Шокирующие и загадочные экспонаты в Региональном музее Ики. Перу

Предыдущая часть - Как легко потерпеть фиаско

Следующая история - Знаковая встреча

Зал керамики

Региональный музей Ики при входе требует оплату в десять долларов и ещё пять за фотокамеру. Сейчас, кстати, фотографировать совсем нельзя.
Но разве могло что-то реабилитировать моё ужасное настроение после непопадания в библиотеку Чёрных камней? Совершенно равнодушно пошла по залам с декоративной посудой из керамики. Сколько я уже видела подобных стендов, так и не сосчитать. К посещению музея не была готова и не знала, что мне тут покажут. Надо было вникнуть в просмотр и проявить интерес.

Цветные полосы по гигантскому горшку или котлу были столь свежи, что верилось с трудом, будто выкопали его из грунта. Роспись по вазам и кухонной утвари с изображением фигур человека принадлежала технике рисунка культуры Паракас. Это соседний регион, где артефактам нет конца, к тому же многие из них не поддаются пониманию как по принадлежности, так и по их использованию индейцами.

А вот изумительные чёрные кувшины с воздушными ручками – это произведения мастеров древних инков.
Более стилизованные вазы и кувшины с религиозными знаками и жизненными сценами, техника культуры Наска. Широкие блюда и объёмные сосуды принадлежат умельцам Писко. Четыре ведущие культуры региона являются наиглавнейшими и для мировой науки.

Деревянные тотемы, в виде вырезанных фигур идолов, что использовались в религиозных церемониях Wari. Охотничьи пращи и стрелы с костяными наконечниками. Узелковые письма древних Инка, в узелках которых хранилась вся необходимая информация. Похожи они на кокетливую юбочку с бахромой. При помощи этих писем Quipu, считали население, вели учёт времени, подсчитывали количество необходимых продуктов и ресурсов. Использовали в агрономии.

Зал биоантропологии

Следующий зал биоантропологии едва преодолела, а не надо было спешить, нужно было постараться сделать как можно больше снимком. Здесь в основном показаны мумии, как образцы погребения у индейских племён. Одни хоронили соплеменников в позе сидя в ямах, другие в глиняных горшках, а кто-то клал покойных навзничь или на бок.  Мумия сидящей беременной женщины, найдена в захоронениях Писко. 

В одной из витрин за стеклом разложены черепа с длинными и сплетёнными по-разному косами, видно и тогда женщины придавали значение своей внешности. Если принять во внимание, что экспонаты доинкского периода, по крайней мере тысячу лет индейские женщины носят косы. Здесь не принято стричь волосы. Обнаружены черепа с косами в районе Паракаса и Наска.

Страшно и одновременно интересно видеть трепанированные черепа. Тут возникает много вопросов, а соответственно, версий.  Над стендом висит иллюстрация, где для наглядности представлена сцена этой операции с участием необычного человека в роли "хирурга". Черепа с дыркой часто находят в общих могилах, значит, люди были не из числа знати. Их много, и дыры открыты, то есть люди погибли, нельзя признать процедуру медицинской операцией. Если это наказанные соплеменники, тогда зачем и почему так много? Ведь человек в то время должен был себя обрабатывать, а процесс выздоровления долог. Получается, племя должно тратить силы и средства на лечение трепанированных сородичей. Если это пленные, тогда непонятно для чего пробивать им головы. Значит, остаётся версия, что кто-то проводил эксперименты над простыми людьми. Судя по иллюстрации со стены - она сделана с одного из гравированных камней древности - "хирургом" мог быть представитель неизвестной цивилизации. Это всё не мои выводы, это из научных статей о Мезоамерике. 

Дальше больше. Стенд огромных, длинных человеческих черепов повергает в шок. Искусственно деформированные головы были в моде у многих народов мира, но в древнем Перу они не только самые длинные, ещё их объём превышал обычный в полтора раза, иногда больше. Это и есть одна из главных загадок. Наибольшее количество форм черепов было обнаружено в долине Писко, долине Ика и на полуострове Паракас.

Скелеты с длинными черепами погребались раздельно, нет у них общих могил, как и нет признаков трепанации. Видимо, то был особый тип неприкосновенного человека. А не в этом ли причина стремления во всём мире к удлинению черепов, чтобы быть похожими на неких неизвестных нам сегодня людей? Они явно пользовались уважением и привилегиями. В общем, мы гадаем и предполагаем, изучаем и стремимся понять. Откуда появились яйцеголовые люди на земле 17 000 лет назад, если судить по возрасту скелетов? А не потомки ли они внеземных цивилизаций, которые так тесно связаны с историей континента в мифах, памятниках, рисунках. Такие вопросы стоят перед наукой. 

Надо отдельно сказать, способов деформации черепов много, а делали это в первую очередь с целью этнического отличия и эстетического внешнего облика. Факт давно доказан, теперь бы разобраться с яйцеголовыми.) Понятно, эта задача у антропологов не единственная.

Музей покинула с неопределённым чувством. Вроде бы было интересно, но я больше натуралист и по природе мастер, антропология не для слабонервных. Всегда считала, про мумий лучше слушать, чем на них смотреть.  По прошествии времени понимаю, что смотрела на уникальную коллекцию экспонатов и очень довольна посещением краеведческого музея Ики.