ОПЛОТ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ. ЧАСТЬ I.
Этот год у меня начался сразу с путешествия. В рождественские дни побывала в древнерусских городах России. Давно собиралась поехать по Золотому кольцу. И вот сбылось. Правда, погода испытывала на прочность. Холод был - 35. Но это только усилило впечатления.
Все города, о них я обязательно напишу, находятся в Ярославской области, и только Сергиев-Посад в Подмосковье. Сюда, жители Москвы и близлежащих окраин заглядывают в рамках выходного дня. Бесконечным потоком тянутся паломники. Теперь тут Троице-Сергиева Лавра - мужской монастырь, с численностью братии около 200 человек. А вокруг вырос замечательный русский город.
И представить трудно, что более семисот лет назад здесь был просто холм, заросший диким лесом, где сын ростовских бояр Кирилла и Марии Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) выстроил свой шалаш. Совсем молодым человеком, 21 годов от роду, пришел он сюда со своим братом Стефаном жить по примеру первых святых христиан и усердно молиться Богу. Правда, в скорости остался один. Брат не вынес тяготы зимовки в непроходимом лесу и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Звал и Сергия, но тот был тверд в своих намерениях.
По преданию к Сергию приходил медведь. Видя, что зверь очень голоден, Сергий однажды, сжалившись, поделился с ним своей скудной едой. И медведь стал частенько захаживать за подаянием. С кротостью смотрел он на святого, и тот, порой, отдавал ему свой последний кусок. Фреску с этим событием увидели, когда вошли в парадные ворота монастыря. Все росписи стоит обязательно рассмотреть. Там в картинках изображены житие и деяния Преподобного старца.
Долго жил один Сергий в лесу, не считая медведя. Но Бог не оставил его. Слухом земля полнится, узнавали об отшельнике. И за Сергием последовали другие. Так появилась обитель. Жить стали коммуной. Совместными усилиями строились деревянные кельи, была выстроена маленькая деревянная церквушка Троицкая. Сергий написал свод правил совместного жития братии. Перед стенами лавры сейчас установлен памятник Преподобному Сергию с этим самым уставом. Поодаль можно увидеть памятник родителям Преподобного Кириллу и Марии.
Так начиналась история этого намоленного, почитаемого верующими места, колыбели русского православия. Всяк стремится приехать сюда, что бы посетить могилы праведных старцев, помолиться в старинных монастырских стенах, приложиться к мощам Святого Сергия Радонежского. Они находятся в Троицкой церкви. Теперь-то это белокаменный храм с золотыми куполами.
Непрерывным потоком идут верующие к раке Святого, где не прекращается молитва ни днем, ни ночью. В Троицком соборе находятся 3 иконы работы Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный», «Сошествие Святого Духа» и «Спас на престоле». А над главными вратами помещена Троица Андрея Рублева. Тут он учеником был и, превзойдя своего учителя, писал свои незабвенные иконы.
Подъехали мы к монастырю с северной стороны. Идем мимо Белого пруда, заледенелого под снегом, мимо Уточьей башни. Её легко узнать по уточке, сидящей на шпиле. По легенде, с этой башни Петр I, неоднократно посещавший монастырь, стрелял уток в Белом пруду, в память чего и была водружена утка на шпиль. Башня красивая: многогранная и многоярусная, украшенная орнаментом и рельефными рисунками.
К истории монастыря относится памятник защитникам Отечества, установленный на северном берегу пруда. В его композиции три фигуры: крестьян Петра Слота и Никона Шилова, а также Авраамия Палицына. Первые два взорвали подкоп к обители польско-литовских войск во времена Смуты, предотвратив его взятие. Монахом же Авраамием эти события были увековечены в летописи.
Об этих событиях повествуют таблички у Успенской парадной башни. Прочтите, непременно, если посетите лавру. Что только не претерпели стены монастыря за сотни лет своего существования. Все значимые вехи истории Российской переживались тут. А как иначе? Ведь, именно, он, Сергий Радонежский был духовным собирателем русского народа. С его именем связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской культуры в целом.
Но об этом я напишу в другой раз.