Присутствие: Баган - пыльная метафизика Азии




Принимая во внимание, что всякое наблюдение страдает от личных предпочтений путешественника, могу с уверенностью сказать, что мое желание попасть в Баган никогда не было подлинным. Однако забавная и немного пугающая мысль о том, что Восток и впрямь является метафизическим центром человечества вдруг обрела для меня свой явный смысл. Сравнение с Ангкор Ватом или Поллонарувой на Шри-Ланке получилось скорее спонтанным, если не надуманным, продиктованным возможно и тем, что всякое перемещение в пространстве, не опосредованное физической необходимостью, есть всего лишь форма самоутверждения путешествующего. Относительной компактностью этот комплекс не грешит . В архитектурном плане, также, как и в Ангкоре, все ступы и храмы здесь- это традиции миропорядка (космоса), пропорциональности, повторяемости и симметричности. Это удивительно при том, что Баган - памятник тхеравадского будизма, а Ангкор Ват – безусловная вишнуистская традиция (часть его храмов были посвящены Вишну, более поздние – Шиве, сейчас же там справляют только культ Будды) Баган - пыльная, выхолощенная буддистская метафизика Азии: земля, пытающаяся подняться в воздух, оторваться от самой себя, как рассеяный туман, неспособный скрыть островерхие шпили храмового ландшафта. Как нигде в Мьянме, здесь полно гужевого транспорта - собственно для тех, кому влом крутить педали: именно так от храма к храму здесь катают в прогулочных повозках не столь многочисленных, в сравнении с Ватом, туристов. С велосипедом замучаешься и увязнешь в пыли. Роскошь Багана условна: местные власти исходя из собственных эстетических предпочтений восстанавливают храмы, что вызывает гнев ЮНЕСКО: как ни странно, но Баган до сих пор не отнесен к всемирному наследию человечества, коим он, безусловно, является.





Некоторая спонтанность нагромождения храмов Багана проигрывает рядом с монументальностью замысла Сурьявармана Второго, за которым можно, при желании, лицезреть все дикости восточных деспотий. Может, поэтому привлекательность Багана имеет гораздо более тонкую природу. Баган никогда не был полностью покинутым комплексом. Несмотря на то, что население по разным причинам переселилось из этих мест, он не переставал быть сакральным религиозным центром поклонения Будде, где постоянно, на протяжении веков обитали монахи..



В Багане особенно хороши фрески XIV века, которые сохранились в некоторых храмах благодаря сухому микроклимату: их ни разу не реставрировали.