По следу Камасутры
Я поехала в индийский городок Каджурахо поездом. Находится сие место в полудне езды от знаменитого Тадж Махал. Поздним вечером приехала и на вокзале сошла вместе со своим соседом по купе – местным продавцом уличной еды. Кто не был в Индии, тот не поверит! Рикши! Смертельный номер!
Они обступают тебя со всех сторон, они все смотрят тебе в глаза, зовут сесть в свою карету и не дают выйти из этого замкнутого круга. А пока ты крутишь головой по сторонам и думаешь, в какую бы щель протиснуться, чтобы отвязаться от «рикшевого» наступления, к месту скопления подтягиваются всё новые водители карет. Ведь не зря такое скопище «коллег» у вокзала, значит, где-то там, в середине, стоит умноденежный иностранец и ждёт своего часа. Поэтому мой сосед из купе поезда сразу грубо стал расталкивать и раскатывать рикш, которые попытались взять меня в окружение. Делать съёмку в тех условиях не получилось, но для представления себе рикш есть фоточка из другого индийского города. Здесь красивая, широкая улица с возможностью передвигаться, в общем, это крутая улица в сравнении с теми, где съёмка физически невозможна.
- улица с рикшами в одном из индийских городов
Соседа встречал знакомый в таком же тарантасе, на нём и приехали в Коджурахо, а это пять километров от железнодорожного вокзала. Ещё по городу меня повозили и в отель устроили.
Заплатила рикше разумную цену, а соседа по купе поблагодарила. После этого знакомый уже рикша каждый день ждал меня и всякий раз напоминал, что это он меня с поезда привёз.
Зачем я приехала в Коджурахо? Понятно, не все знают о том, что именно в этом городе находятся храмы, где в камне вырезаны сцены эротического характера. Я приехала посмотреть, на эту древнюю эротику.
Встала утром следующего дня и поспешила прямо через дорогу к комплексу знаменитых храмов из списка культурного наследия ЮНЕСКО.
Пока я пересекла небольшую торговую площадь ко входу в комплекс, как десять рикш успели меня напрячь. Каждый из них предложил прокатить по всем окрестным храмам Коджурахо. Их осталось 24. Отбиться от «катал» - дело непростое, оно требует усилий, нервов, выдержки, ведь их прессинг изматывает и вызывает полное нежелание выходить из отеля, даже желание покинуть страну сию минуту, а слово "нет" для этих людей - пустой звук.
Ну да ладно! Я же о храмах! В общем, дорогу кое-как перешла, а тут человек бежит ко мне и на ломаном русском без склонений и спряжений заявляет, что он говорит на моём языке и с удовольствием покажет мне храмы, а при помощи своего фонарика высветит статуи с позами из Камасутры, потому как я сама ничего не увижу.
При этом показал расценки на услуги гида в сумме 1300 рупий, значит, 1300 рублей. Денежный курс у нас с ними в начале 2018 года был почти един.
Отвязаться от навязчивого индийца так же трудно, как и от рикш, Я, плюнув на культуру своего поведения, просто побежала от него ко входу парка, а за спиной всё ещё слышала его никудышный русский. Лучше бы он говорил на ломаном английском моего уровня! Моим ушам было бы легче это принять.
Ну вот, о храмах. Заплатила за вход 500 рупий и вошла на территорию.
Для начала попила в спокойной обстановке местного чай-кофе из «напёрстка» за 20 рупий, а это 50 грамм молочного напитка. Такое здесь чаепитие. Напиток из молочного чая наливают в крошечный бумажный стаканчик, размером с водочную рюмку. Только после этого приступила к поискам тематического рельефа.
Храмов в комплексе несколько, и посвящены они разным индуистским богам. Лет им нимало - более тысячи. Скульптуры рельефа изображают не только сцены Камасутры, они чётко показывают жизнь того времени среди разных слоёв населения, военные баталии, развлечения знати.
Но, что бы там не говорили нам скульптуры жизненных сцен, во всём мире эротические барельефы являются символом Коджурахо. Совсем неважно, что книга Камасутры была написана примерно в пятом веке нашей эры, а это задолго до постройки знаменитых храмов и совсем в другой части Индии. Именно маленький городок Коджурахо стал важным местом паломничества, связанным с Камасутрой.
Статуи и рельефная отделка храмов хорошо отшлифованы и очень искусно сработаны. Но время нещадно даже к граниту, оно разрушает его.
Да, здесь работают реставраторы. Сначала они примитивно достраивают разрушенные храмовые стены и купола, а затем, наверное, станут вырезать барельефы, а может не станут. Во всяком случае мастерских работ новых мастеров не видела, то ли мастера перевелись, то ли их работа не предполагает точность воспроизведения картин в камне, положенного при реставрации, а это, поверьте, грустно. Я всегда считала, что международный комитет ЮНЕСКО выделяет достаточные средства для реставрации. Ведь свои списки комитет пополняет, если считает свою помощь возможной. Хотя причины могут быть совсем другие.
Позже один из молодых людей в Коджурахо рассказал старую историю. Его рассказ о возникновении храмов стал необычным.
Когда-то в эти места пришёл крепкий мужчина - великолепный резчик по камню и умелый строитель - со своей матерью в поисках места для жизни и облюбовал пространство между двух озёр. Возводить город стал со строительства храмов из местного гранита, который на самом деле повсюду выходит на поверхность. Рядом не было ни единой женщины, и его воспалённое воображение рисовало сексуальные сцены, которые он воплощал в камне в отношениях богов, знати, рабов, домашних животных. Сам скульптор не брезговал совокуплением с животными, о чём так же есть сцены в барельефах. Это потом пришли мужчины и женщины из других мест, на чём и закончились страдания резчика, но его храмы поразили людей и вдохновили на совместное возведение Коджурахо.
Они обступают тебя со всех сторон, они все смотрят тебе в глаза, зовут сесть в свою карету и не дают выйти из этого замкнутого круга. А пока ты крутишь головой по сторонам и думаешь, в какую бы щель протиснуться, чтобы отвязаться от «рикшевого» наступления, к месту скопления подтягиваются всё новые водители карет. Ведь не зря такое скопище «коллег» у вокзала, значит, где-то там, в середине, стоит умноденежный иностранец и ждёт своего часа. Поэтому мой сосед из купе поезда сразу грубо стал расталкивать и раскатывать рикш, которые попытались взять меня в окружение. Делать съёмку в тех условиях не получилось, но для представления себе рикш есть фоточка из другого индийского города. Здесь красивая, широкая улица с возможностью передвигаться, в общем, это крутая улица в сравнении с теми, где съёмка физически невозможна.
- улица с рикшами в одном из индийских городов
Соседа встречал знакомый в таком же тарантасе, на нём и приехали в Коджурахо, а это пять километров от железнодорожного вокзала. Ещё по городу меня повозили и в отель устроили.
Заплатила рикше разумную цену, а соседа по купе поблагодарила. После этого знакомый уже рикша каждый день ждал меня и всякий раз напоминал, что это он меня с поезда привёз.
Зачем я приехала в Коджурахо? Понятно, не все знают о том, что именно в этом городе находятся храмы, где в камне вырезаны сцены эротического характера. Я приехала посмотреть, на эту древнюю эротику.
Встала утром следующего дня и поспешила прямо через дорогу к комплексу знаменитых храмов из списка культурного наследия ЮНЕСКО.
Пока я пересекла небольшую торговую площадь ко входу в комплекс, как десять рикш успели меня напрячь. Каждый из них предложил прокатить по всем окрестным храмам Коджурахо. Их осталось 24. Отбиться от «катал» - дело непростое, оно требует усилий, нервов, выдержки, ведь их прессинг изматывает и вызывает полное нежелание выходить из отеля, даже желание покинуть страну сию минуту, а слово "нет" для этих людей - пустой звук.
Ну да ладно! Я же о храмах! В общем, дорогу кое-как перешла, а тут человек бежит ко мне и на ломаном русском без склонений и спряжений заявляет, что он говорит на моём языке и с удовольствием покажет мне храмы, а при помощи своего фонарика высветит статуи с позами из Камасутры, потому как я сама ничего не увижу.
При этом показал расценки на услуги гида в сумме 1300 рупий, значит, 1300 рублей. Денежный курс у нас с ними в начале 2018 года был почти един.
Отвязаться от навязчивого индийца так же трудно, как и от рикш, Я, плюнув на культуру своего поведения, просто побежала от него ко входу парка, а за спиной всё ещё слышала его никудышный русский. Лучше бы он говорил на ломаном английском моего уровня! Моим ушам было бы легче это принять.
Ну вот, о храмах. Заплатила за вход 500 рупий и вошла на территорию.
Для начала попила в спокойной обстановке местного чай-кофе из «напёрстка» за 20 рупий, а это 50 грамм молочного напитка. Такое здесь чаепитие. Напиток из молочного чая наливают в крошечный бумажный стаканчик, размером с водочную рюмку. Только после этого приступила к поискам тематического рельефа.
Храмов в комплексе несколько, и посвящены они разным индуистским богам. Лет им нимало - более тысячи. Скульптуры рельефа изображают не только сцены Камасутры, они чётко показывают жизнь того времени среди разных слоёв населения, военные баталии, развлечения знати.
Но, что бы там не говорили нам скульптуры жизненных сцен, во всём мире эротические барельефы являются символом Коджурахо. Совсем неважно, что книга Камасутры была написана примерно в пятом веке нашей эры, а это задолго до постройки знаменитых храмов и совсем в другой части Индии. Именно маленький городок Коджурахо стал важным местом паломничества, связанным с Камасутрой.
Статуи и рельефная отделка храмов хорошо отшлифованы и очень искусно сработаны. Но время нещадно даже к граниту, оно разрушает его.
Да, здесь работают реставраторы. Сначала они примитивно достраивают разрушенные храмовые стены и купола, а затем, наверное, станут вырезать барельефы, а может не станут. Во всяком случае мастерских работ новых мастеров не видела, то ли мастера перевелись, то ли их работа не предполагает точность воспроизведения картин в камне, положенного при реставрации, а это, поверьте, грустно. Я всегда считала, что международный комитет ЮНЕСКО выделяет достаточные средства для реставрации. Ведь свои списки комитет пополняет, если считает свою помощь возможной. Хотя причины могут быть совсем другие.
Позже один из молодых людей в Коджурахо рассказал старую историю. Его рассказ о возникновении храмов стал необычным.
Когда-то в эти места пришёл крепкий мужчина - великолепный резчик по камню и умелый строитель - со своей матерью в поисках места для жизни и облюбовал пространство между двух озёр. Возводить город стал со строительства храмов из местного гранита, который на самом деле повсюду выходит на поверхность. Рядом не было ни единой женщины, и его воспалённое воображение рисовало сексуальные сцены, которые он воплощал в камне в отношениях богов, знати, рабов, домашних животных. Сам скульптор не брезговал совокуплением с животными, о чём так же есть сцены в барельефах. Это потом пришли мужчины и женщины из других мест, на чём и закончились страдания резчика, но его храмы поразили людей и вдохновили на совместное возведение Коджурахо.
Читайте также
Будет интересно