О Долине Смерти на полуострове Камчатка.
Начну с того, что в это место я попал по воле случайностей, хорошего отношения ко мне и чуточки наглости. Если не ошибаюсь, то эта была середина июня. Шла подготовка к новому туристическому сезону. На кордоне Долины Гейзеров мы уже полностью откопали все тропы по периметру, а бригада строителей приводила их в порядок после снежной зимы: заменяла сломанный настил и облагораживала его. Не так давно произошла расконсервация кордона "Узон". На нем уже находились научные работники и инспектора, но для туристических посещений там было еще очень много снега. Рано утром к нам прилетела техничка (грузовой вертолет с необходимыми материалами для строительства, обеспечения и тд).
Мужская половина волонтеров, инспекторов и научных работников была очень быстро переброшена с Долины Гейзеров на Узон для погрузки лесов, необходимых для капитального ремонта некоторых троп. Я очень радовался этому событию, так как целый час прошел в новом для меня месте, на которое так же хотелось очень попасть. Правда толком разглядеть их, заваленных снегом, мне особо не удалось.
После того, как вся работа была сделана, я краем уха (в буквальном смысле слова) услышал от одного из начальников научных работников о том, что уже пора наведаться в Долину Смерти и провести осмотр территории. В этот момент внутри меня все перевернулось. Сразу же вспомнились рассказы отца, когда он сам, еще в юношеском возрасте, посещал эти места. В голове всплыли легенды, которые приписывают этой долине и именно сейчас появилась надежда туда попасть...
Наглость - второе счастье. Я выждал момент, когда инспектора и научники перестанут что-то обсуждать, чтобы аккуратно втиснуться в их компанию и напрямую напроситься с ними. Признаться - я не вспомню, что именно я говорил, но мне дали понять, что "не в этот раз, но в следующий точно пойдешь первым"...
Расстройству не было предела и я сильно поник. Другие ребята-волонтеры старались прибодрить меня, понимая, что такое событие для меня наверно чертовски важно. Я же думал, что мне предпринять еще... Через некоторое время Алексей - один из инспекторов, сказал, что пока отбой и поход откладывается. На душе как то отлегло. Может через пару дней что нибудь изменится.
Буквально через час, ко мне, как ни в чем не бывало, подходит Максим - инспектор с материка, который знает Камчатку намного лучше и глубже, чем многие из местных жителей и говорит: "Собирайся, через час выходим в Долину Смерти. Мы идем с Сергеем втроём. Больше никого"...
Собирать толком было нечего: фотоаппарат с запасом батареек у меня всегда был с собой, в теплой одежде особой необходимости не было, а провиант из консерв и крупы на ужин и завтрак нам накидали девчата. На ногах у нас были болотники, так как снега было еще очень много. Днем жарит сильное солнце и он уже сильно напитан водой. К тому же другой удобной обуви попросту не было.
Через час мы вышли на маршрут патрулирования. Весь кордон нас провожал как первооткрывателей неизвестных земель и не было никакого ощущения, что возвращаться нам уже завтра.
Основной задачей Максима и Сергея было патрулирование территории заповедника, наблюдение за животными, которых мы можем встретить, а так же оценка состояния полевого стационара "Долина Смерти". Моей задачей было...Просто попасть в это место и увидеть его.
Через пол часа наш пологий путь начинает превращаться в затяжной подъем по одному из кулуаров. Цель - подняться на вершину горы Бортовая. Справа открывается грандиозная панорама оползня, который сошел здесь в начале июля 2007 года. Сель уничтожил уникальные гейзеры на Камчатке
На пути встретили пару мишек. Мы им были не особо интересны, поэтому они сразу удалились по своим делам. Нам же лучше. Примерно в 16.00 вышли на плечо, откуда открывались все новые и новые виды. Солнце находилось прямо над нами и знатно припекало. Снег местами проваливался по пояс, отчего силы уходили мгновенно. И вот заветная радио станция, которая говорит о том, что вершина взята. Теперь есть время отдохнуть, попить чаю и насладиться мороженной брусникой, которую мы нашли на одном из растаявших полей.
вулкан Большой Семячик (Зубчатый, гора Зубчатая, Зубчатка) представлял собой внушительное сооружение с высотой вулканического конуса 3 км. Сейчас он под действием эрозии расчленен на части. Его скалистые пики поднимаются на высоту до 1700 м. Они придают вулкану суровый, дикий, но величественный и прекрасный вид. Характерная зубчатая вершина вулкана дала ему местное название — Зубчатка.
Пока Сергей с Максимом что-то обсуждают я успел побегать за птичками, которых до этого никогда не видел. Это оказалась птица клёст. Мне повстречались пара, красного и желтого цвета. Очень фотогеничные.
Время от времени наблюдал за своими товарищами: ребята были очень увлечены разговорами о природе. Они всегда о чем то разговаривали и обменивались мнениями. Вернее Сергей делился своим огромным опытом научного работника, о ситуации в заповеднике, о поведении медведей и еще многими интересными вещами, а Максим внимательно слушал и поглощал полученную информацию. Было понятно без лишних слов о том, что в этой компании я являюсь немного лишним, но Макс из-за дружеского отношения ко мне, договорился, чтобы меня взяли тоже. Нет, все было отлично, но в душе сидело такое ощущение. Наверно была некая малая обида по этому поводу, но я не лез на рожон, пытаясь убедить ребят в том, что я свой, я такой же как вы. Просто так бывает...
После быстрого отдыха и чаепития мы отправились прямиком к Долине. Шли по gps навигатору, попутно наблюдая за близлежащими горами. Солнце потихоньку начало переваливать в сторону запада, постепенно начало холодать. Где-то вдали по склонам гуляли медведи-одиночки. Даже без бинокля можно было разглядеть их огромные размеры. Хорошо, что наши пути не пересеклись.
На горизонте уже начали появляться вулканы Крашенинникова и Кихпиныч, а еще дальше начинала выглядывать сопка Кроноцкая. По правую сторону от нас располагались, еще занесенные метровым слоем снега, сопки Красная, Желтая и Ближняя. Мы на верном пути.
Под конец пути наши болотники окончательно промокли, а ноги порядком стерлись. Идти уже было не комфортно, поэтому мы пару раз останавливались передохнуть и посидеть на оттаявших полянках. Через час уже были на подходе к полевому стационару. Еще чуть-чуть и мы на месте. Снаружи домик был серьезно потрёпан. Западная стена сильно подрана. Видно, что медведи здесь хозяйничали чаще людей. Крыша в удовлетворительном состоянии. Некоторые окна разбиты. Скорее всего от сильных ветров.
Внутри все оказалось еще плачевнее: через разбитые окна нанесло очень много снега, печка была забита каким-то пищевым мусором. По всему помещению наблюдался беспорядок. Осознав, что отдыхать нам еще ближайший час не светит, мы молча приступили к уборке территории. Вынесли весь снег, который занимал полезное пространство, навели порядок с посудой, натаскали чистого снега для воды. Так же основательно прочистили печь. Постарались заделать все окна подручными инструментами, благо такие имелись в распоряжении.
Через полтора часа это дом было не узнать, а раскочегаренная и раскалённая печь с каждой минутой создавала все больше уюта. Быстро приготовили ужин и приступили к принятию пищи. Ужинали молча, но с огромным наслаждением. Не устану повторять, что счастье - в простых вещах.
Начинало темнеть. Солнце медленно садилось за горизонт, а мы наконец-то вышли на улицу, чтобы успеть всё рассмотреть. Рядом с домиком есть наблюдательная вышка, откуда отлично просматривается вся Долина. Конечно из-за большого количества снега - бОльшая часть этого места скрыта от нас и покажется еще не скоро, но отдельные парящие поля уже можно рассмотреть.
Долина Смерти имеет 2 км в длину и несколько сотен метров в ширину. Среди погибающих здесь животных — вороны, лисицы, медведи, полевки, росомахи, трясогузки. Большинство погибает на участке размером несколько десятков на сотню метров. Причина смерти — удушье. В выходящих из земли газах большую часть составляет углекислый газ, много сероводорода, эти газы накапливаются и оказывают медленное отравляющее действие. Есть свидетельства о присутствии и более быстродействующих отравляющих газов — предположительно, синильной кислоты (цианистого водорода) и её производных, которые также могут убивать птиц и млекопитающих, которые окажутся неподалеку, вызывая паралич дыхательного центра. (Материал взят из Википедии)
Как много жуткого, мистического и загадочного возникало в воображении, когда я слышал об этом месте. В этих местах все так пропитано тишиной, что это наводит некий ужас. Бескрайние просторы, вулканы по обе стороны и тишина... Тишина, от которой в прямом смысле слова - звенит в ушах! Проникнуться этим моментом очень сложно. Нужно оказаться в компании хороших людей, которые живут и дышат природой. И конечно же быть в нужном месте именно в это - нужное время. Складывается ощущение, что день и ночь только для тебя, что есть только ты и окружающая бесконечность, и именно в этот момент ты ощущаешь всю ее первобытность. Нет ни мыслей, ни проблем, а только наслаждение моментом. Сказать, что я мечтал оказаться в этом месте - ничего не сказать. Да и думаю - каждый бы хотел. Но вместо фотографий я получил намного более важную ценность. Такого ощущения единения с природой на тот момент я пожалуй ещё не испытывал.
А вокруг все равно - тишина....
День второй. Возвращение в Долину Гейзеров.
Проснулись рано. На часах было 6.00. Спалось тепло и уютно, да и жалко было тратить время на сон, когда вокруг такая красота. Но нужно возвращаться обратно. За короткую ночь все вещи полностью просохли. Позавтракав и собрав вещи - оформили отметку в журнале наблюдений. Там было много интересных записей о прошлых событиях и посещениях, но я не додумался сфотографировать их (больше таких просчетов я постараюсь не допустить)
Рассветное солнце выходило из-за вулкана Кихпиныч. Долина постепенно озарилась солнечным светом и начала оживать. Идти по утреннему насту было одно удовольствие. В связи с этим решили сделать большой крюк и погулять по здешним местам.
На своем пути встретили очень много следов медведей, а ближе к кордону нам начали встречаться следы рысей. Один из следов нам показался очень свежим и мы не теряли надежды, что посчастливится увидеть их вживую. Увы, но не в этот раз.
Дальше нам повстречались норы евражек. Я впервые видел, как они перебегают по снегу от своих норок к соседским. Мы явно вызвали у них интерес, отчего они пристально наблюдали за нами очень долго.
Так незаметно мы добрались до вершины уже знакомой нам горы Бортовая. С нее открывалась величественная панорама на Долину Гейзеров, Кислотное озеро в вершине реки Гейзерная и на все возможные вулканы.
Спустились прямиком по склону буквально за минут 15 (эх, так бы подниматься), После чего неспешно направились к кордону. Встречали нас, как победителей.
До позднего вечера мы увлечённо рассказывали о своих похождениях в этом удивительном и скрытом от общих глаз месте и только вальяжно гуляющие медведи на фумарольных полях прерывали наши повествования.