Любочка Апрельская
14 января 2017
3279

Первая встреча со Страной тысячи озер. Хельсинки




Не знаю, по какой причине я не сделала этого раньше: возможно переживала, что репортаж будет слишком подробным, отчасти неактуальным, а, может быть, просто не могла собраться с духом. Но спустя полтора года это случилось – написан мой дебютный репортаж!

В сентябре 2015 года я совершила свою первую самостоятельную поездку за границу. Объектом моего внимания стал Хельсинки, где я пробыла 4 чудесных дня, а затем отправилась в любимый российский город – Санкт-Петербург. Хочу поведать Вам подробно лишь о некоторых впечатливших меня моментах путешествия, полного нового опыта.




Подготовка к поездке была непродолжительной: не составлялись маршруты прогулок, не распечатывалась информация об основных достопримечательностях, не было попыток выучить несколько фраз на финском (положила лишь в рюкзак русско-финский разговорник уж совсем на экстренный случай). Прочитав интересные факты о городе и его ярких местах, я забронировала хостел на Booking.com (66 € за 3 ночи), приобрела электронные билеты на автобус. Планировалась полная импровизация. В стремлении всегда относиться к людям уважительно, доброжелательно, благодарить их за оказание даже самой малой помощи, я специально для своего трипа купила на развес килограмм самых разных вкусных конфет нашей кондитерской фабрики, а также набор шоколадок, на обертках которых красовались главные достопримечательности Волгограда.

Дорога в Хельсинки была с двумя пересадками: из Волгограда ехала до Москвы на автобусе, погуляв в столице целый день, встретившись с друзьями и получив долгожданный шенген, поздним вечером я отправилась в Питер на машине, предварительно забронировав место на BlaBlaCar. А ранним утром уже наслаждалась красотой и великолепием любимого города на Неве. Зная, что совсем скоро вновь здесь окажусь, предпочла перед ночным переездом в Хельсинки немного отдохнуть и не спешить с длительными прогулками по Невскому проспекту, Летнему саду и посещением культовых музеев и галерей.

Еще приехав в Москву, я сразу ощутила на себе приближение к северу. Изнуряющая жара покинула меня в волгоградских степях. Мое воображение уже рисовало картины хмурого, почти всегда дождливого неба столицы Финляндии, холодного ветра Балтийского моря и кутающихся в шарфы, с зонтами в руках, финнов.




Изучив отчеты о поездках других путешественников, я знала, что Страна тысячи озер считается весьма недешевой. Дабы хоть немного сэкономить на обедах и ужинах, решила взять с собой рыбные консервы и пачку макарон (и это действительно очень мне помогло). Немного отдохнув и приняв тот факт, что уже третьи сутки мне не удастся принять горизонтальное положение, я отправилась к Площади Восстания, где в приятных сумерках, среди толп гостей и жителей города меня ожидал автобус и первая самостоятельная встреча с близкой Европой.




В Хельсинки мы приехали в 5.00 утра. Город был еще скрыт под покровом темноты, на улице неуютно: холодно и слякотно. Из заполненного автобуса люди спешно стали расходиться в разные стороны. Мне, к сожалению, идти было некуда, так как о раннем заселении я заранее не предупредила администрацию хостела, да и вряд ли бы нашла дорогу в кромешной тьме с тяжелым рюкзаком и сумкой, без карты и интернета. Я поинтересовалась у водителя автобуса, до какого времени у него будет стоянка. Узнав, что как минимум до рассвета, очень любезно попросила его разрешить мне немного поспать. После данного согласия моментально провалилась в сон. Проснувшись в 9.00, выглянула в окно и увидела пустые улицы и мокрый от дождя асфальт. Позавтракав, я попыталась разузнать у водителя о каких-то особенностях Хельсинки и лайфхаках, однако, он мне ничего дельного не ответил, но дал карту с основными достопримечательностями. Также мне удалось выяснить направление движения в поиске хостела. Водитель оказал мне услугу, предложив оставить тяжелый багаж в автобусе, пока я буду посещать музеи и знакомиться с городом. Главное – вернуться до 15.00, до отбытия автобуса в Санкт-Петербург.




Я люблю современное искусство, поэтому в каждом новом городе стараюсь посещать тематические музеи или хотя бы выставки, если таковые имеются. Поэтому я не могла обойти вниманием стильный центр визуальной культуры Kiasma, расположенный в самом сердце Хельсинки. Внешний вид здания вполне соответствует его содержанию: стеклянный фасад и изогнутые стены смотрятся весьма футуристично. В форме музейного здания была воплощена заключенная в названии идея перекреста зрительных нервов. На тот момент в музее проводились две выставки, которые меня невероятно заинтересовали. Входной билет стоил 12 €.



Меня всегда привлекало эпатажное творчество, рассчитанное на узкий круг зрителей. Неожиданным открытием для меня стали работы американского фотографа Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe). Он обладал искусством наполнять пространство фотографии бесконечными градациями между черным и белым, уникальным образом фиксировать неповторимую игру света и тени, создавал снимки элегантные и провокационные одновременно. Многие из них, исключительные по качеству технического исполнения, могут шокировать простого обывателя своим гомоэротическим и порнографическим содержанием. Мэпплторп пытался доказать общественности, что фотография мужского достоинства крупным планом может быть произведением искусства. Отдельной серией представлены его работы в жанре портретной съемки, где в роли моделей выступали знаменитости – Ричард Гир, Арнольд Шварценеггер, Луиза Буржуа, Игги Поп, Энди Уорхол, Трумен Капоте и другие. В своих работах он стремился к совершенству и сбалансированности, минимуму декораций, выдержанное цветовое решение, вся энергетика заключена в эмоциях.



Погрузившись в монохромный мир, я совсем не заметила, как оказалась в «Школе непослушания». Этот проект, созданный активистом, провокатором и суперталантом Яни Лейноненом, привлекает внимание к болезненным проблемам общества и приглашает к соучастию. Здесь учат отвязных подростков и охочих до справедливости взрослых тому, как противостоять буржуям и глобалистам-капиталистам, попутно изменяя мир к лучшему. Директорствует в школе клоун Рональд Макдональд, он же Яни Лейнонен, декларирующий: «Самые ужасные вещи – война, геноцид и рабство – происходят не от непослушания, а от послушания». И, к удовольствию учеников, добавляет: «Непослушание – столь же важный навык, как чтение или счет».
Рутинный выбор между торговыми марками поставлен в один ряд с поиском мировоззрения и жизненных ценностей. Для любой идеологии найдутся товары. И то, чем вы владеете, в конечном итоге овладевает вами.



Рекламные щиты и всевозможные логотипы Яни кромсал вдоль и поперек, а затем складывал из остатков осмысленные и хлесткие фразы. В итоге стены музея напоминают огромный паззл – торжество поп-культуры в раю фастфуда. По мнению художника, фастфуд и западная потребительская культура объединяют людей больше, чем религии.
Реанимируя обветшавший поп-арт, Яни Лейнонен продолжает исповедовать идеи Уорхола о том, что в сегодняшнем мире важен не продукт, а упаковка, не сущность, а имидж. Сам он, правда, утверждает, что создает «художественные аллегории» товаров, сражаясь с системой товарообмена, раздутыми брэндами и с глобальным капитализмом, олицетворением которого для него является сеть забегаловок быстрого питания.



«Продовольствие – один из наиболее значимых факторов, приводящих к изменению климата, болезням, нищете, экономическому и социальному неравенству, – утверждает Яни Лейнонен. – Когда мы решим проблемы продовольствия, мы решим и остальные».

Сразу же после утоления культурного голода я отправилась на одну из центральных площадей города. Рядом с торговым центром «Kamppi» я увидела весьма необычное сооружение. Для архитектуры Хельсинки характерна северная сдержанность и утонченность. Образец финской деревянной архитектуры – Часовня Тишины (Kampin kappeli). Глядя на этот шедевр, в первую очередь задумываешься о форме. Существуют разные версии о символичности формы часовни. Среди наиболее популярных: Ноев ковчег; цветочный горшок; «ваза для души»; яйцо как символ новой жизни, плодовитости возрождения. Kampin kappeli построена в рамках программы «Хельсинки – мировая столица дизайна 2012». В строительстве использовался экологический материал – местная древесина (ель, сосна, черная ольха и ясень). Фасад часовни ребристый, а внутренняя обшивка – гладкая. Что касается содержания, то Часовня Тишины – это маленький заповедник спокойствия посреди оживленной площади Наринкка (Narinkatori).

Квинтэссенция минималистического финского дизайна, убежище для тихой молитвы или доверительной беседы, отдых от городского шума и суеты. Религиозные церемонии тут не проводятся, но дежурят социальные работники, священники, психологи, готовые оказать помощь. Часовня не имеет привязки к определенному вероисповеданию. В этом тихом и таинственном месте происходит удовлетворение потребности в уединении, ведь самодостаточность – важная черта финского менталитета.



Подумав о важном, насущном, насладившись тишиной и спокойствием, я взглянула на часы. Ого! Уже 14.30, пора спешить забирать вещи из автобуса. Придя на пункт назначения, я застала небольшую группу, готовящуюся к отъезду в Санкт-Петербург. Водителю я адресовала самые теплые слова благодарности за большую помощь, оказанную в самом начале моего туристического пути, и подарила набор волгоградских шоколадок. Скромной улыбки и застенчивого «Ну что Вы! Пустяки!» хватило мне, чтобы настроение поднялось. По небу уже расплылись угрюмые тучи, начинался сильный дождь, спина все еще ныла, тяжелый рюкзак и дорожная сумка тянули меня к земле, зонт в руке держать было неудобно, но нужно было уже искать хостел.

Я знала адрес его расположения и номера автобусов, на которых можно было до него добраться. Оставалось найти остановку, чтобы их поймать. Стала спрашивать у встречавшихся мне прохожих. К сожалению, они оказывались такими же туристами, как и я. Я уже очень устала и частично промокла, поэтому блуждать просто так не хотела и не могла. Решила любой ценой узнать место остановки. И вот удача! Мне подсказали, что нужно отправиться к железнодорожному вокзалу, показали направление.

Начался ливень, а у вокзала я видела лишь автобусы, курсирующие из центра города в аэропорт и обратно. Хотелось скорее попасть в теплое помещение, чтобы согреться, поесть по-человечески и немного отдохнуть, но мне начинало казаться, что это произойдет нескоро. Из-за отвратительной погоды на улице почти никого не было, но тут я увидела одинокого молодого человека под зонтом, явно кого-то ожидающего. Подошла к нему, вежливо улыбаясь, спросила, из Хельсинки ли он? Получив утвердительный ответ, показала спрятанный в кармане листок бумаги с адресом хостела и номерами автобусов. Сказала, что уже мечтаю уехать поскорее из центра, но ничего не получается. Парень был очень приятным и доброжелательным, он сказал, что мне очень повезло, потому что он знает не только где найти эти автобусы, но и эту улицу, так как раньше он на ней работал. Вы не представляете, как я была счастлива!

Финн позвал меня идти за ним, в это время кому-то звонил и что-то объяснял. Когда мы поравнялись со входом в вокзал, я увидела уверенно идущую навстречу нам девушку. Мой проводник обнял ее и, видимо, объяснил ей причину моего присутствия рядом с ними. Мы уже шли по уютному, переполненному вокзалу Хельсинки, я смотрела по сторонам, быстро изучая витрины, наполненные всем необходимым для отправляющихся в дорогу. Молодой человек спросил: «Есть у Вас карта города?» Я лишь показала ему брошюру с обозначением центральных достопримечательностей, подаренную водителем. Финн, не произнося не слова, развернулся и отошел от нас. Быстро вернувшись, мой спаситель вручил мне большую подробную карту города! Это было настолько приятно и мило, что словами трудно передать. Мы вышли наконец-то на привокзальную площадь, где располагались платформы (они же – конечные остановки) разных маршрутов автобусов и довольно быстро нашли нужную мне. Ощущение того, что я уже преодолела половину пути в поиске жилья, зажигало во мне новую искру счастья! Дождавшись автобуса и традиционно отблагодарив добрых финнов сладостям, я поехала в хостел.

В другие дни я прогулялась по простирающемуся от Торговой площади бульвару Эспланда (Esplanadin puisto), который также является сердцем Хельсинки. Посреди парка расположен памятник народному поэту Й. Л. Руненбергу. Его стихотворение «Наша земля» стало гимном Финляндии. У высокого гранитного постамента под ногами поэта изображена девушка – муза и покровительница финской поэзии. В правой руке она держит лавровый венок, левой обнимает бронзовую доску, на которой выбиты слова гимна.




Также я успела побывать на главной арене города, Сенатской площади, где установлен памятник российскому императору Александру II, а позади – сияет ослепительной белизной Кафедральный собор. Присев на ступени лестницы, ведущей к нему, оглянувши площадь вокруг, я попыталась представить, как по-разному она выглядит во все сезоны.


Среди религиозных сооружений на меня произвела впечатление церковь, вырубленная в скале на площади Темппелиаукио (Temppeliaukio). Непримечательная снаружи, внутри церковь весьма необычна. Купол из меди и стекла, накрывающий церковь, не только создает великолепную акустику, но и напоминает космический корабль. У церкви в скале нет колоколов, зато центральное место занимает стилизованный орган. Струящиеся через купол лучи света, блуждающие по храму, огонь свечей и лампад, грубо отесанный гранит, скудная цветовая гамма, выраженная геометричность форм, создают ощущение защищенности и надежности, покоя и гармонии. Я читала о том, что в церкви, помимо служб, довольно часто проводятся концерты как классической, так и современной музыки. Очень надеюсь когда-нибудь посетить подобное мероприятие.


Хельсинки – это город, заключенный в объятия моря. Во время прогулок вдоль берега ветер треплет волосы, волны задают ритм шагам. Чайки кружатся, кричат и подлетают совсем близко. На горизонте видны грузовые суда, круизные лайнеры и яхты. На корабликах, отправляющихся от Торговой площади, с моря можно увидеть береговую линию. Она настолько протяженная, что следовать вдоль нее – само по себе приключение.


Одно из самых замечательных мест, где можно полюбоваться старинной архитектурой, Суоменлинна (Suomenlinna) – морская крепость, основанная в 1748 году на отдельных островах у берегов Хельсинки. Является культурным достоянием Финляндии. Ее строительство началось во времена, когда Финляндия входила в состав Шведского королевства. В 1750 году король Швеции Фредерик I дает крепости название Свеаборг (Sveaborg). Здесь можно ощутить влияние Запада и Востока: свой современный облик крепость получила на протяжении смены исторических эпох, выступая в качестве части оборонительной системы Швеции, России и Финляндии.



Бастион является не только популярной достопримечательностью, но и живым городским районом с населением 800 человек. Помещения бастиона и бывшие строения гарнизона реконструированы под жилые квартиры, рабочие мастерские, залы для проведения конференций и торжеств, рестораны и музеи. На территории крепости находится тюрьма для осужденных за малозначительные преступления. Реставрационные работы в крепости осуществляются преимущественно заключенными.



В 1991 году Суоменлинна была включена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник европейской военной архитектуры своей эпохи, который необходимо сохранить для следующих поколений.
На посещение крепости лучше отвести 2-4 часа. Нужно позаботиться об удобной обуви и непродуваемой одежде в ветреный день. Хоть с поиском заведения общественного питания и нет абсолютно никаких проблем, с целью экономии средств я предусмотрительно привезла с собой сухой паек. Это вполне рационально.

Гулять по территории крепости – сплошное удовольствие. Несмотря на пасмурную погоду, приятно ходить по мягким извилистым тропам, присесть на большие валуны, заросшие лишайниками и полюбоваться холодным сентябрьским морем, старинными фортификационными сооружениями. Если Вы располагаете хорошим бюджетом, то можно посетить выставки в шести музеях крепости. Правда, для посещения каждого музея необходим отдельный билет. На острове царит особая, уникальная атмосфера, которая просто не позволит Вам спешить и суетиться. Хочется каждой клеткой тела проникаться в историю этого места.


Добраться до крепости можно только по воде. Дорога занимает 15-20 минут. Паром отправляется с восточной стороны площади Кауппатори (Kauppatori) и ходит круглый год. Так как паром является городским общественным транспортом Хельсинки, на него действительны все соответствующие билеты, которые можно приобрести заранее в автомате на причале отправления. Дорогие друзья, вооружившись картами и брошюрами, поспешите совершить визит в эту дивную крепость!

Первая поездка в Европу была незабываемой, а потому я с удовольствием поделилась с Вами мыслями и восторгом относительно доброты и понимания людей, а также красоты и современности финской столицы.

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
22:00
Тайны подземной жизни. Сокрытое в глубине
22:55
Мировой рынок. Загреб. Хорватский советник
23:45
Магия вкуса. Галисия. Дары моря
21:15
Звериный репортёр
21:45
Звериный репортёр
22:15
Семь миров, одна планета. Европа
Чем дальше я уезжаю, тем больше приближаюсь к себеЭндрю МакКарти