Кто фотографировал иранских принцесс
Как только оказалась в иранском городе Казвин, так сразу направилась в бани Каджаров, благо сооружение находилось через дорогу от моего отеля. Бани построены Амри Гунех Ханом Каджаром во время правления Шаха Аббаса Сафави I (1642-1649) – великая фигура в истории Ирана. Изначально они назывались Царскими или Шахскими, позже переименованы в Каджарские в честь их архитектора Каджар-хана.
Сейчас там музей, а в некоторых просторных залах устраиваются банкеты по заказу.
Здесь обнаружила семейные фотографии знатных особ в цветном изображении. Чувствовалось, что снимки из далёкого прошлого, одеяние вызывало искреннее любопытство и представлялось модой вековой давности. Наряды понравились, а ткани и отделка придавали костюму ви,д, подчёркивали статус его владелицы.
В отдалённой нише находились более старые снимки из жизни многочисленных шахских принцесс в гаремах. Фотографии небрежно висели на растянутой проволоке, вроде никому до них не было дела. Позже узнала, что находились они там не просто так. Всё тщательно сфотографировала, чтобы об этих радостях иранской элиты рассказать отдельно.
Через некоторое время в одной из галерей на глаза попался красочно написанный портрет красавицы. Насколько он точно отображал облик принцессы сказать сложно. Мне картина приглянулась. Но фотографии 19 века говорили об обратном. Кто же позволил их сделать? Кого пустили в гарем? Кому принцессы открыли свои лица приняв откровенные позы?
Наложницы всегда принадлежали только своему повелителю, никто кроме него и евнухов не мог видеть лиц девушек.
Но тут особый случай. Благодаря необычному увлечению Шаха Насер ад-Дин Каджара, стоявшего у власти 47 лет с 1848 по 1895 год, миру досталась малая толика картинок из жизни гаремов. Вы уже, конечно, догадались – Шах Каджар любил фотографировать. По его приказу женщины принимали все те, как нам теперь кажется, смешные позы.
Он стал первым, кто открыл во дворце Голестан в Тегеране фотостудию. А должность фотографа досталась армянину русского происхождения Антону Севрюгину. Ему было разрешено фотографировать самого шаха, всех мужчин и детей при дворце, а жён правитель снимал лично и тщательно хранил снимки в толстых альбомах с шёлковой обвязкой из лент.
По шиитским законам в то время непозволительно было снимать лица людей, особенно женские. И только один из самых могущественных властителей позволил себе нарушить правила.
Теперь мы видим шахских принцесс такими, какими видел их повелитель, и ни один мужчина того времени не удосужился посмотреть на красавиц из гарема в сладострастных позах, небрежно и кокетливо лежавших на диванах и коврах. Архивы были раскрыты не так давно.
На картинах художников всё выглядело благопристойно, как они себе представляли. Но если мужские портреты являлись реалистичными, то женские всего лишь фантазией мастера.
Говорят, в хранилищах Голестана хранятся совсем нескромные фотографии жён Шаха Каджара, но они под надёжными запорами, их нам точно не покажут.
Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой.
Судя по картинам из сверкающих залов нынешнего дворца, пленницам из золотой клетки принадлежал просторный внутренний двор с широкими лестницами и фонтанами. Насколько их радовали прогулки под солнцем в закрытой одежде, остаётся только догадываться. Хотя в своём кругу они могли раздеться. Но кисть мастера изобразила их достойно.
Видно, они сидят на ступенях парами, ведут беседы и в цепи не закованы. Нет. Я не пытаюсь как-то оправдать гаремы, лично мне это претит, но я когда-то очень давно считала, что гарем хуже плена. С тех пор прочтены книги и пересмотрены фильмы. Теперь вот фотографии и картины.
Сейчас на дворцовой территории шумят гранатовые сады и зреют цитрусы. Здесь прохладно в тени среди фонтанирующих каскадов.
Если говорить о происхождении наложниц, то все они были в меру образованы, не глупы, известного и уважаемого рода. Здесь, например, одна из шахских жён, самая любимая, играет на музыкальном инструменте вроде клавесина
На многих кадрах дамы запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек, это не случайно. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил наш балет. Говорят, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своего гарема ввел похожую одежду. Возможно нам это покажется смешно и странно, но ценность здесь в реальности изображений из прошлого страны.
Конечно, при дворцах жили художники, но их шедевры целомудренны, а внешность принцесс вымышленная. Хотя их тоже интересно посмотреть. Мастера отражали дворцовую жизнь. Этот зал существует до сих пор и он неповторимо роскошен, на картине же более прост и повседневен.
А вот эта сцена заинтересовала. Видно, что здесь праздник, ожидается его начало с выступлением правителя, а затем предполагается пиршество. На заднем плане группа танцовщиц в ярких светских платьях европейского кроя, без платков и, кажется, они танцуют для гостей под музыку струнного оркестра.
Дело в том, что влияния на иранскую культуру западной цивилизации от правления Насир-ад-дин Шаха (1848-1895) до Реза-шах Пехлеви (1925-1941) не прошло мимо рисовальщиков. А влияние было долгое. Отсюда весь этот перегиб с позами, кальянами.
Но что может быть достовернее фотографии? Только она сама. Не просто так снимки вывешены напоказ в бане Каджаров, туда властелин приезжал с жёнами в угоду своему капризу. И не потому, что в Тегеране негде помыться, а потому что они, то есть Шах Каджар, «куражу желали» именно здесь.
Быть может название хамама льстило его персоне.
Многие фото делала с картин в залах Голестана. Почему говорю «в залах»? А потому, что их там много. В невероятно богатом интерьере дворца хранятся эксклюзивные коллекции предметов старины.
А вот ещё крайняя фоточка, но это уже молящаяся из достойной семьи от самого фотографа Севрюгина, который иногда нарушал закон и снимал женские образы, за что получал международные премии.
Предполагаю, что фотограф уговаривал женщин позировать, но это не относится к шахским жёнам.
У шаха Каджара был особый вкус к женскому полу, для нас очень странный. Ему нравились мужеподобные красавицы. Они походили друг на друга. Таков его типаж. Он выбирал наложниц с усиками, в теле, со сросшимися бровями. Делал выбор сам. Пассий никто не предлагал. Это никак не мешало прослыть ему реформистом. При Каджаре Иран окреп, было введено много полезных новшеств.
Что же касается нынешних требований паковать щиколотки и запястья, так правительство религиозное, у власти Аятолла. Это понятно. 200 лет назад тянулись к Западу, а сейчас от него. Теперь правят богословы. Они законы издают. Надо заметить, иранки, несмотря ни на какие указы, ведут себя более свободно, чем мы об этом думаем.
До революции 1979 года девушки в стране ходили в коротких юбках и с открытыми плечами. Среди них достаточно красоток всем на загляденье. В красоте тут недостатка нет.