Погибающий усадебный храм в Яропольце с фамильным склепом

Ярополец – село в Волоколамском районе Московской области, которое начиная с XVIII века и вплоть до 1917 года являлось родовым гнездом графов Чернышёвых, Чернышёвых-Кругликовых, Чернышёвых-Безобразовых, Загряжских и Гончаровых.

Здесь несколько веков на одной земле соседствовали сразу два крупных имения: усадьба Гончаровых, сохранившаяся по сей день и использующаяся под дом отдыха, а также некогда богатейшая и красивейшая в России усадьба Чернышёвых, ныне пребывающая фактически в руинах.

Вид от храма в сторону усадьбы

Трудно поверить, но помимо разрушающегося дворца на территории вотчины находилось множество парковых сооружений. Хозяева создали конный двор, флигели и, пожалуй, центральную доминанту всего архитектурного ансамбля – Храм Казанской иконы Божией Матери.

Уникальная православная церковь в усадебном стиле, которая одновременно должна была стать и семейной усыпальницей, начала выстраиваться напротив главного дома в 1780 году по инициативе Захара Чернышёва.

Чертежи фасада храма Чернышёвых в Яропольце, 1770-е годы.

Здание состоит из двух симметричных объемов, которые повернуты в разные стороны и объединены общим притвором с хорами наверху.

В восточной части располагалась сама церковь, а в западной – мавзолей с подземным сводчатым склепом.

Надгробие графа Чернышёва. Внизу - склеп.
Кто был первоначальным автором проекта доподлинно неизвестно, есть версии, что это могли быть Василий Баженов или Матвей Казаков.

После смерти Захара Чернышёва достройкой храма занялась уже его вдова Анна Родионовна при содействии архитектора Карла Бланка, который восстановил стены, своды и начал внутреннюю отделку.

Впрочем, отделка не была завершена из-за болезни зодчего, а задумка расписать внутренние помещения так и осталась на бумаге. Храм освятили лишь в 1798 году.

Позади монументального сооружения высится краснокирпичная колокольня, выстроенная уже в середине XIX века, а весь храмовый комплекс обнесён оградой с воротами с главами-луковками.

Внутреннее убранство церкви поражает своим богатством даже сейчас, когда памятник разрушается. Сохранились лепные детали, колонны, иконостас, а на полу можно увидеть фрагменты метлахской плитки.

Пока ещё существует и пирамидальное надгробие Чернышёва. Несколько лет назад волонтёры смогли законсервировать храм, однако средств на полноценную реставрацию нет.