ветер совсем стих, и водная гладь приняла форму зеркала, где-то на горизонте виднелись синие горы, островки с деревьями, игрушечные домики.



Тут мы проболтались еще полчаса. Вздохнув и сокрушившись, что и ехать надо и мимо не проедешь, мы двинулись в путь, чтобы через десяток минут снова встать на съемки. Мы свернули на 650 трассу.



И так на каждом шагу! То тут каменистый берег, поросший непонятно чем, с шикарным, живописным горизонтом и горами в фоне, то обрыв у дороги, и чудом растущие хвойные на его краю, с видом на фьорд.


В данный момент мы проезжаем долину, которую облюбовали фермеры. Трава растет в край дороги, обочина в ней же. Плотность травяного покрова такая, что земли под ней в упор не видно. По краям раскинулся смешанный лес, а с подножья гор он становится хвойным. Здесь хвойные, все как одно, единообразные, ровные, как стрела, лапы не выкручены, симметричны, будто их кто-то клонировал и рендерил для фильма. Деревья растут на уступах, на самом краю скал. Там, где не удерживаются деревья и кустарники - растет трава. Где нет травы - зеленеет мох. Где мха нет, есть лишайник. Все краски едкие, зеленый яркий, слепит. Кажется, что в этой стране трава всегда молодая, всегда зеленая



Небо снова затянуло тучками. Все обесцветилось. И вот, на очередном повороте нам встретилась панорамная площадка, открывающая вид на фьорд и водопад Семь сестер, чуть заметный справа. Толпа туристов была знатной. Три автобуса прижались к обочине. С такими условиями освещения и столпотворением, снимать не хотелось. Едем дальше. Дорога за поворотом пошла плавно вниз, петляя на виражах. Нам встретился домик, а через дорогу огромный камень, хорошо поросший травой. С него открывался вид ничуть не хуже. Мы остановись для съемок. Выглянуло солнце, пейзаж снова заиграл красками. Красота! Опять мне везет!



Пока мы огибали склон фьорда, чтобы подобраться к его "истоку", небо продолжило свое световое шоу.



Я попросил напарника дорулить до самого поселка Гейрангер. Через пятнадцать минут мы уже прогуливались по его улочке и закупались сувениркой. Взору открывалась тонкая линия серпантина, поднимающаяся куда-то вверх. Давай-ка мы и туда заглянем, предложил я. Сверху вид открывался прекрасный! Не хватало только солнца в кадре, да кораблика какого-то круизного.



На обратном пути, проезжая мимо панорамной площадки, которую уже освободили, мы сняли несколько кадров фьорда и водопада, поливающего дорогу. В голове звучала композиция Гарри
Грегсона-Уиллиамса "Жизнь" из фильма Прометей. Во истину, сочащиеся водой камни, цветущая природа, полная жизни. Чистота фантастическая! Будто человека и не было тут!



Три часа дороги нам пообещал ТомТом до лестницы троллей. Мы выехали на трассу номер 63.

Вечерело. Мы уже более-менее освоились с дорогами и гнали во весь опор. Где-то ближе к девяти мы обнаружили придорожное кафе с клубничной вывеской. Цены нас удивили снова, на этот раз приятно. Хорошо поужинав, мы решили добраться до дороги троллей и, если повезет, поснимать тайм-лапс, закат, и прочие прелести фотографии.

Очередной поворот, гремящая река, фары из сумрака высветили большие валуны, вокруг которых крутила вода. Отбойник дороги бросал отчетливую тень, будь еще немного темнее, мы бы не увидели этого места. Но мы увидели, переглянулись и загнали авто в ближайший съезд, а сами, вооружившись всем необходимым, пошли снимать потоки воды. Тут я впервые за эти дни встретил комара. Вода бурлила и гремела, мне все время казалось, что за спиной грохочет поток грузовиков. Коллега ускакал на дальний камень, рискуя опрокинуться в воду. Поток был относительно спокойным, но все же холодным и сильным. Рисковать не хотелось. Мы сняли несколько зарисовок и двинулись в путь.



Темнело стремительно. Солнце еще не ушло за горизонт, но облачность добавляла несколько часов. Где-то на пути, когда последний встречный автомобиль остался получасом позади, мы решили сделать остановку. Я более-менее хорошо вижу в темноте и из окна авто разглядел озерцо. Напарник мне не поверил, и мы решили остановиться, чтоб размять конечности. Было темно, фары машины выкусывали из мрака ближайший план. А что же увидит фотоаппарат на длинной выдержке? Я немного ослеп, пока распаковывал технику при свете багажника. Ветер тут был просто адский! Холодный, пронизывающий даже непромокаемую ветровку. Я скорее нацепил свитер. "Поробую-ка я снять на длинной выдержке теперь", подумал я, стараясь прижаться к земле как можно ближе, где ветер не рвет столь люто. Через 30 секунд открылась потрясающая картинка! Впереди нас ждали горы, горы и снова горы. Недалеко виднелось озеро, небо плыло лиловыми облаками, проглядывались звезды.



Мы изрядно вымотались, навигатор говорил нам, что мы уже 5 километров, как достигли цели. Но ведь ничего не видно. Вот тут стоит уточнить, освещения дорог у норвежцев нет, только супер-яркая разметка, что в свете дальних фар дает совершенно четкую картинку, но любоваться пейзажем вне дороги не получится. Мы решили разворачиваться. Лучше эту точку мы завтра с утра пораньше сделаем. В номер вернулись в полчетвертого утра.