В Великом Новгороде всякая церковь с особенностью
О церквях Великого Новгорода все мы наслышаны. И х так много, что в какой-то момент запуталась в названиях и их расположении. Ясное дело, детинец по левому берегу реки Волхов, как называются кремли до 14 века постройки, и Ярославово дворище по правому - не спутать и не забыть. А вот с остальными церквями и монастырями сложнее будет.
Когда до меня эта мысль достучалась, то было ещё не поздно. Тщательно фотографировала таблички у каждого храмового подворья. Теперь разбираюсь. Некоторые места оставили о себе запоминающуюся картинку. Одно из них - городская церковь Спаса Преображения на Ильине улице. О ней и будет речь.
Поставили её каменную в отдалении от детинца в 1374 году, на посадской стороне, а в 1378 храм расписал Феофан Грек – великий византийский и русский иконописец, мастер фресковой росписи. Сохранились фрески только в этой белоснежной церкви удивительной новгородской архитектуры того времени. Вдумайтесь в даты.
Конечно, я туда пошла, но оказалось закрыто. Фрески разрешено обозревать до пяти вечера. Я банально опоздала. На другой день поехала по окрестностям и снова не попала, а после того наступил выходной. Не далось. Если бы до эпидемии, всё работало бы допоздна, и шанс я не упустила бы.
Ещё в древние, деревянные для храма, времена хранилась тут выносная икона Божьей Матери «Знамение», чтимая новгородцами за спасение от нашествия суздальцев. Позже, когда сгорела бревенчатая, возвели красоту из камня. Сделали полукруглый пристрой для алтаря, там разместили чудотворную икону. Крещёные уже были. Церковный порядок блюли. Не всё же нам в язычниках ходить.
Странно всё у них было – города шли на города, сёла на сёла, захватывали соседей и не церемонились. Потому и ставились кремли в населённых местностях, где была возможна вероятность вторжения чужаков. Только после того поселение получало право носить гордое звание города. Часто держали оборону не только за крепостными, но и за могучими стенами храмов. Оттого глубокие оконца имели назначение бойниц.
Сейчас реликвия «Знамение» помещена в Софийский собор детинца – главный в Великом Новгороде. Зато в церкви Преображения, которая потрясает своей монументальностью, высотностью, сохранилась роспись Грека! Здесь теперь расположился музей. А насколько поразителен внешний облик стен, крыши - смотрите сами.
Я не архитектор, не знаю названий декоративных элементов, специфики строительства, но меня церковь поразила своим обличием. Не могла от неё отойти.
Это древнейший приём постройки - четырёхстолпный квадратный метод, который сегодня для нас непривычен, странен и одновременно обворожителен.
Я ходила вокруг, разглядывая кресты на каменных боках, окна-ниши, остроугольные крыши по четырём сторонам и находила всё новые интересные детали.
Кресты тут разного вида – есть вырезанные, а есть выложенные над ступенчатым основанием, которое называется голгофа (голгофский крест). А ведь я так и считала всю жизнь, что голгофой означили только то страшное место, где замучили Христа, а совсем не возвышение, холм, или ступени, которые используют для восхождения к поминальному кресту. Здесь они оформлены предположительно в знак поминовения новгородцев, погибших в междоусобных баталиях.Такое маленькое, но важное открытие сделала для себя.
Какая строгость формы! Боже мой! 14 век.
Необыкновенная постройка действительно сияла под ярким голубым небом в лёгких облаках, которое подчёркивало одновременно лёгкость и могущество святыни. Подбеливали, подмазывали её, потому выглядит моложе своих лет. А нам-то только в радость!