Иран. Костюм группы племён бахтиаров как семейная реликвия

Первая ночь в иранской семье стала для меня отличным отдыхом. Спала, разумеется, в отдельной комнате, и встала поздним утром. Оказалось, что в выходной все в доме спят допоздна. К тому моменту, как семья начала пробуждаться, я уже была полностью готова к исследованию города Изех.

На завтрак кушали омлет, сыр, каймак, мёд, грушевое варенье, багет, масло, чай с пирожными и, кажется, всё. Таков традиционный набор продуктов к иранскому завтраку. А после того хозяйка дома с дочерью нарядились в национальный костюм своего народа. В тон ему пёстрая шаль покрывала голову и плечи. К этому моменту хозяин включил музыку, чтобы мама танцевала.

 

- Наряд народа Бахтиарии
 
Она кружилась по ковру в тяжёлом парчовом наряде, а я только и делала, что снимала видео. Широкая до полу юбка раскрылась сверкающим куполом. Дорогая ткань платья покрыта серебряной металлической нитью толщиной с волос, отчего наряд при свете ламп отливал серебром. Вышивка сделана натуральным шёлком, как и сама основа материи.

А в конце танца нужно было умудриться сесть на колени так, чтобы юбка выложилась вокруг правильным кругом. Такое танцевальное завершение очень напоминало «бабу на чайник». Да и то правда! В этом наряде мы все походили на известную кухонную куклу.

Костюм примерила на себя и удивилась его тяжести, но кружиться волчком не получилось. Именно в этом заключается всё умение танцовщицы — раскручивать тяжёлую юбку до цельного купола. Я была уже рада тому, что платье мне пришлось почти в пору. Выглядело это смешно, но заставили, а теперь довольна, что не стала капризничать и согласилась на все пробы.

Надевают такой наряд по важным случаям, например, свадьба, торжественное чествование или приём. Только любоваться этой красотой! Платье и накидка передаются от матери к дочери, а весят они около семи килограммов. Удивительно ещё и то, что мужской традиционный костюм так же имеет широкую длинную юбку из шёлка, разве что менее яркую.

Иран производит свой шёлк. Ещё со времён Великого Шёлкового пути в Персию шёл китайский шёлк, а купить его могли лишь богатеи. Тогда иранские купцы привезли из Китая саженцы тутового дерева и шелковичных червей. Гусениц кормили листьями белого тутовника, но технология работы с коконами была китайской тайной. Лишь со временем научились разматывать нить без обрывов и за 2000 лет изготовление шёлка достигло совершенства, распространилось на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Но к великому сожалению именно разматывание нити так и осталось черновой работой бедного деревенского населения за гроши. А шёлк всё так же дорог и используется в особых необходимостях.

В тот день мы с Соудобех снова поехали на древности смотреть, точнее на раскопки города Кул-е Фарах. Это место занимает небольшую площадь на окраине Изех, но знаменито своими каменными рельефами.

Здесь сохранилось сухое русло реки, как подтверждение тому, что в этих местах жили люди и цвели сады. Теперь же горячая пустыня поглотила каменные фундаменты, иссушила реку, погубила жизнь. Сохранились древние рисунки в камне из жизни горожан, петроглифы ушедших поколений.

Само разрушенное городище мне не было интересно, не чувствую я руины древних поселений, но петроглифы со стройными рядами армий поразительны. Создавалось впечатление, что вся симметрия и единый размер фигур выполнен при помощи трафарета. Но какой трафарет на камне? Это же не обои на кухне, когда приложил трафаретку и нарисовал красивый цветок на месте некрасивого пятна. По камню нужно породу резать, к тому же фигуры выпуклые. Сплошные загадки в этом Иране! С каждым днём их становилось всё больше.

Тут такая жара, казалось, потеряю сознание. Даже не верилось, что этот город стоял среди лесов у реки. Теперь только сухое русло тянется между дремучих камней. Вдоль него растут несколько оливковых деревьев тех времен, а они живут долгую жизнь, более 2000 лет, да унылое стадо баранов проходит по главной улице бывшего города, лениво позванивая колокольчиками под неуёмными лучами раскалённого светила.


 
Ближний восток богат на всякие древности. Копать можно в любом месте и всегда найдется камешек или камень с интересным посланием из прошлого, которое, впрочем, не всегда удаётся разгадать.

Пока мы исследовали город, подруга томилась под солнцем в чадре. Я спросила её, как она переносит жару в чёрной одежде, та лишь улыбнулась и ответила, что только дома может раздеться.

Вернулись домой к обеду, а там гости. Приехала семья брата с соседней улицы. Знакомство продолжилось.