По улицам Владикавказа к храмам

От​ дома-музея Вахтангова из Армянской слободы по Рождественской улице пошли к храму Рождества Пресвятой Богородице. Проходя по скверу, увидели нардистов.​ По позам и эмоциям​ видно, что один​ проигрывает, а второй  - явно в выигрышной ситуации.

 

Рождественская улица идет в горочку, и чтобы подойти к храму надо преодолеть высокую лестницу.

 

После яркой Центральной набережной Терека, картинка сменилась. Взору открылись​ стариные улочки и закоулочки.

 

Первый храм на Осетинской горке был построен в 1814 году. К 1861 году здание обветшало, и был построен новый храм в классическом стиле. От разрушения в советские годы здание было спасено благодаря К. Хетагурову. Здесь устроили литературный музей его имени. Здесь же находится и могила великого сына осетинского народа. Вообще, на территории храма расположен большой некрополь, где похоронены значимые личности, сыгравшие значительную роль в истории и культуре осетинского народа.

 

Конечно, в годы советской власти внутреннее убранство церкви было утрачено, колокола сняты, купола разобраны. Восстанавливалось все в девяностые годы прошлого столетия. Теперь на горке мы видим красивый небесно-голубой храм.

 

Внутри прекрасное убранство.

 

Обращает на себя внимание​ Моздокская икона Божией Матери— почитаемая православная святыня.

Да и другие...

 

Сегодня Осетинская церковь (так храм называют в народе) — единственная самая старая сохранившаяся постройка из тех, что располагались на территории Владикавказской крепости.​

Отсюда, с Осетинской горки, в ясную погоду открывается великолепный вид на цепь Кавказских гор и на крыши домов старого Владикавказа. Но горы видно, если повезет с безоблачностью. Нам не повезло и панорама гор была за облаками.

 


Покинув Рождественский храм, решили осмотреть еще один - храм Равноапостольного Великого князя Владимира. До него шли по улицам​ города, которые были сформированы еще в конце девятнадцатого века. Рогружались в историю города, читая: на домах памятные таблички.

 

У каждой улицы сменялись за два века названия несколько раз. На каждом шагу купеческие дома. Балкончики на этих домах, козырьки над парадными дверями - все дышит стариной. 

 

Вот, например,​ улица Димитрова. Прежде она была Церковной, потом переименована в честь революционерки Веры Тибиловой, потом была Орджоникидзе, потом Гражданской, а с шестидесятых годов прошлого столетия и по сей день эта улица названа в память болгарского​ ​ коммунистического и общественного деятеля Георгия Димитрова. Тогда очень широко пропагандировались связи с дружественными коммунистическими странами. И бюст Димитрова стоит на этой улице.

 

Тут же​ есть дом, где квартировался К. Хетагуров.

 

Это была не единственная съемная квартира​ поэта во Владикавказе. На улице Батурина, 19 открыт дом-музей. Он тут снимал целый этаж.

Каждый осетин с детства знает имя Косты​ ​ Хетагурова.​ Ведь он не просто осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, живописец, общественный деятель, но и основоположник осетинской литературы и литературного осетинского языка.​ Он для осетин, как для нас Пушкин. Кстати, и к Пушкину мы тоже подошли вот в этом сквере. 

 

С одной стороны сквера глухой бетонный забор (за которым можно только догадываться что находится) прикольно разрисован.

 

С другой стороны сквера расположено старинное здание гимназии. Тут училось много почитаемых осетинами людей, в том числе и​ К. Хетагуров. Сейчас это самая лучшая гимназия во всей республике Осетия-Алания.

 

Мимо гимназии поднялись вверх на улицу Церетели, где и расположен храм
Равноапостольного Великого князя Владимира.

Продолжение следует...