Пейзаж жизни. Часть I

Она окончила орловское художественное училище и подготовительные курсы ВГИКа в Москве. Училась в Академии Художеств Санкт-Петербурга на факультете «Теория и история искусств». Знакомьтесь, Марина Зерщикова - художница, искусствовед. Особенного таланта девушка, которая живет в областной столице 33 региона - во Владимире.

Каково было мое удивление, что о Марине в интернете нет практически никакой информации - лишь общие сведения в контексте совместных выставок с владимирскими мастерами. Я решила, что это несправедливо. Человек - настоящий, добрый, ее талант - на вес золота! Мое большое путешествие по Золотому кольцу продолжается. Эксклюзивное интервью для Клуба путешественников телеканала "Моя Планета".

Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"
В материале использованы фотографии Марины Зерщиковой



- Марина, привет!

- Привет, Наташа

- Поделись, когда впервые взяла в руки кисть и краски?

- Изобразительной деятельностью я начала заниматься с детства и, честно признаться, не помню - с каких лет. Сменяли друг друга художественные студии, орловская художественная школа и училище, подготовительные курсы во ВГИКе в Москве. Передо мной в это время не стояло никаких целей, кроме как заниматься тем, что нравится, а также - научиться красиво рисовать. Овеянный романтикой образ художника привлекал меня все больше, так же, как и возрастало желание писать на уровне именитых мастеров - Репина или Сурикова.


"Суздальский рынок", 2010, дипломная работа Марины Зерщиковой

Очень сильно изменило мою жизнь и, в частности, понимание искусства решение 2005 года о поступлении на отделение живописи под руководством Конотопова В.Г. в суздальском училище. Благодаря этому преподавателю для меня стало понятно, почему после стольких лет обучения в различных местах, я не обладала достаточным уровнем знаний, умений и навыков. Прежде всего эта разница заключалась в постановке взгляда. Постепенно для меня открывалась на практике разница в получении впечатления и просто "смотрения" на что-то, разница в методах художников-реалистов и художников-натуралистов. Преподаватели Конотопов В.Г и Савельева Е.С. привели меня к написанию многофигурной композиции, о которой я только мечтать могла до встречи с ними.


Они раскрыли для меня, казалось бы, очевидную, но трудную к принятию истину - художник основывается в своем творчестве прежде всего на том, что его впечатляет, то от чего возникает эмоциональное потрясение, конкретное ощущение или чувство. Задачи рисунка, живописи, композиции служат способом достижения этого, так же, как и техника исполнения. Детали в картине не существуют относительно сюжета или сами по себе, они существуют относительно конструкции, относительно общего решения цветового и тонового, детали помогают еще более тонко почувствовать, или восхититься окружающей средой.


Название работы: "Под снегом"

Я поняла, что рисунок, живопись, композиция – это не только то, что способствует созданию произведения искусства, но и то, что формирует мировоззрение. Постоянная практика в рисунке и живописи побуждает проверять относительно «большой формы» второстепенные, а передача цветовых отношений помогает оставаться неравнодушным к окружающему миру. Профессия художника стала определять мой образ жизни. И, думаю, с этого момента я точно определилась в своих жизненных целях.

На протяжении обучения в мастерской Конотопова В.Г. особо трудно давалось в рисунке освободиться от общепринятых схем изображения. Еще с детства учат детей рисовать домик, как кубик с треугольной крышей, а человека, как шарик-голова с туловищем-палочкой, двумя ножками–палочками, двумя ручками-палочками. Эти схемы немного усложняют, но также ими руководствуются и многие художники в возрасте. Эти стереотипы было сложно сломать в себе. Признаться, как именно ты видишь форму, порой, очень сложно. К примеру, когда вы пишите портрет, то освещение может выделять руки, а само лицо почти не видно. Кажется, что так написать нельзя, что классическая схема так не позволяет, задаешь себе вопрос: какое отношение к портрету имеют руки? Если пойти на поводу у этих вопросов, то начинаешь все равномерно прорисовывать – это принцип натурализма. Если бы вы написали портрет относительно рук, то это то, что природа этого человека диктует вам. Или вообще, просто необходимо найти такое освещение, чтобы именно глаза были центром композиции. В искусстве огромное количество вариантов, это зачастую изматывает, но всегда приносит ощущение радости от жизни.

- Когда ребенок выбирает дорогу творчества, семья довольно скептична к такому выбору. Как родители отнеслись к решению?

- Думаю, родителям, которые никогда в области искусства не работали, очень сложно принять такое решение ребенка. Существует много стереотипов мышления об образе жизни художников, навязанных обществу на протяжении последнего столетия. Они связанны с алкоголем, наркотиками, сумасшествием или просто нищенским существованием. Естественно, родители задумываются, что же будет с их ребенком, когда он выпустится из учебного заведения. Сможет ли он работать по профессии или сопьется в борьбе с трудностями? А если он устроится преподавателем, будет ли его зарплата больше 6 тысяч рублей? Как он будет жить без пенсии, если не будет трудоустроен? Художники в современном обществе не адаптированы, им приходится искать средства к существованию, зачастую с помощью подработок в других сферах. Думаю, и мои родители задавались такими вопросами, для них мои выбор был сложен, так как за собой нес полную неопределенность в жизни. Однако, они его не отвергли, за что им чрезмерно благодарна.


Марина вместе с мамой

Сейчас в моей жизни есть два направления деятельности. Первое из них - реализация себя в профессии художника, а второе - заработок средств к существованию не по профессии. Помимо этих дух направлений, есть и периодические занятие искусствоведческими работами. Это для меня так же пока не приносит средств к существованию.

Иногда на работе мою художественную деятельность называют "хобби", так как кажется, что я меньше пишу, чем работаю. Но это не так. Именно знания в моей профессии дают возможность добиваться результата в той работе, которая приносит мне средства к существованию. Именно художественная деятельность определяет мою жизнь.


Название работы: "Питерский этюд"

- Твои картины - это жизнь города Владимир. Люди из мегаполисов особенно тепло смотрят на такие полотна. Как ты думаешь - почему?

- Я живу во Владимире 7 лет, открываю для себя этот город с разных сторон: промышленной, городской и сельской. Каждая из этих сторон вызывает определенные эмоции, но, думаю, все они наполнены спокойствием и тишиной, которых так не хватает мегаполисам. Сама жила в Москве полтора года, для меня это был постоянный стресс, даже с утра добраться до места работы или места учебы чрезвычайно сложно. Вокруг окружает суета, все торопятся на работу, потом успеть домой вовремя. Текучка туристических потоков, витание в воздухе различных языков, рекламные вывески, существование различных архитектурных стилей дробят восприятие действительности на различные грани.


Название работы: "Зимний воздух"

В такой суете начинаешь терять себя, свое восприятие действительности. Гоняясь за выполнением мелких задач, забываешь, что такое просто посмотреть на небо, удивиться необычайным краскам заката, даже вспомнить, что ты живешь в городе, богатом культурными ценностями. Думаю, эти ощущения, побуждают к тому, что хочется дома разместить «окошечко в тихую умиротворенную природу».


название работы: "Зимнее солнце"

- Ты пишешь и портреты. На мой взгляд, это очень сложный жанр! Каких людей ты больше всего любишь изображать на своих холстах?

- Сейчас я концентрируюсь на написании пейзажей, портреты в моем творчестве занимают не главное место, это скорее приближение к пониманию решения станковой композиции, которую я планирую написать в будущем. Это - как сбор подготовительного материала для композиции. Меня привлекают люди с сильным характером, которые выражают яркие эмоции, имеют богатый внутренний мир, определяемый теми вопросами, которые они себе задают.

- Расскажи об объединении Арт-Навис, как ты там оказалась?

- Я состою в объединении Art-Navis как художник и искусствовед c 2010 года. Для меня оно является неформальным содружеством, которое дает возможность не только совместно организовывать выставочные проекты, но и всегда иметь возможность положиться на людей, которые понимают, чем я занимаюсь. В современном обществе эта поддержка для художника является очень и очень ценной.



Приведу в пример - один факт из своей жизни. Два года назад мы стали писать на пленэре вместе с Мариной Власовой, художницей объединения Art-Navis. Наш союз продуктивен, так как мы активно стали изображать те места, в которых одному подолгу находиться немного страшновато. Постоянные обсуждения работ друг друга и в целом вопросов искусства привели к появлению качественно новых произведений на новые сюжеты.


А в объединении нас 10 художников, мы все общаемся. Каждый ставит в искусстве разные задачи, но объединены мы общей целью - сохранить в себе способность развивать реалистическое направление в искусстве, развивать художественные навыки относительно друг друга, создать благоприятную эмоциональную среду для этого.

Наше объединение имеет богатую предысторию. Педагогическая деятельность Конотопова Вячеслава Геннадьевича и его учителя Михаила Николаевича Гребенкова, трактовавших методы Павла Петровича Чистякова, лежат в его основании.



В прошлом году мы отметили юбилейную дату – 10 лет вместе, которую отпраздновали открытием великолепной выставки в Центре пропаганды изобразительного искусства. Начало существования объединения Art-Navis положила самостоятельно организованная выпускниками Конотопова В.Г. «Большая выставка живописи». Это произошло в 2006 году, когда я сама еще только была на втором курсе училища. Далее последовал огромный ряд выставок.

- Школа владимирской живописи очень популярна. Самые важные для тебя правила, которым ты не изменяешь в творчестве?

- В прессе часто задают вопрос: «Относите ли вы, художники объединения Art-Navis, себя к владимирской школе живописи?». Я, как искусствовед и выпускница Академии Художеств Санкт-Петербурга, занималась исследованием творчества основных представителей этой школы. Сейчас ее границы размываются по времени и по составу. Я причисляю к этому художественному явлению Кима Николаевича Бритова, Владимира Яковлевича Юкина, Валерия Григорьевича Кокурина, Николая Алексеевича Мокрова, Валерия Сергеевича Егорова. Пока эти метры занимали главные места на выставках, был резон говорить о Владимирской школе живописи. Однако, настоящих учеников ее представители не воспитали, потому она прервало свое существование.

В интервью с Ильей Конотоповым, председателем объединения Art-Navis, вами была высказана мысль, что его произведения являются образцами владимирской школы живописи. Сам автор не просто сомневается в необходимости такого причисления, но даже писал, что «внешних факторов недостаточно для причисления художников объединения Art-Navis к владимирской школе живописи, важно упомянуть о том, что наше поколение с уважением относится к мэтрам этой школы, а те, в свою очередь, не раз оказывали нам поддержку. Именно такое чувство уважения не позволяет мне и моим друзьям примазываться к заслугам и славе мастеров этой школы». Эта мысль емко выражает и мое мнение на этот счет.



В своем творчестве я руководствуюсь определенными художественными задачами, не думаю, что их можно назвать правилами. Однако, думаю, можно сказать, что у меня есть нравственные установки на этот счет. Я не пишу с фотографий, не заимствую элементы или колорит картин известных мастеров. В современное время вообще распространена практика, что художник пишет с натуры, затем дописывает с фотографии, а обобщает с помощью картин прославленных художников. Такой способ написания не ведет к собственному развитию, но вызывает зависимость, отсутствие собственного мнения, бесконечное повторение одного и того же. Искусство для меня является средством выражения собственных эмоций, чувств, впечатлений. Это, если позволят обстоятельства жизни, приведет к написанию картин с глубокими мыслями или идеями.

Продолжение следует...