Поиски затерянного в горах "монастыря" сектантов

Экспедицию эту по поиску рукотворного пещерного монастыря в горах, мы с другом готовили довольно долго. А все из-за того, что в открытом доступе нет информации о настоящем месте расположения объекта. Есть много упоминаний о нем, но касаются они в основном военного и послевоенного периода. О взятии штурмом неких дезертиров, прятавшихся там и о ссылке на каторгу обитателей, за укрывательство. О подрыве входа бригадой НКВД и взятии измором укрывавшихся. Многие заметки чуть ли не намеренно уводят в сторону, навязчиво пестря указаниями "Монастырь на Издаре", "Монастырь на Сарай-Горе" и т.п. Для ясности: Издара и Сарай-гора это два названия одной горы, высшей точки лесистого хребта. И интересующий нас объект находится вовсе не там. А на Сарай-горе, куда приводят все эти заметки, нет совершенно ничего интересного, если не считать классных видов.
Как я, в итоге, догадался где искать? В одном описании событий военного времени промелькнуло упоминание речки, текущей внизу отвесной скалы, в которой и вырублены пещеры. Метрах в ста внизу.

Впоследствии я нашел это самое место, описанное в хронике. Так его себе и представлял:

Теперь немного предыстории:
Году примерно в 1895-м, в слободе Нальчик объявился некий загадочный человек. Звали его Михаил, у него не было определенного рода занятий. Как и места жительства.  Он ходил, разговаривал с людьми, что-то проповедовал. Скоро про него знали уже все жители слободы. Некоторые прониклись его проповедями и ходили за ним следом. Прозвали его Михаил - провидец. А еще через короткое время он вдруг исчез. А вместе с ним исчезли и некоторые горожане.
Впрочем, кое-кто из пропавших людей вскоре объявился. Они рассказывали о том, что Михаил увел их из города за праведной жизнью и спасением души. Ради спасения они бросили все имущество, кто-то семьи и всю свою жизнь в Нальчике. Вырыли пещеры в глинистой горе над пропастью и поселились там. Кроме весьма экзотического быта, ими упоминались и сексуальные оргии. А еще чувствительные наказания за провинности и кнуты.  Те, кто вернулся, просто не выдержали такого "спасения".
В городе сектантов прозвали "Михаиловцы" и жили те в своих пещерах достаточно долго. В одном источнике есть упоминание тропы из Нальчика к монастырю. На деревьях вдоль этой тропы сектанты, вырезали кресты, чтобы не заблудиться. Они приходили иногда в город, закупали какие-то товары и на ослах везли в свой "монастырь". Даже есть описание пещер, где говорится о том, что в самом первом помещении располагались ослы и склад.
В следующий раз объект упоминается в годы Великой Отечественной Войны. Партизанский отряд, состоящий из местных жителей и воюющий против Красной Армии, нашел там убежище. Войска НКВД окружили «монастырь», подорвали вход и просто взяли измором обитателей. Предателей расстреляли тут же в лесу, а сектантов куда-то сослали за укрывательство. Так и закончилась длинная история "михаиловцев"
Еще есть упоминания от шестидесятых годов о неких женщинах монахинях проживающих там и убегающих при виде людей. Далее в семидесятые упоминается некий одинокий монах-отшельник продающий деревянные кресты редким туристам, любителям походов, проходившим неподалеку от монастыря.
Еще через несколько лет был замечен некий священник, везший на бричке, что то, очень напоминающее человеческое тело, завернутое в мешковину. А на монастырском кладбище, что наверху холма, над «монастырем» появилась свежая могила. И все, упоминания обрываются...

И вот, выбрав подходящую погоду в один из теплых октябрьских дней, мы снарядили наш экспедиционный внедорожник и отправились в путь. В сторону ущелья Хео.
Речка Хео протекает у подножия горы Издара и в ее русле есть несколько мест, где подмытый водой глинистый берег вздымается вертикально на добрую сотню метров. Мимолетный намек, проскользнувший в отчете НКВД в виде описанного вида из окна, яркой вспышкой озарил мой замученный поисками мозг. Вот оно! Ну какая речка на вершине горы? Конечно искать нужно у подножия в русле одной из рек. Больше всего подходит Хео. Там самые непролазные дебри. Если секта искала уединения от людей, то искать нужно там, где труднее всего.
Еще на подступах к ущелью Хео, но уже вдали от цивилизации нам встретилось первое препятствие. В виде железного шлагбаума, перегораживающего дорогу в таком месте, где его никак не объедешь. И закрытого на внушительный амбарный замок. Мы думали не долго, вокруг шлагбаума не было ни знака, ни таблички, никаких пояснений. Мы поняли сразу – либо черные лесорубы свою делянку оберегают, либо просто какой-то умник решил застолбить себе место для отдыха. Поэтому мы просто привязали к нему трос и вывернули машиной вместе с основанием. На свою же беду сварен он оказался хорошо. И поехали дальше. Тогда мы не знали, что этот шлагбаум нам аукнется и еще и как. Знак возле шлагбаума стоял, но кто то его свалил в траву и мы его не заметили. В блаженном неведении мы заезжали в зону, куда настрого запрещено заезжать.
Воды в реке было очень мало. Ведь стоял октябрь. А октябрь в наших краях –это теплый и самый красивый месяц. С самой стабильной и предсказуемой погодой, когда неделями с утра до вечера ни одной тучки. А тем временем в верховьях гор, октябрь месяц холодный и предзимний. Уже вовсю по ночам выпадает снег, а главное, совершенно перестают таять ледники. Вода в реках очищается, становится немного лазурной и маленькие речки с мелодичным и безобидным журчанием текут внутри своих русел, в которых бы поместилась Волга. Вызывая недоумение такой несуразностью у осенних туристов. Вот такой мы и нашли Хео в тот день. Дороги там в ущелье нет и ехать нужно то по лесу, то прям по руслу речки. Русло же местами, представляет собой единый цельный камень площадью в сотни метров. Омытый и выровненный водой за сотни лет. Всего мы проехали не более трех километров, когда наткнулись на болото. Шириной не больше шести метров. Но форсировать не решились. Помочь вытащить тяжелую машину тут некому, самим вдвоем тоже не справится. Завернув на полянку среди деревьев и густых кустарников мы оставили машину, снарядились и пошли дальше пешком. Идти предстояло восемь километров.

Продолжение