Приполярный Урал. Часть 2

Первая часть тут.

Трудности перехода
Первый день забега, 15 августа, был основным не только для участников гонки. Для меня этот переход в 50 км имел особенное значение. Во-первых, я стремилась попасть на самую высокую вершину Урала. Во-вторых, это был вопрос принципа, мне хотелось преодолеть свои хвори упорным «я могу!». И я была готова к трудностям пути, к ледникам, рекам, болотам, усталости и боли в теле. Но я совершенно не подумала о том, что погода может быть не столь благосклонна, как я ожидала.
3 часа утра, со стороны базы чистое небо, со стороны Народной чернота и нависающий мрак. Я со своей спутницей уже на базе, выясняя, стоит ли идти на гору. Вопреки вполне конкретным тучам связист заявляет о разрешении старта на Народную, значит участники TransUral бегут, а это, в свою очередь, дает зеленый свет и нам. Общий старт назначен на 6 утра, а для нас двоих старт начинается прямо сейчас, если мы рассчитываем вернуться в лагерь до ночи.



Я еще очень долго сомневалась об этом выходе на маршрут, ведь если погода не улучшится к нашему подходу к горе, то смысла от такого долгого перехода мало, лишь трата сил. Но желание сделать все по пресловутому плану, доказать свою силу и выносливость, а так же надежда на победу светлой стороны погоды, делали свое – мы вошли в болото, чтобы стать первыми участниками TransUral на первом маршруте.

https://pp.userapi.com/c639424/v639424474/3fbfe/syVlIINfYw0.jpg

Еще несколько месяцев назад мне посчастливилось пройти 60 с лишним километра по болоту и грязи в национальном парке Таганай, что на Южном Урале. Я чертыхалась от непросыхающих ног и неприглядной трассы, называя этот маршрут самым грязным походом в моей жизни. Все изменилось 15 августа, когда с 3.30 часов утра я отправилась на восхождение горы Народная. Ей богу, пришло время покупать болотные сапоги, ибо их необходимость доказана практикой.



Первый часа полтора мы старательно обходили все, что было можно, но после это уже потеряло всякий смысл. Местами по колено, мы пробирались вперед, но впереди, из хорошего, нас ждал только первый пункт питания, первые волонтеры и обворожительный чум оленеводов. По информации добытой заранее, после первых 7 км нас ждали почти сухие дороги, это вселяло надежду. Но плотное облако, севшее на весь наш маршрут, ничего хорошего не предвещало.



После первого КП болотина продолжалась, но действительно уже не так рьяно. На нашем пути облака стягивались то плотнее, то слабее, надежды на удачу становилось все меньше. Таким образом, мы пересекли брод и вышли ко второму КП, где присели отдохнуть и встретить первых лидеров гонки. До вершины оставалось 10 км.



Шел дождь, мимо пробегали участники гонки, все вокруг поглотил туман, и даже во всей экипировке было весьма прохладно, особенно насквозь мокрым ногам. Время беспощадно уходило, а мы медлили с выходом. Я представляла себе этот эпичный момент, как часа через три мы взойдем на уже опустевшую от людей вершину, где не будет ни разметки, ни обзора, сплошное облако, и все это только для того, чтобы потом говорить «я была на вершине Урала, на Народной». Вот и все, ради этого, и ради того, чтобы в очередной раз доказать себе свою же способность ходить по горам на большие расстояния.



В общем, не успели мы пройти от второго КП и ста метров по новому болоту, как было принято решение поворачивать назад. Здравый смысл взял верх! Мы идем в горы ради того, что они нам откроют. Мы не покоряем вершины, мы приходим к ним, чтобы увидеть и прочувствовать ту безграничность и полноту жизни, которая царит в мире. Мы никому ничего не доказываем, мы открываем в себе новые силы и ресурсы. В этот раз я открыла в себе ресурс здравого смысла, впервые повернув назад на маршруте. Решение было принято легко, но идти обратно не так просто. Я потом еще долго переживала, что мы упустили возможность. Но подсчет времени и большинство откликов со стороны спортсменов, успокоили меня – все сделано верно.



Во время нашего обратного пути облако совсем село в долине и закрыло все белым покрывалом. Мы уже не церемонились в болотах, а шли напропалую. А, добравшись до лагеря, и вовсе зашли в озеро прямо в одежде – единственный вариант отстирать от плотного слоя грязи почти всю имеющуюся в наличии одежду. После такого перехода, где вышло у нас около 30 км, моя спутница залегла спать до следующего дня, а я отправилась на финиш, встречать мужа.

Конечно, было жаль, что восхождение не удалось, погода не дает просвета, но наша вахтовка уезжала в Инту 19 числа, а значит, у нас еще есть время.



Погодное окно
Второй день гонок проходил так же, не в лучших погодных условиях. Солнце сменялось серыми тучами, на нас валился и дождь и град, а порывистый холодный ветер сбивал с ног. Спортсмены бежали вертикальный километр на гору Баркова, куда мне со спутницей ходить было уже без надобности. А поскольку погода не спешила нам позволять большего, мы отправились по долине к горе Еркусей, чтобы полакомиться вкусной ягодой, посмотреть горы с другой стороны и убить время. Лично для меня этот выход был особенным, я уже не гналась за вершиной, а полностью поглотилась изучением местной растительности, фотографией и просто созерцанием движения облаков по небу. В какой-то момент я прилегла на мох и просто вдыхала этот особенный запах Севера. Я не сильно разбираюсь в растительности, но меня глубоко поражают и восхищают эти необычные тундровые поля с мхом и лишайником, с маленькими кустиками карликовой березы, с неведомыми цветочками и вкуснейшими ягодами. Это был славный день, пусть мы опять и мокли под дождем.


17 августа я встала часов в 8 утра и увидела то, что так ждала – довольно чистое небо и попутный ветер. После неудавшегося похода на Народную я изучила карту вдоль и поперек, решив, при удачной погоде подобраться к горе, но какими-то другими путями, без восхождения на нее. Отличный кадр – уже достижение. Поэтому я нарисовала себе маршрут как минимум до вершины горы Лимбекоиз. И именно сегодня, когда я так поздно проснулась, было решено отправиться именно туда, где будет видно все!


Этот день без сомнения можно назвать самым солнечным и удачным. Мы не взошли на вершину Лимбекоиз, поскольку нам не хватило еще часов двух для этого. Но мы увидели Народную, озеро Бублик, пощекотали нервы над обрывом в пропасть. Насмотрелись таких видов, которые могут открываться только с вершин! В этом прелесть путешествия по хребтам, я бы сказала, что это мое любимое занятие. Мне в этот день не хватало только времени. Здесь сыграл человеческий фактор, когда приходится жертвовать временем, ради человека, идущего за тобой. Солнце грело, ветер обдувал, лица обгорали.


Вершины хребтов усеяны самым разнообразным курумником. Местами попадались такие невероятные монолиты, что невольно воображаешь себе крепость, которая тут могла стоять тысячи лет назад. Кроме интересных камней мы нашли оленьи рога – идеальный трофей для двух девиц в горах. Мы решили вернуться за ними позже. Дойдя до перевала на Лимбекоиз, мы повернули назад, поскольку время на обратный путь уже поджимало. Но я четко решила отправиться сюда завтра, в последний день пребывания в горах. Поэтому рога остались так же на следующий день.


Это погодное окно открыло предо мной настоящие виды Приполярного Урала. Конечно, этого было недостаточно, меня тянуло и манило дальше, мне было жаль терять время. И не было уверенности, что завтра это окно хоть на миг будет открыто, но я решительно заговаривала небо на ясные проводы. В эту же ночь Приполярный Урал сделал еще один подарок – он показал нам северное сияние, которое многие не смогли увидеть или распознать, а мне не удалось его четко заснять. Но сам факт этого явления грел мою душу до следующего утра.


Лимбекоиз
Это странное название горы, высотой примерно 1430 м, обещало мне прекрасные виды, пропуск к горным пикам. Так и есть. Ранний подъем, ранний выход, около 4 утра. Времени до вечера должно хватить, чтобы взобраться на гору Лимбекоиз и пройти по ее перевалам ближе к Народной. Небо было не спокойным, и ветер был не тот, но я решила идти, ведь это последний день. Возможно, еще не скоро мне посчастливится оказаться в тех краях, как минимум год. Моя спутница отправилась со мной.
Восхождение тем же маршрутом уже не приносило былой радости. Подъем совершался еще медленнее, время утекало, а погода не предвещала ничего хорошего. Местами стекались серые облака, грозящие скрыть все небо. Мы преодолели болота, забрались на хребет, нашли рога и, отметив их на карте, начали путь в долину к каровому озеру горы Лимбекоиз.


Там очень много гор именно такого типа, выглядят, словно потухшие миллионы лет назад вулканы. А озера это бывшие ледники, с кристально прозрачной водой и голубоватым оттенком. Мы посидели некоторое время у этого озера, глядя, как через вершину нашей горы переваливаются черные густые тучи. Зрелище не из приятных, особенно для тех, кто собирается забраться на эту гору прямо сейчас. Но останавливаться я не собиралась. Пообещав, что при нулевой видимости мы спустимся обратно, я взяла курс наверх по перевалу.


Ветер был поистине штормовой, проносящиеся тучи то открывали, то закрывали голубое небо, но видимость была. Плато на горе оказалось просто огромным, мы очень долго по нему шли в намеченном направлении, пока не пришли к склону. Идти дальше смысла не было. С плато открывался шикарнейший вид на горы, названия которых я даже не возьмусь искать. Острые, рваные скальные пики, глубокие каровые «кратеры», черные стены перевалов – все это больше не вдохновляло, а ужасало, поскольку картину добавляло затянутое грозовое небо. Вершины Народной видно не было, сколько мы не ждали. Но образы перед нами предстали действительно величественные. Пришло время возвращаться в лагерь. Мы использовали свой шанс последнего дня.


Но Приполярный Урал не спешил нас отпускать без полного комплекта впечатлений. На момент нашего спуска обратно к озеру погода стала ухудшаться, капал мелкий дождь и град. А по возвращению на острый курум хребта, нас настигло черное небо. Здесь видимость была еще не нулевая, но стремилась к нулю. Под проливным непрекращающимся дождем, мы медленно переваливались по скользкому курумнику, ориентируясь по стороне обрыва. Мы шли вниз, но шли раза в три медленнее, чем поднимались. Штаны и обувь промокли насквозь, были падения, были застревания ног, было много ругательств. Но, даже в такой ситуации, без трофеев уходить не хотелось. Как только мы добрались до своей отметки с рогами, связали и водрузили их мне на плечи, дождь закончился. Но оставалось самое сложное – почти вертикальный спуск по мокрому курумнику вниз, с рогами.


Надо сказать, рога в общей сумме весили около 4-5 кг, упертость моя оказалась тяжелее. Осторожничая на каждом шагу, мы спустили вниз, плюнули на все броды и шли по рекам и болотам уже без сожаления о сухости ног. Когда до лагеря оставалось около 10 км, началась самая веселая прогулка, почти бегом, прям не хуже спортсменов TransUral . Грозовые тучи пришли в долину, и гром гремел над нашими головами, и молнии сверкали перед носом. Страшно до ужаса, вокруг болото и мы на горке, с которой пришлось быстренько спускаться. В общем, с таким представлением забылся и мокрый курумник, что так пугал прежде, и распухший палец на ноге, и усталость тела. Я готова была пробежать с этими рогами еще километров двадцать.



Но гроза быстро отступила и, когда мы уже были в трех километрах от наших «домиков», над базой вышло солнце и повисла радуга. Прекрасное завершение горного сезона, отличное заключение невероятного дня. Теперь хотелось только съесть тройную порцию заслуженной каши, переодеться в сухую одежду и лечь спать дня на два.

Город Инта
19 августа мы с четырех утра уже были в сборах в город. Погода весь предыдущий вечер и ночь не давала спокойно спать, срывая палатки, ломая дуги. Утром ветер немного утих, прекратился дождь, мы собрали лагерь и ждали своего места в транспорте. Внутри возникало много противоречий и сожалений, с одной стороны мне очень хотелось домой, с другой я чувствовала, что что-то не успела, не увидела, не поймала. Это ощущение, когда ты сделал все согласно плану, но в результате понимаешь, что изначально все делал неправильно. В общем, мне хотелось остаться, без всех, остаться с этим местом и просто тихо полежать, глядя на озерные волнения и шуршащие кусты.



Обратная вахтовка оказалась более щадящей и мы доехали до Верхней Инты быстро и с наименьшими трясками. Оттуда сели на местный рейсовый автобус до самого города Инта, где нас ждал хостел на ближайшие два дня. Наш поезд выезжал в Киров только 21 августа в час ночи. Хостел, к слову, оказался максимально уютным и приветливым. На нас троих был целый двухэтажный дом со всеми удобствами. Поэтому мы намылись, наелись, отдохнули и успели погулять по городу.


Про сам город особенно рассказывать нечего, это типичный северный небольшой городок, где люди живут, работают, влюбляются, мечтают и чего-то ждут. Там редко приветливы продавщицы, часто абсурдна реклама, очень много красивых деревянных полупустующих домов и по дорогам регулярно проезжают машины типа наших вахтовок. Но на самом деле, для меня там многое понятно и знакомо. Понятны дома сталинской эпохи, обшарпанная облицовка зданий, узоры на кирпичных домах, говорящие о чумах и оленях. Мне родны небольшие аллеи, вдоль которых растут маленькие березки и рябинки, мне все это напоминает мои родные северные просторы кольского полуострова.


За два дня мы исходили все улицы, заглянули в магазины, посмотрели интересные здания, набрали оленьего мяса домой, магнитов и приобрели мне новую книгу. Кстати, цены на продукты в городе неприлично завышены, по нормальной стоимости мы смогли купить только местную кисломолочку (невероятно вкусную), мясо и книгу. В Инте имеется несколько отелей/гостиниц/хостелов, там даже максимально дешево можно снять жилье, вот только народу там совсем немного. Туристов там видят часто, поэтому никого не подивили три огромных рюкзака и рога. Автобусы до вокзала ходят с завидной четкостью, поэтому мы без проблем сели в свой поезд и поехали домой.



Обратный путь в поездах был еще тяжелее, чем в начале. Мы выезжали с Севера в чудовищную жару. Я, к сожалению, вновь начинала болеть, Средний Урал вернул мне все, от чего я так здорово убежала в начале путешествия. Но это не омрачило поездки, я рада, что мне удалось там оказаться, пройти все эти маршруты и живой вернуться назад. Мой муж успешно преодолел все свои дистанции с прекрасным результатом. Мы познакомились с множеством чудеснейших людей. Эта поездка не была типичной, она привнесла многое в меня, как, впрочем, и весь этот текущий год. Я безусловно рада тому, что познакомилась с этими горами, что я смогу вернуться к ним вновь, ведь путь теперь знаком, остается дело за малым – дождаться погодного окна.



Я благодарю TransUral за эти возможности, за эти открытые двери в мир не только спорта, но и новых впечатлений. Мне едва ли удастся без сумбура выразить всю ту гамму чувств, которую я испытала за эти дни, но я точно знаю, что все, что произошло, было не случайным, это меняет меня, меняет судьбы. Каждое новое место, в котором нам удается оказаться, имеет свою особенную силу, свою суть. И такие места как НП Югыд Ва делают человека чуть более особенным, заставляя его искренне желать, бояться, любить, надеяться и верить. Это то место, где люди еще могут научиться общаться с природой и окружающим миром, обмениваясь с горами истинными дарами!