ОлОнец - перекрестие судеб в Карелии
Олонец – один из старейших городов России входит в состав Республики Карелия, расположен в 140 км к юго-западу от Петрозаводска и в 269 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга.
Русские называют город «ОлонЕц», а карелы – ОлОнец.
Название город получил от реки Олонка, или, возможно, от древневепсского «алнус» («низина»).
Олонец — одно из древнейших селений Карелии. В низовьях реки Олонки обнаружены стоянки древнего человека, которые датируются археологами 3-2 тысячелетием до н.э.
Официально годом основания города Олонец считается 1649.
Однако в письменных источниках Олонец впервые упоминается в 1228 году, когда город принадлежал новгородскому владыке. Город неоднократно разорялся в ходе русско-шведских войн XVI—XVII веков. Граница со Швецией проходила в 40 км от Олонецкого погоста. Поэтому в 1649 году была построена «порубежная крепость» Олонец для защиты северных рубежей России. Крепость сгорела при пожаре в 1741 году и более не восстанавливалась.
В конце XVII века Олонец насчитывал 726 дворов. В тот период город был единым торговым, военным и административным центром Карелии. Посадские люди Олонца были предприимчивыми торговцами, занимались выплавкой железа и даже на своих небольших судах они ходили в Стокгольм.
Когда население мобилизовали на строительство Санкт-Петербурга, постепенно Олонец стал разоряться и пустеть.
К 1703 году в окрестностях Олонца была устроена военная верфь. Фрегаты Балтийского флота строились на Олонецкой верфи и вооружались пушками на Олонецких заводах.
На гербе Олонца изображены два перекрещенных книппеля (это специфический морской пушечный боеприпас из двух ядер, скованных коротким отрезком цепи).
С 1719 по 1724 год Пётр I несколько раз бывал в Олонце и лечился на олонецких водах.
В XVII—XVIII веках Олонец продолжал оставаться крупным торговым («купеческим») центром. Но когда центр провинции переместился в Петрозаводск, Олонец постепенно превратился в тихий провинциальный городок.
В 1912 году в Олонце проживало 2058 человек.
После революции и русско-финской войны в 1920 году по инициативе Ленина была образована Карельская трудовая коммуна. В 1927 году Олонец был преобразован в сельский населённый пункт.
В ходе террора 1937-1938 годов в окрестностях села Олонец происходили массовые расстрелы жертв сталинских репрессий.
Во время советско-финской войны 5 сентября 1941 года части Карельской армии Финляндии заняли Олонец. Город был переименован в Aunuslinnu («Олонецкая Крепость»).
В результате наступления Красной Армии 25 июня 1944 года Олонец был освобождён и 7 июля 1944 года вновь получил статус города.
Любопытно, что Олонец и сегодня сохранил планировку XVIII века.
В городе есть памятник В.И.Ленину. А также братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Наиболее заметное архитектурное сооружение – Собор Иконы Божией Матери Смоленская (1828).
В настоящее время Олонец знаменит тем, что в городе с 1999 года ежегодно в первый день зимы проводятся «Олонецкие игры Дедов Морозов». Также проводится фестиваль «Олония – гусиная столица».
Олонец является единственным городом на территории Карелии, где карелы составляют большинство населения (58%). Однако карельский язык не считается вторым официальным. Говорящие на карельском языке, хорошо понимают финский.
Различные финские фонды финансируют изучение карельского языка в школах, покупают оргтехнику, бумагу. Во время нашего пребывания в Олонце, в гостинице поселились финские туристы. Они часто приезжают в ОлОнец, который по старинке называют своим Aunus.
Мы побывали в карельской деревне Нурмолицы, где участвовали в фольклорном карельском шоу, потом помылись в бане, искупались в озере, отужинали в карельской семье.
Однажды я сделал в Интернете запрос на фамилию «Кофырин» и получил ссылку на исследователя нравов, обычаев и суеверий крестьян, сельского учителя Н.В.Кофырина, чьи работы были опубликованы в Олонецких губернских ведомостях в конце XIX века.
Поскольку фамилия «Кофырин» редкая, я заинтересовался, кто же был этот человек, не мой ли он дальний родственник. Судя по описанию жизни и деятельности Н.В.Кофырина (родившегося в 1867 году и умершего в 1933 году) у нас удивительно много общего в характере, увлечениях, судьбах.
Я тоже занимаюсь исследованием традиций, обычаев и суеверий; опубликовал сорок научных работ, более сотни статей в газетах и журналах, написал два романа, учительствовал. Однако утверждать, что Н.В.Кофырин мой дальний родственник с полной уверенностью не могу, поскольку нет подтверждающих документов, а провести генетический анализ невозможно.
Поэтому я решил съездить в Олонец, чтобы на месте выяснить, кто же такой был этот Н.В.Кофырин.
Помня о желании найти сведения о Н.В.Кофырине, мы обратились в Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г.Прилукина. Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков был открыт как районный краеведческий музей в 1959 году. В 1994 году музей получил статус "национальный". Сегодня Олонецкий национальный музей является хранителем и собирателем самой большой в Карелии коллекции памятников, характеризующих материальную и духовную культуру карелов-ливвиков.
Недавно в Институте русской литературы («Пушкинский Дом») я встречался с доктором филологических наук А.Л.Топорковым. Он изучал труды Н.В.Кофырина и высоко их оценивает. А.Л.Топорков признавал: «Среди публикаций в ОГВ («Олонецких губернских ведомостях») следует особо выделить обширную работу Н.Кофырина «Суеверия крестьян села Песчанного, Пудожского уезда» (1900), включающую более 50 заговоров».
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Читайте также
24 января 2025
162
24 января 2025
189