От Екатеринбурга до Актау, по Актау и обратно
Кто не работает, тому и отдыхать неохота. Ну а всем остальным надо решить:
1. Куда и когда ехать?
2. Зачем ехать?
3. Во сколько это обойдётся?
4. В конце концов, как туда доехать и как оттуда уехать?
Понятно, что любой экспромт должен быть хорошо подготовлен. Поэтому вопрос был решён где-то в середине апреля.
А теперь по порядку.
1. Отдыхать решено на море, желательно, когда тепло и погода хорошая. Рассматривались варианты Крыма (вначале), но они были отставлены и выбрано Каспийское море со стороны Казахстана, в Актау.
2. Ехать оздоровиться — раз, посмотреть новое — два. Ну и азбузов\дынь налопаться.
3. В общем, не так уж и дорого, как может показаться. Большой разброс — от люксовых номеров до хостела, причём всё — рядом с морем. В результате выбрали золотую середину — номер эконом-класса на двоих, со всеми удобствами и включённым завтраком выходит меньше трёх тысяч за день. До моря — метров 50.
4. Доехать проще всего или самолётом через Москву или Астану, поездом с пересадкой через Астану или на автомобиле без пересадок, но проехать 2750 км. Слухи о жутких казахстанских полицейских по проверке были признаны слухами. Принцип простой — не нарушай да не останавливаем будешь. Нас весной остановили один раз для проверки документов, всё заняло ровно 2 минуты с пожеланием доброго пути.
Какой русский не любит длинной езды? Многие выберут поезд или автомобиль. Если почти мгновенно перенестись самолётом, но теряется процесс постепенного «вживания». Вот и мы отвели на дорогу 3 с половиной дня на 2750 км. С запасом. Но.... выезд вместо 8 часов утра состоялся только после часа.
Маршрут Екатеринбург—Нижние Серги—Месягутово—Уфа — Стерлитамак — Оренбург — граница — Уральск — Атырау — Бейнеу — Актау. Из-за сбоя со стартом полетели почти все места запланированных ночёвок. Но этот вопрос решился — едешь до вечера, а потом встаешь, где увидишь пригодную гостиницу. Отъехали от города 50 км — и первый стоп. Дорогу ремонтируют. Этих ремонтов нам попалось очень много — ремонтируют дороги, ремонтируют мосты. Поэтому едем, любуясь природой, а в случае остановок любуемся более основательно.
А любоваться есть на что.
Родная тихая красота Урала постепенно сменяется более яркой красотой Башкирии с её уже зрелыми подсолнухами.
Границу переходили чуть больше часа — очередь. Больше всего времени заняло выписывание Осаго для Казахстана. В Казахстане нас обрадовал знак — для начала 144 км неровной дороги, а потом видно будет.
Но необходимо отметить — в Казахстане дороги тоже чинят. На дороге появились узбеки с автомобилями, загруженными «по самое немогу».
Почти сразу после Уральска началась засушливая степь.
Проехали мы и мимо пожара в степи — очень неприятное зрелище.
Послу Атырау въехали в пустынную зону с её саксаулом.
И наконец к концу третьего дня догнали график — доехали до Бейнеу, где много песка и практически нет деревьев и зелени. Надо проехать ещё 400 с лишним километров. Утром увидели, что из жилого района в степь пошли верблюды. Некоторые сами, других гнали почтенные казахстанские матроны, третьих гнали детишки. Грех было не достать фотоаппарат.
Выехали, и пошли интересные знаки.
В Бейнеу на заправке КазМунайгаза 95 бензина нет. Канистру заранее заполнили. Всё-таки 800 с гаком км от Доссора до Актау без заправки нужного нам 95. Тепло (в 10 уже около +35), но переносится легко — воздух сухой. На плато Устюрт растительности практически нет — всё высохло. Дождя здесь не было давно и долго не будет. Конечно, остановились на спуске с плато.
После спуска с плато окрестности живописности не потеряли.
Ещё километров через 150 степь стала чуть-чуть позеленей — начала сказываться близость Каспия. Появились нефтяные вышки. И наконец, километров за 30 до Актау мы уже видим МОРЕ! Последние километры — самые долгие. Дорога уже идёт по городу — а интенсивность движения там приличная. По машинам чувствуется, что город нефтяников. Дороги широкие, много строится новых зданий, первым делом прокладывают дороги. Мы достигаем цели нашего путешествия — гостиничный комплекс «Достар» (в переводе — Друзья), видим, что не одни такие шустрые. На стоянке — машинка с тюменскими номерами, рядом — с нашими, свердловскими. Значит, всё правильно. До моря — 50 метров. Размещаемся — и отдыхать!
Народ разный, очень много с детьми. Типичная казахская семья — детей 3 — 5, а то и больше. Русские — один ребёнок, редко — парочка.
Поговорили с тюменцами, что приехали пораньше нас, о дороге — они ехали напрямую, в результате 20 часов пилили по степи 400 километров, хотя по карте там и нарисована дорога. Но по ней ехать хуже, чем по степи. Обратно они решили ехать как и мы.
Рядом с гостиницей стояли мотоциклы, принадлежали семейной паре из Австралии. Они совершали кругосветное путешествие со стартом и финишем в Лондоне. Но об этом удалось узнать только в вечер перед их отъездом. Возраст этих кругосветников — мужчине 61, у женщины спросить не решился, но тоже где-то рядом.
Вообще — молодцы! Вот только они ничего не могли узнать о достопримечательностях рядом с Актау и просто провалялись несколько дней на пляже, пока ждали теплохода до Баку. Сидеть на отдыхе все дни на берегу моря и двигаться по маршруту отель — пляж — отель — пляж и далее по кругу просто скучно. Ведь интересно посмотреть, куда же ты попал. Хочется попробовать разные вкусности. Кроме того — обменять рубли на тенге. Внимательно изучив карту Актау — спасибо Яндексу — приходится долго думать. Во первых — в городе своеобразная планировка — микрорайонная. Дома в старых микрорайонах — панельная классика, но иногда она бывает с некоторым местным колоритом.
Улицы между микрорайонами часто вообще без названий. Номера микрорайонов тоже не видны. Приходится составлять алгоритм — после парка два перекрёстка, потом налево, потом спросить, куда? Начинаем с главного — денежного вопроса. Один из лучших курсов — в Сбербанке. Находим просто достигаемый офис и едем туда. Вот тут и зарыт подводный камень! Оказывается, въезд в Казахстан может быть по простому паспорту, а обмен валюты — только по зарубежному! Привет от нашего Центробанка! Правда, местные служащие идут навстречу и деньги в результате обменяли. А если есть наша российская сберовская карта с рублями — то просто подходишь к казахстанскому сберовскому банкомату и снимаешь наличные тенге. Безнал работает почти везде, так что с этим проблем тоже нет. Но на рынке безнала нет, а арбузов и дынь хочется.
Сделали первый (но далеко не последний) пробег по городу. Что бросается в глаза — к своей истории казахи относятся очень бережно. Памятник казахскому деятелю, устанавливавшему Советскую власть в Прикаспии, не тронут.
Недалеко от него, метрах в 200 — МИГ-21.
С другой стороны, тоже не очень далеко, памятник Шевченко, который был сослан «кГровавым» царским режимом в военную крепость на берегу Каспия, где он провел 7 лет. Сейчас это — город Форт Шевченко, в 100 км от Актау. Актау раньше тоже носил название Шевченко.
Почитал историю переименования: «В Мангистаусской области — всего 3 города, из них 2 названы в честь Шевченко. В городе Шевченко сам Тарас Григорьевич не был, так как он начал строиться в 1961 году, город за эти годы носил названия Гурьев-21, Актау, Шевченко. По просьбе жителей возвращено название Актау.»
При купании прямо перед моим лицом (ну, метрах в 10) из воды выскочила рыбенция почти с полметра, взлетела серебристой молнией и грациозно упала в воду. Местные рыбаки сказали, что я видел кефаль.
Её специально заказали в ресторане — вкусна, ох вкусна. Понравилась больше, чем осетр (его заказывали для отчёта — вот, бывали на Каспии, осетра едали).
В центре города несколько целей — посмотреть монумент, посвященный Великой Отечественной войне, зайти в краеведческий музей.
На фотографии — здание музыкально-драматического театра, монумент Победы в войне — напротив него.
Чувствуется, что за монументом ухаживают.
В городе видели хороший джип, за рулем которого — молодой казах. Возраст — около 30, т.е. вся его осмысленная жизнь протекала при независимом Казахстане. Сзади — традиционная для наших машин наклейка «9 Мая — помню, горжусь». Стал приглядываться — да, в Казахстане встречаются. Не так часто, как у нас, но есть. Недалеко от монумента и краеведческий музей. Познавательный. Одно плохо — раздел современного Казахстана в некоторых залах — только на казахском. Но посмотреть есть что — например, как выглядит настоящая казахская юрта.
Немного ещё про дорожное движение. Оно плотное, но водители соблюдают правила практически все. Штрафы приличные. В разговорах с нашими туристами-водителями были штрафы 11 000 руб за превышение скорости, 12 000 руб (в пересчёте на тенге, естественно) за разворот через сплошную. Видели, что происходит с теми, кто не пропускает пешехода. Мерседес, ехавший перед нами, остановили, долго разбирались. В результате минут через 15 с этого мерседеса скрутили номера и машинку подцепляли на эвакуатор. ЖПС-ников (Жол-Патрульдык полицыясы — Дорожно-Патрульная полиция) видели много и в городах, и на трассе. Несколько раз выезжали на рынок — вот уж где столпотворение машин и всё время полицейские машины дежурят и останавливают нарушителей. Правильно едешь — претензий к тебе нет. Да, самое главное! У них нет 20-км зазора скорости! Написано «максимальная скорость 60 км» — значит, если будет 70 — приедешь к штрафу.
Выезжали на гастрономические радости. Покушать хорошего плова посоветовали в ресторане «Хает» с узбекской кухней. Съездили, насладились, затем отдохнули на приморском бульваре напротив ресторана.
Через пару дней съездили туда ещё раз. Нашли, где в городе продают шубат (это кисломолочный напиток из верблюжьего молока). Мы этого шубата в общей сложности в несколько заходов выпили почти 15 литров. Наливали в 5-литровую бутылку, ставили в холодильник. Местные обычно выпивают пиалку свежего и бегут дальше. Очень приятный и очень опасный для женщин напиток! Верблюжье молоко не менее 5% жирности, так что шанс поправиться велик.
Ну и немного про местных дорожных рабочих - форма у них такая!
За день до отъезда выехали в город, чтобы заправиться перед дальней обратной дорогой. А на заправке говорят — 95 бензина нет, только по карточкам. Потом спросили, насколько далеко ехать и залили полный бак с канистрой — около 50 литров, пожелали хорошей дороги. Потом узнал - в связи с топливным кризисом в Казахстане этой осенью был довольно крутой разговор в правительстве.
«Назарбаев объявил министру энергетики Казахстана Канату Бозумбаеву выговор». Кроме того, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев поручил снять с должности вице-президента «КазМунайГаза» Данияра Берлибаева и объявить выговор главе «КазМунайГаза» Сауату Мынбаеву за неудовлетворительное состояние рынка ГСМ.
На обратной дороге надо посмотреть на горы Мангыстау попристальней. День жаркий, +35, но жара переносится легко, дует умеренный ветер.
Резко прочерченные меловые склоны гор Мангыстау
Ровные линии полуразрушенных каменных шаров на склонах.
На плато Устюрт заехали полюбоваться каньоном. Дорога туда грунтовая, на очень коварных кустиках пробили колесо. Достали запаску, сменили — и снова на асфальт, всё ближе и ближе к дому.
Недоезжая до Бейнеу километров 50 — 70 полюбовались первой речкой за 700 км. Правда, пить из неё нельзя абсолютно — солёная, вода солонее, чем в Каспии.
Проехали за Бейнеу ещё километров 170, до посёлка Боранкул, который нам запомнился огромным караван-сараем. Большая столовая работает почти круглосуточно, готовят просто и вкусно. Тут мы в последний раз на ужин пили столь полюбившийся нам шубат. В небольших посёлках безнала нет, так что наличные тенге при себе иметь просто обязательно.
Утром сняли ремонт нового грузовика и тронулись домой, хотя до дома ещё больше 2000 км.
Да, жизнь связана с дорогой, и не только у людей. Кони ходят с одной стороны дороги на другую, несколько раз видели лисиц, промышляющих у дороги, но сидящего прямо на дороге пернатого хищника увидели впервые.
Верблюды шастают вдоль дороги в надежде найти пропитание - в степи его найти трудно, как и воду. Видимо, увидев знак заправки, он решил, что там воду наливают и двинулся туда?
Дорога идёт и мимо кладбищ. Разные есть могилки - есть скромные, есть прямо Тадж-Махалы. Но могилы местных почитаемых старцев к разряду пышных не отнесешь.
Главное впечатление от дорог Казахстана - это то, что недалеко от них почти всегда идут столбы - то линии электропередач, то линии катодной защиты трубопроводов. Иногда это просто удивляет - такое обилие столбов тянется до самого горизонта и там исчезает.
Начинает заканчиваться наше путешествие по Казахстану ночлегом в мотеле около Уральска (если ехать на Оренбург - то чуть недоезжая Уральска дорога уходит с перекрёстка направо, и метров через 100 - 200 мотель. Утром, позавтракав, тронулись дальше. По дороге в последний раз заправились дешёвым казахстанским бензином (заправка PETROL, до этого заправлялись ещё на заправке HELIOS, по отзывам нормальные сети). На оставшиеся тенге закупили арбузы, когда объезжали Уральск. К границе подъехали около 11 часов, прошли очень быстро - и мы уже практически дома, хотя ехать ещё прилично. Решили ехать обратно через Орск - Челябинск, чтобы миновать возможные пробки на М5. Немного попетляли по Оренбургу (ну нет указателей), наконец выехали на дорогу в Орск и тут наши сердца возрадовались. Начались родные Уральские пейзажи с горами, травой, лесом и даже солнышко к вечеру разгулялось.
Так, за любованием природой к вечеру доехали до Орска. Спросили на заправке, где заночевать - если бы не подсказали, то не нашли бы. Утром выехали в сторону Челябинска. С указателями та же беда - нет. Наконец увидели ДПС-ников, получили информацию, и началась фантасмагория, которая возможна только на наших дорогах. Указатель - Челябинск 495 км. Хорошо, едем. Километров через 15 следующий указатель - Челябинск 525 км. Едем потихоньку, на щитах расстояние до Челябы потихоньку становится меньше, наконец, когда мы отъехали от Орска 250 км, увидели - Челябинск 400 км. Куда делись ещё 160 км, которые мы проехали? Указатели на Челябинск тоже исчезли. Дорога стала напоминать угадайку. Выезжаешь на Т-образный перекрёсток, на указателе налево - одна деревня, направо - другая. Где Челяба? И местных спрашивали, и даже свернули разок не туда - в общем, скучно не было. Наконец, выехали уже до более-менее знакомых мест - Варна там, Берлин, Лейпциг, Фершампенуаз.
Тут уже выберемся. И так оно и было - вечером, ближе к 22, несмотря на ремонты на дороге Челябинск - Екатеринбург мы подъехали к городу. Завершен наш отдых!
Читайте также
2 января 2025
41 160
2 января 2025
8 516