13 февраля 2015
1939

Пещера Гилиндире

Наверно, сколько бы не повидал пещер, каждая вновь увиденная будет оказываться лучше предыдущей… Пещера Гилиндире, которую мы посетили в сентябре 2014г., произвела поистине неизгладимое впечатление, мы попали как будто в какой-то особый мир, отличный от всего виденного ранее.

Пещера находится недалеко от маленького городка Айдынджик, расположенного на Средиземном море в провинции Ичель (Мерсин). Мы ездили туда из курортного городка Кызкалеси.

На трассе на Айдынджик мы нашли не очень приметный указатель к расположенной выше основной дороге, что ведет к пещере, в сторону моря.

Через некоторое время показалась будка охранника и стоянка, на которой мы оставили машину. Пещера найдена, можно сказать, совсем недавно – в 1999 году, и официально пока не открыта. Нас попросили внести свои данные в журнал посетителей (впрочем, это же пришлось сделать и в других местах, посещенных нами в тех краях – похоже, какая-то распространенная практика в этом регионе).

От стоянки к пещере забетонировали дорогу. Видите некое подобие вышки на фото? Это лестница – вход в пещеру находится со стороны моря, и мы будем по ней спускаться. А нашел это место один пастух, который увидел, как бежавший ежик вдруг исчез в какой-то расселине. Он проследил его путь и обнаружил одну из самых красивых пещер. Зоркий глаз и пытливый ум, видать, были у этого пастуха, раз он смог приметить такого мелкого зверька, да еще и пойти за ним следом.

И вот мы спускаемся по лестнице, как по этажам, а впереди у нас еще 555 м вглубь пещеры.

Ну и вокруг тоже не забываем посмотреть. Тут явно должны водиться тюлени – они любят такие места.

Вход в пещеру – его в свое время пришлось расширять, чтобы внутрь было свободно пройти.

Мы заходим в пещеру – и нас охватывает восторг. Невозможно передать словами все увиденное, еще труднее запечатлеть все в подробностях. Подземелье - это абсолютно особый мир, со своими городами и странами, и каждый уголок его не похож на другие. Перед нами – то гигантские «кактусы», то трубы оргАна, то каменные деревья, то высокие шпили…

Стоит лишь немного изменить угол зрения – и картина уже другая, по-другому ложатся тени, а прожектора выхватывают из темноты все новые и новые детали…

Каменный водопад. Четвертое состояние воды.

«Малахитовая» стена пещеры смотрится как бутафория, задник сцены, - кажется, произнеси волшебные слова, вроде «Сим-сим, откройся!», и отворится что-то еще неизведанное. И… вы уже догадались, что темнеется там, внизу?)

Мы спускаемся по лестнице все ниже и ниже, а пещера не устает нас удивлять своей фантазией.

Миры, которые нельзя познать – лишь только посмотреть, проходя мимо.

Наплывы как грибные пластинки, и кажется, что они совсем хрупкие и мягкие, а дотронешься – и под руками холод и твердость камня.

То ли волшебный посох, то ли гигантское веретено с пряжей – как будто подпер кто-то свод пещеры и оставил так стоять.

В одном месте ступени прерываются, и идти приходится, спотыкаясь о камни.

Устанавливая лестницу, пещере нанесли ущерб – некоторые сталагмиты поломались. А еще здесь были найдены черепки глиняной посуды – похоже, когда-то пещера была обитаемой.

А тут как будто накинули тончайшую мерцающую вуаль.

Продолжаем спускаться.

И вот уже конец пути и то, что виделось нам чем-то темным сверху – гладь подземного озера.

Здесь устроена смотровая площадка, и собрались немногочисленные зрители.

Озеро минеральное, его глубина варьируется от 5 до 47 м, и даже под водой видны уходящие вниз сталагмиты. Озеро обследовалось водолазами – однажды по турецкому тв показывали программу, очень зрелищно выглядело погружение с подсветкой.

А вокруг такая красота, что смотришь – и насмотреться не можешь.

Но все-таки пора в обратный путь, на землю. Преодолеваем опять, теперь уже вверх, вереницы лестниц, и хоть и идем по тому же маршруту, опять все выглядит по-новому.

Последние столбы-сталагмиты – и вот уже и выход. И как бы ни было красиво внутри – а на поверхности лучше).

Мы преодолеваем снова лестницу-вышку и дорогу до будки охранника (уже с трудом, потому что жарко, и мы едва плетемся), найдя лавку в тенечке, усаживаемся передохнуть… Хорошо, что по пути сюда мы купили в какой-то деревеньке айран и воду.

Свежесть моря сюда не доходит, на него сверху можно лишь посмотреть.

Дальше наш путь лежит вот на тот дальний мыс, что виден на фотографии. Это город Айдынджик, который в древности носил имя Kelenderis – Келендерида. А название пещеры – Гилиндире – не что иное, как искаженное на турецкий лад «Келендерис».