Путешествие на север или Карелия глазами очевидца....
Данные записки сумасшедшего, иначе невозможно охарактеризовать человека, бросившего довольно престижную работу ради сей авантюры, предназначены для собственной памяти в долгие зимние вечера, а также узкого круга ценителей прекрасного и выглядят как комментарии…
Итак: однажды и уже очень давно заразившись неизлечимой болезнью под наименованием «тяга в тайгу» ещё зимой вынашивались планы экспедиции. Прокладывались мысленно маршруты, определялось время пребывания на отдельно взятых остановочных точках, и кипела работа по созданию экипировки. Так, учитывая опыт предыдущих посещений, основным элементом багажа стал прицепной жилой модуль на колёсах. Создан он был на базе Ленинградского прицепа габаритными размерами 1,8х3,5х1,85 метра в чистоте. Основой для модуля послужил цельнометаллический каркас, ограждающими конструкциями сэндвич панель толщиной 32 мм. с пенополиуретановым заполнителем. Нет, казалось бы,…21 век.… Позвонил дилеру и уже через некоторое время у тебя во дворе стоит либо автомобильчик, оборудованный под домик на колёсах, либо прицеп-дача, либо целый ом на колёсах и всё это импортного производства. Но, предназначены они только для выезда на пикник продолжительностью не более трёх дней и движению по «чисто импортным дорогам»,… Кроме того для их транспортировки необходимо иметь категорию «Е» и до начала путешествия выпотрошить всё импортное убранство, провести внутреннюю перепланировку и начинить действительно необходимым оборудованием! Мой же домик был полностью автономен и рассчитан на очень длительное комфортное проживание при любых погодных условиях. Только вес его, при загрузке всего крайне необходимого умноженного на всякий случай на два, превысил максимально разрешённую массу, что естественно сказалось на скорости движения и расходе топлива, которое ещё в Вологодской области (из-за удалённости заправочных станций) а уж в самой Карелии превратилось в дефицит крайней необходимости.
ПУТЬ СЛЕДОВАНИЯ.
День первый:
С первыми минутами 7 июня 2011 года компания в составе трёх особей сугубо мужского пола (западносибирская лайка по кличке Тамерлан (для своих просто Тимка) 3,5 лет, сеттер-гордон Макс по паспорту…в миру просто Бес, рождённый 1,8 года назад и я 42 лет отроду) взяла курс на Медвежьегорск через Ярославль и Вологду.
Столь ранний час был обусловлен множеством факторов: температура окружающего воздуха позволяла комфортно дышать, работники теперь уже полиции дремали даже на стационарных постах, что позволило пройти весь путь без остановки и долгих пояснений, почему без открытой категории тащу прицеп разрешённой массой 750 кг на автомобиле имеющим собственную массу 3030 кг тем самым превышаю разрешённые 3500 кг для категории «В». И им абсолютно всё равно, что пункт 7 положения о выдаче водительских удостоверений и пояснения к нему данные начальником ГАИ России полностью разрешают мне творить сей, с их точки зрения, беспредел…более того им даже плевать на международную конвенцию (правда 68 года, но по ныне действующую) о правилах дорожного движения!!!
В 6,30 утра, благополучно миновав славный город Вологду, получаю первое предупреждение от «Вани Сусанина» (новейшая разработка Российских учёных в области электроники – навигатор со встроенным радар детектором…производства…Китай!!!) что за мной пристально наблюдают через прицел радара страдающие бессонницей труженики ГИБДД. Сбрасываю скорость и прохожу незамеченным. Впоследствии скорость я так и не смог набрать потому как дорожное полотно превратилось в стиральную доску притом с очень-очень мелким шагом волны. Варьируя передачами с третьей по четвёртую со скоростью 30-70 км/час медленно продвигаюсь, вернее, переваливаюсь с кочки на кочку к назначенной цели. Даже при такой скорости и работающем радиоприёмнике слышен жалобный стон торсионов передней подвески и грохот срывающихся, как мне казалось изначально надёжно закреплённых, вещей в прицепе. Расход топлива подобрался к отметке 15-17 литров на пройденную сотню пути.
Пройдя первые 970 км пути, понимая что собаки, мирно посапывающие в кунге Мазды, уже превратились в полноценную замену прославленных Белки и Стрелки…хоть в космос запускай…так те перегрузки они даже и не заметят и сам уже 100% чувствующий себя ковбоем решено сделать первый привал с ночёвкой. К реке пробивался между деревьев по нескошенной траве. Место оказалось изумительной красоты, даже несмотря на то, как выяснилось утром при выезде, что стоял я на краю деревенских огородов! К общему состоянию ломки добавилась головная боль,…атмосферное давление за день пути выросло на 25 единиц и составило 770 мм. Наскоро перекусив шашлыком и даже изловив, за время приготовления пищи, пару плотвиц размером с указательный палец подвёл итоги первого дня путешествия…в целом замечательно!!! Такие мелочи как почти потеря на 609 км прицепа вместе с задним бампером автомобиля (отошли болты крепления), сильно разбитую в кровь левую руку при их повторном протягивании уже на стоянке, общее состояние организма, с ощущением себя атлетически ссыпанным кучей в сахарный мешок и окружающих москитов не в счёт! Мошка и комар…отдельная тема…поверие о том что комары в Карелии таких размеров что вдвоём вырывают из рук чашку горячего чая, а поодиночке таскают кусочки рафинада действительности не соответствует. Желая откупится, предлагал им сахар с руки…не едят – а вгрызаются, но только в руку прямо через кусочек сахара, да с таким причмокиванием, что слышно как лопается кожа! А мошка, … заправский хищник,… почувствовав запах крови, выхватывала из тела огромные куски. Когда этот гнус не подпускали к мясу на расстояние вытянутого хобота, они собирали своих убитых сородичей и уносили,… надеялся что хоронить по своим обычаям,…нет, прячась, они разрывали на куски ранее убиенного и слизывали капельки уже полупереваренной крови. Их количество сравнимо по описанию лишь с роем диких пчёл из сказки про Маугли!!! Единственный кто пренебрежительно относился к жужжащему и клацающему на лету челюстями облаку москитов был обладатель хорошей шубы, хоть и рождённый в Подмосковье, но от Карельских родителей Тимоха. Бесёнок же поначалу пытался от них убежать, но сообразив, что с каждым километром их количество становится гораздо больше за счёт присоединившихся в пути решил их испугать страшным оскалом и громким лаем…тогда для мошки открылись новые площади для трапезы. Поняв бестолковость своих действий Бесёнок решил всех на нём собравшихся… утопить в реке. Зря!!! К ним добавились оводы…и их размеры явно превышали размер среднестатистического шмеля выросшего на древнерусской возвышенности! В конце концов, усталость свалила Беса с ног, и он превратился в донора…
День второй:
Необходимость в спешке отсутствовала, наоборот, в Медгоре(г.Медвежьегорск) не требовалось появляться раньше 10 часов утра (обуславливалось хождением по магазинам) потому позволено было поваляться до восьми часов. Оставшиеся 70 км дорога значительно улучшилась, скоростной порог перевалил за сотню. Заправившись во все имеющиеся ёмкости на въезде в город (дизель обошёлся в 27,70/литр, что дороже на рубль АИ-92 на той же АЗС. Нонсенс!!! Потому как по опыту прошлых поездок стоимость топлива не превышала цены той же марки в Москве) и, скупившись необходимым, взял направление на реку СОНГО. Спасибо интернету…маршрут был выбран благодаря великолепным отзывам о данной реке 12-ти летней давности и массе последующих «общалок» рыболовов в своей среде на форумах, правда, без предоставления отчётов по факту возвращения!!!
Река Сонго и Унутозеро - одно из тех мест, где, казалось бы, все известно, и где всегда есть туристы, но которое притягивает вновь и вновь. Озеро, река с порогами, ламбины и скалистые хребты с прекрасным видом связаны сетью дорог. Удаленность от населенных пунктов и хорошие дороги делают Сонго очень удобным местом для легкого отдыха, особенно для тех, кто едет в Карелию впервые (цитата из интернета)… Вот и я на данную реку ехал впервые!!!
Свернув на развилке около Медвежьегорска в сторону Поросозера, у пос. Чёбино направо и далее, мимо Сегозера в пос. Паданы. АЗС в Паданах нет, а вот магазины в центре работают всегда. Остановившись, купить хлебушка, разговорился с продавцом, … из познавательного узнал, что ударение в наименовании посёлка необходимо ставить на второе «А». Видя мои скупые покупки, в целях создания выручки, она предложила спрей от комаров,… Запас у меня с собой был приличным и в шутку состоялся диалог:
- разве это комары??? Да их столь мало, что не травить надо, а в красную книгу заносить!
- не, у нас тепло стало не больше недели,… вывестись не успели. Ещё денька 3-4 и появятся, а за ними и мошка пойдёт…
Из магазина вышел немножко озадаченным, кто же тогда нам вчера, да и сегодня так ласково жужжал??? Но, не поверив средство докупать, не стал…
Расстояние от Падан до Медгоры -120 км., а до оз. Сонго ещё 60. За поселком у моста через р. Волому повернул налево на Ахвенламби и далее через Маслоозеро и деревню Юккогуба на Тумбу.
Место, называемое Тумба - это мост между озерами Унутозеро и Тумасозеро. Здесь тоже останавливаются туристы, но делать здесь совсем нечего. Дорога за мостом проходит по хребту вдоль Унута и имеет несколько сверток. Самая наезженная - направо, ведет в Суккозеро, а нам как в сказке правда без придорожного камня – прямо. И судя по наезженности мои колёса на неё встали как максимум третьими!!! Следующий согласно карты поворот [направо] должен привести на оз. Пизанец. Но, заросших и заваленных буреломом поворотов была масса, соваться в которые с таким «хвостом» как-то несерьёзно…развернёшься ли потом?!
Следующий после поворота на Пизанец будет поворот, никуда не приводящий и имеющий название "свадебное кольцо": почему - никому неизвестно. Далее дорога, спускаясь с хребта, имеет так называемый "скребок": 600 метров крупных камней, между которыми можно проехать на любом авто. Спустившись со "скребка" на т-образном перекрестке есть возможность, повернув направо, попасть на оз. Шураярви.
Основная дорога поворачивает налево и заметно расширяется. Ощущение будто ты, соскребая брюхом камни, проваливаясь в промоины и лужи, вылез из леса и попал на «большак» по которому прошли сотни машин и заняли все лучшие места! Первый поворот налево приведет к трем ламбинам. Стоянки есть на второй: одна внизу, и одна чуть выше у подножья скал. Эта ламбина, как и остальные, имеет дно в форме конуса глубиной 15 метров, покрытое илом и заросшее мелкой жесткой травой. Вода в ламбинах очень чистая.
Если подняться на гору над второй ламбиной, можно найти красивое место из огромных мраморных камней, с которого, как с естественного балкона, можно любоваться не только расположенными внизу ламбинами, но и Унутозером.
При движении по основной дороге, следующий поворот налево огибает все три ламбины, но никуда не приводит. В конце дорога имеет много ответвлений, с которыми легче разобраться по схеме. Если держаться левее попадаешь к ряду стоянок на берегу р. Сонго. Первая стоянка расположена на вершине сопки. Довольно сносно оборудована, но спуски к воде слишком крутые и высокие. Останавливаться там можно только для лицезрения окружающей красоты. Следующая стоянка среди средних размеров сосны и ели. Ветром не продуваема. Берега мелкий камень. Река узкая и из-за деревьев и извилистости просматривается не более 100 метров. Ни какой экзотики и не спрятаться от гнуса. Она была занята семьёй из Москвы. От них я и узнал, что окунь начал брать с неделю назад, а щука дня три и то вся рыба в озере…река совсем пустая!!! На лодке они ходили до самых порогов, пешком за них…результат нулевой! В реке и озере можно поймать леща, налима, крупную плотву и хариуса. Щука и окунь, конечно, есть везде. "Дорожить" по озеру лучше вдоль берегов на малых глубинах. Рельеф дна очень разнообразен и не имеет ровных участков, встречаются ямы до 30 метров. На Сонго нет змей, что тоже настраивает на приятный отдых. В южном конце озера на западном берегу есть ручей. Если пройти вдоль него, поднимаясь в гору, и вместе с ним повернуть налево, можно попасть в красивое каменное ущелье с огромными валунами, покрытыми мхом, под которыми журчит вода. Красивых мест на Сонго много, и если вы не сильно увлечены рыбалкой, вам будет на что посмотреть. (цитата из интернета).
Раз уж приехал,…пойдём правее! От перекрестка попадаю к стоянке в южном заливе ниже порогов Тушели. Река узкая, с поворотом. Течение приличное, гавани для лодки нет. Берег песчаный. Всё хорошо, но не приглянулось душе! Ложусь на обратный путь, так как далее дорог нет…болота! Краем глаза замечаю левый поворот, уходящий под очень острым углом. Пытаюсь развернуться, но даже в свёрнутой до предела сцепке не хватает места вывернуть тягачу. Измучавшись, ни с чем, ухожу назад до ламбушек. Жара становится нестерпимой. Малая скорость передвижения, отсутствие ветра и солнце прямо над головой раскалили температуру в салоне так, что заглючил и вырубился навигатор. Собаки в кунге пытаются снять друг с дружки шубы,… это ещё учитывая, что 10 минут назад я их полностью погружал в холодную воду. Тоже мне «русский север»…такой жары даже летом 2010 года в Подмосковье не было!!! Необходимо срочно, куда-нибудь, в тень к любой луже…
Левый, малоприметный поворот с каменистой дорогой. По нему относительно свежий след протектора. Не раздумывая поворачиваю… Плотинка через болотце с шириной колеи равной обрезу колёс и глубокой ямой в середине. Ни развернуться, ни подать назад, нависают мелкие ветви и закрывают габариты прицепа. Крутой подъём с поворотом и большими камнями. Тяну на первой, на средней мощности только задним мостом… пробуксуют колёса потом только лебёдка! Верх подъёма завален буреломом. Бросив машину, с собаками идём на разведку. Дорога проходит по самому хребту между двух болот. Сразу за габаритами колёс резкий свал в обе стороны, почти отвесно и куда-то глубоко…очень глубоко, низа не видно за макушками деревьев. Не развернуться! Через триста метров резкий левый поворот вниз зигзагообразно между деревьями с уклоном не меньше 60% и протяжённостью метров 30. Спуск песчаный, изредка торчат крупные камни размерами гораздо выше клиренса. В общем, трасса для экстремального вождения квадрацикла… но, у меня ведь сцепка длиной более 11 метров. Назад пути тоже нет! Рискую,… прорубив завал, иду на спуск! Внизу крутой правый поворот, а если прямо…болото с приличным блюдцем воды. И выезжаю на … прилично наезженную дорогу. Ещё 300 метров и открывается изумительный ландшафт… река, заливы, остров. На карте место обозначено №8. Бывший посёлок лесорубов. Правда, от него смутно просматриваются только фундаменты, от некогда стоящих домов поросшие березняком не менее 20 сантиметров в комле, но место роскошно - поляна среди берёз!!! А, путь назад… он всё равно состоится, но будет это не раньше чем через пару недель…
Наспех разбив лагерь, вечером, а может и ночью (в это время года солнце лишь на пару часов уходит за макушки сосен на противоположном мысе. Не будь там деревьев – оно бы и не пряталось) проверяю наличие рыбы на поп лавочку – только плотва и окунь пригодные лишь для живца. Но, это уже рыба!!!
Перед отбоем подсчитываю потери,…на сей раз разбито стекло настенных часов и напрочь срезана телевизионная антенна, некогда закреплённая на кровле модуля. Сотовая связь отсутствует...
9 июня…
При попытке позавтракать, ветром выявлена куча мусора, оставленная совсем недавно моими соратниками. Мелкий окунь и внутренности более крупных рыб свалены кучей,… всё это добро шевелится и переползает с места на место через банки, бутылки, тряпки и картонки с помощью огромного количества опарыша. Я, дурак тащил его из Москвы!!! А, в каких то, 15 метрах в сторону чьей-то заботливой рукой обустроена огромная яма для бытовых отходов…
Даже без подсказок становится ясным – моими предшественниками были Москали!!! Пришлось всё это «добро» уничтожать при помощи огня. И только к вечеру над озером установился настоящий, пьянящий запах природы!
День не задался,… встав на воду, обнаружил, что на эхолоте сел аккумулятор. При попытке зарядить понимаю – зарядное тоже не дышит. Быстренько вскипятив аккумулятор зарядным от ноутбука (превышение по вольтажу 30%, мощности 6 раз!) отхожу в акваторию.
Хватило эхолота всего на час, но и этого времени было достаточно составить карту близлежащих глубин. Встал я на краю 7 метровой ямы размером со всё озеро. В 10 метрах вертикальный подъем на 2,5 метра и ровная площадка на всю ширину реки, течение не сильное, но кружки переворачивает самостоятельно. Вокруг остров огибает пролив 30-40 метров по ширине без течения средними глубинами 1,5-1,8 метра, есть ямы до шести. Основная масса рыбы в ямах.
Результатов этот день не принес, так как был истрачен на изучение реки, ловлю живца и установку кружков (5 шт.).
10 июня, а, равно как и все последующие три одинаковых дня…
Жара не переносимая…в домике при открытых дверях и окнах + 36!!! Гнус не даёт возможности раздеться. Хождение в туалет превращается в пытку! И только на третий день сообразил орошать оголённые места спреем от комаров,… одну сигарету можно было выкурить спокойно, дальше всё испарялось!
Температура воды – 17 градусов. Постиранное постельное бельё высохло раньше, чем я успел сходить за полотенцем, чтобы вытереть руки! Но, в эту же ночь пошёл дождь – температура воздуха упала до + 10, влажность воздуха в домике составляет 68%. И так уже заканчиваются третьи сутки. Атмосферное давление неизменно в норме!
Исправно ловится щука, подъязок до 500 грамм и окунь, которого и окунем назвать сложно,… так живец. Причём блесна можно даже не менять, разницы не заметил ни от размеров, ни типов, ни окрасок будь то воблеры или колебалки. Работает весь известный модельный ряд, даже не обращая внимания на страну его производившую!
Одно плохо,…количество экземпляров за один улов примерно равно тому же количеству, которое можно взять за тоже время где-нибудь на Волге в районе Калязина! Правда вес экземпляров превышает Волжских раз эдак в 10…
На фидер из ямы можно вытащить плотвицу грамм на 300, леща в пределах кило, того же окуня размером с палец и ещё меньшего вездесущего ерша!
На кружки ловля оказалась бесполезным убийством,…дно закоряжено и 95% срабатываний превращается в обрыв с потерей и трофея и снасти…
Охота же в этих местах будет нерациональна! Славно постарались лесорубы,…тайга заросла подлеском, и ещё лет 50 будет проводить естественный отбор более сильных деревьев. Увидеть дичь, а тем более прострелить на расстоянии верного попадания не позволят деревья. А. лет через 50,…когда природа восстановится – опять придут лесорубы!
Кроме того, обилие болот, озёр, ламбушек и каменистых хребтов поросших мхами и багульником (как цветёт багульник,…черёмуха, по сравнению с ним, так навозная куча. Запах кружит голову,…даже собаки, после прохода цветущих полей ещё минут 30 отказываются работать!!!) делают эти места труднопроходимыми. Через 3 часа хода на обратный путь сил уж не остаётся. Из дичи часто попадается только Вальдшнеп. То с гнезда собаки спугнут, то уводит от выводка, то уже вставший на крыло желторотик! Но, судя по продуктам жизнедеятельности организма, присутствует и тетерев, и лось в не особо крупных количествах.....
Итак: однажды и уже очень давно заразившись неизлечимой болезнью под наименованием «тяга в тайгу» ещё зимой вынашивались планы экспедиции. Прокладывались мысленно маршруты, определялось время пребывания на отдельно взятых остановочных точках, и кипела работа по созданию экипировки. Так, учитывая опыт предыдущих посещений, основным элементом багажа стал прицепной жилой модуль на колёсах. Создан он был на базе Ленинградского прицепа габаритными размерами 1,8х3,5х1,85 метра в чистоте. Основой для модуля послужил цельнометаллический каркас, ограждающими конструкциями сэндвич панель толщиной 32 мм. с пенополиуретановым заполнителем. Нет, казалось бы,…21 век.… Позвонил дилеру и уже через некоторое время у тебя во дворе стоит либо автомобильчик, оборудованный под домик на колёсах, либо прицеп-дача, либо целый ом на колёсах и всё это импортного производства. Но, предназначены они только для выезда на пикник продолжительностью не более трёх дней и движению по «чисто импортным дорогам»,… Кроме того для их транспортировки необходимо иметь категорию «Е» и до начала путешествия выпотрошить всё импортное убранство, провести внутреннюю перепланировку и начинить действительно необходимым оборудованием! Мой же домик был полностью автономен и рассчитан на очень длительное комфортное проживание при любых погодных условиях. Только вес его, при загрузке всего крайне необходимого умноженного на всякий случай на два, превысил максимально разрешённую массу, что естественно сказалось на скорости движения и расходе топлива, которое ещё в Вологодской области (из-за удалённости заправочных станций) а уж в самой Карелии превратилось в дефицит крайней необходимости.
ПУТЬ СЛЕДОВАНИЯ.
День первый:
С первыми минутами 7 июня 2011 года компания в составе трёх особей сугубо мужского пола (западносибирская лайка по кличке Тамерлан (для своих просто Тимка) 3,5 лет, сеттер-гордон Макс по паспорту…в миру просто Бес, рождённый 1,8 года назад и я 42 лет отроду) взяла курс на Медвежьегорск через Ярославль и Вологду.
Столь ранний час был обусловлен множеством факторов: температура окружающего воздуха позволяла комфортно дышать, работники теперь уже полиции дремали даже на стационарных постах, что позволило пройти весь путь без остановки и долгих пояснений, почему без открытой категории тащу прицеп разрешённой массой 750 кг на автомобиле имеющим собственную массу 3030 кг тем самым превышаю разрешённые 3500 кг для категории «В». И им абсолютно всё равно, что пункт 7 положения о выдаче водительских удостоверений и пояснения к нему данные начальником ГАИ России полностью разрешают мне творить сей, с их точки зрения, беспредел…более того им даже плевать на международную конвенцию (правда 68 года, но по ныне действующую) о правилах дорожного движения!!!
В 6,30 утра, благополучно миновав славный город Вологду, получаю первое предупреждение от «Вани Сусанина» (новейшая разработка Российских учёных в области электроники – навигатор со встроенным радар детектором…производства…Китай!!!) что за мной пристально наблюдают через прицел радара страдающие бессонницей труженики ГИБДД. Сбрасываю скорость и прохожу незамеченным. Впоследствии скорость я так и не смог набрать потому как дорожное полотно превратилось в стиральную доску притом с очень-очень мелким шагом волны. Варьируя передачами с третьей по четвёртую со скоростью 30-70 км/час медленно продвигаюсь, вернее, переваливаюсь с кочки на кочку к назначенной цели. Даже при такой скорости и работающем радиоприёмнике слышен жалобный стон торсионов передней подвески и грохот срывающихся, как мне казалось изначально надёжно закреплённых, вещей в прицепе. Расход топлива подобрался к отметке 15-17 литров на пройденную сотню пути.
Пройдя первые 970 км пути, понимая что собаки, мирно посапывающие в кунге Мазды, уже превратились в полноценную замену прославленных Белки и Стрелки…хоть в космос запускай…так те перегрузки они даже и не заметят и сам уже 100% чувствующий себя ковбоем решено сделать первый привал с ночёвкой. К реке пробивался между деревьев по нескошенной траве. Место оказалось изумительной красоты, даже несмотря на то, как выяснилось утром при выезде, что стоял я на краю деревенских огородов! К общему состоянию ломки добавилась головная боль,…атмосферное давление за день пути выросло на 25 единиц и составило 770 мм. Наскоро перекусив шашлыком и даже изловив, за время приготовления пищи, пару плотвиц размером с указательный палец подвёл итоги первого дня путешествия…в целом замечательно!!! Такие мелочи как почти потеря на 609 км прицепа вместе с задним бампером автомобиля (отошли болты крепления), сильно разбитую в кровь левую руку при их повторном протягивании уже на стоянке, общее состояние организма, с ощущением себя атлетически ссыпанным кучей в сахарный мешок и окружающих москитов не в счёт! Мошка и комар…отдельная тема…поверие о том что комары в Карелии таких размеров что вдвоём вырывают из рук чашку горячего чая, а поодиночке таскают кусочки рафинада действительности не соответствует. Желая откупится, предлагал им сахар с руки…не едят – а вгрызаются, но только в руку прямо через кусочек сахара, да с таким причмокиванием, что слышно как лопается кожа! А мошка, … заправский хищник,… почувствовав запах крови, выхватывала из тела огромные куски. Когда этот гнус не подпускали к мясу на расстояние вытянутого хобота, они собирали своих убитых сородичей и уносили,… надеялся что хоронить по своим обычаям,…нет, прячась, они разрывали на куски ранее убиенного и слизывали капельки уже полупереваренной крови. Их количество сравнимо по описанию лишь с роем диких пчёл из сказки про Маугли!!! Единственный кто пренебрежительно относился к жужжащему и клацающему на лету челюстями облаку москитов был обладатель хорошей шубы, хоть и рождённый в Подмосковье, но от Карельских родителей Тимоха. Бесёнок же поначалу пытался от них убежать, но сообразив, что с каждым километром их количество становится гораздо больше за счёт присоединившихся в пути решил их испугать страшным оскалом и громким лаем…тогда для мошки открылись новые площади для трапезы. Поняв бестолковость своих действий Бесёнок решил всех на нём собравшихся… утопить в реке. Зря!!! К ним добавились оводы…и их размеры явно превышали размер среднестатистического шмеля выросшего на древнерусской возвышенности! В конце концов, усталость свалила Беса с ног, и он превратился в донора…
День второй:
Необходимость в спешке отсутствовала, наоборот, в Медгоре(г.Медвежьегорск) не требовалось появляться раньше 10 часов утра (обуславливалось хождением по магазинам) потому позволено было поваляться до восьми часов. Оставшиеся 70 км дорога значительно улучшилась, скоростной порог перевалил за сотню. Заправившись во все имеющиеся ёмкости на въезде в город (дизель обошёлся в 27,70/литр, что дороже на рубль АИ-92 на той же АЗС. Нонсенс!!! Потому как по опыту прошлых поездок стоимость топлива не превышала цены той же марки в Москве) и, скупившись необходимым, взял направление на реку СОНГО. Спасибо интернету…маршрут был выбран благодаря великолепным отзывам о данной реке 12-ти летней давности и массе последующих «общалок» рыболовов в своей среде на форумах, правда, без предоставления отчётов по факту возвращения!!!
Река Сонго и Унутозеро - одно из тех мест, где, казалось бы, все известно, и где всегда есть туристы, но которое притягивает вновь и вновь. Озеро, река с порогами, ламбины и скалистые хребты с прекрасным видом связаны сетью дорог. Удаленность от населенных пунктов и хорошие дороги делают Сонго очень удобным местом для легкого отдыха, особенно для тех, кто едет в Карелию впервые (цитата из интернета)… Вот и я на данную реку ехал впервые!!!
Свернув на развилке около Медвежьегорска в сторону Поросозера, у пос. Чёбино направо и далее, мимо Сегозера в пос. Паданы. АЗС в Паданах нет, а вот магазины в центре работают всегда. Остановившись, купить хлебушка, разговорился с продавцом, … из познавательного узнал, что ударение в наименовании посёлка необходимо ставить на второе «А». Видя мои скупые покупки, в целях создания выручки, она предложила спрей от комаров,… Запас у меня с собой был приличным и в шутку состоялся диалог:
- разве это комары??? Да их столь мало, что не травить надо, а в красную книгу заносить!
- не, у нас тепло стало не больше недели,… вывестись не успели. Ещё денька 3-4 и появятся, а за ними и мошка пойдёт…
Из магазина вышел немножко озадаченным, кто же тогда нам вчера, да и сегодня так ласково жужжал??? Но, не поверив средство докупать, не стал…
Расстояние от Падан до Медгоры -120 км., а до оз. Сонго ещё 60. За поселком у моста через р. Волому повернул налево на Ахвенламби и далее через Маслоозеро и деревню Юккогуба на Тумбу.
Место, называемое Тумба - это мост между озерами Унутозеро и Тумасозеро. Здесь тоже останавливаются туристы, но делать здесь совсем нечего. Дорога за мостом проходит по хребту вдоль Унута и имеет несколько сверток. Самая наезженная - направо, ведет в Суккозеро, а нам как в сказке правда без придорожного камня – прямо. И судя по наезженности мои колёса на неё встали как максимум третьими!!! Следующий согласно карты поворот [направо] должен привести на оз. Пизанец. Но, заросших и заваленных буреломом поворотов была масса, соваться в которые с таким «хвостом» как-то несерьёзно…развернёшься ли потом?!
Следующий после поворота на Пизанец будет поворот, никуда не приводящий и имеющий название "свадебное кольцо": почему - никому неизвестно. Далее дорога, спускаясь с хребта, имеет так называемый "скребок": 600 метров крупных камней, между которыми можно проехать на любом авто. Спустившись со "скребка" на т-образном перекрестке есть возможность, повернув направо, попасть на оз. Шураярви.
Основная дорога поворачивает налево и заметно расширяется. Ощущение будто ты, соскребая брюхом камни, проваливаясь в промоины и лужи, вылез из леса и попал на «большак» по которому прошли сотни машин и заняли все лучшие места! Первый поворот налево приведет к трем ламбинам. Стоянки есть на второй: одна внизу, и одна чуть выше у подножья скал. Эта ламбина, как и остальные, имеет дно в форме конуса глубиной 15 метров, покрытое илом и заросшее мелкой жесткой травой. Вода в ламбинах очень чистая.
Если подняться на гору над второй ламбиной, можно найти красивое место из огромных мраморных камней, с которого, как с естественного балкона, можно любоваться не только расположенными внизу ламбинами, но и Унутозером.
При движении по основной дороге, следующий поворот налево огибает все три ламбины, но никуда не приводит. В конце дорога имеет много ответвлений, с которыми легче разобраться по схеме. Если держаться левее попадаешь к ряду стоянок на берегу р. Сонго. Первая стоянка расположена на вершине сопки. Довольно сносно оборудована, но спуски к воде слишком крутые и высокие. Останавливаться там можно только для лицезрения окружающей красоты. Следующая стоянка среди средних размеров сосны и ели. Ветром не продуваема. Берега мелкий камень. Река узкая и из-за деревьев и извилистости просматривается не более 100 метров. Ни какой экзотики и не спрятаться от гнуса. Она была занята семьёй из Москвы. От них я и узнал, что окунь начал брать с неделю назад, а щука дня три и то вся рыба в озере…река совсем пустая!!! На лодке они ходили до самых порогов, пешком за них…результат нулевой! В реке и озере можно поймать леща, налима, крупную плотву и хариуса. Щука и окунь, конечно, есть везде. "Дорожить" по озеру лучше вдоль берегов на малых глубинах. Рельеф дна очень разнообразен и не имеет ровных участков, встречаются ямы до 30 метров. На Сонго нет змей, что тоже настраивает на приятный отдых. В южном конце озера на западном берегу есть ручей. Если пройти вдоль него, поднимаясь в гору, и вместе с ним повернуть налево, можно попасть в красивое каменное ущелье с огромными валунами, покрытыми мхом, под которыми журчит вода. Красивых мест на Сонго много, и если вы не сильно увлечены рыбалкой, вам будет на что посмотреть. (цитата из интернета).
Раз уж приехал,…пойдём правее! От перекрестка попадаю к стоянке в южном заливе ниже порогов Тушели. Река узкая, с поворотом. Течение приличное, гавани для лодки нет. Берег песчаный. Всё хорошо, но не приглянулось душе! Ложусь на обратный путь, так как далее дорог нет…болота! Краем глаза замечаю левый поворот, уходящий под очень острым углом. Пытаюсь развернуться, но даже в свёрнутой до предела сцепке не хватает места вывернуть тягачу. Измучавшись, ни с чем, ухожу назад до ламбушек. Жара становится нестерпимой. Малая скорость передвижения, отсутствие ветра и солнце прямо над головой раскалили температуру в салоне так, что заглючил и вырубился навигатор. Собаки в кунге пытаются снять друг с дружки шубы,… это ещё учитывая, что 10 минут назад я их полностью погружал в холодную воду. Тоже мне «русский север»…такой жары даже летом 2010 года в Подмосковье не было!!! Необходимо срочно, куда-нибудь, в тень к любой луже…
Левый, малоприметный поворот с каменистой дорогой. По нему относительно свежий след протектора. Не раздумывая поворачиваю… Плотинка через болотце с шириной колеи равной обрезу колёс и глубокой ямой в середине. Ни развернуться, ни подать назад, нависают мелкие ветви и закрывают габариты прицепа. Крутой подъём с поворотом и большими камнями. Тяну на первой, на средней мощности только задним мостом… пробуксуют колёса потом только лебёдка! Верх подъёма завален буреломом. Бросив машину, с собаками идём на разведку. Дорога проходит по самому хребту между двух болот. Сразу за габаритами колёс резкий свал в обе стороны, почти отвесно и куда-то глубоко…очень глубоко, низа не видно за макушками деревьев. Не развернуться! Через триста метров резкий левый поворот вниз зигзагообразно между деревьями с уклоном не меньше 60% и протяжённостью метров 30. Спуск песчаный, изредка торчат крупные камни размерами гораздо выше клиренса. В общем, трасса для экстремального вождения квадрацикла… но, у меня ведь сцепка длиной более 11 метров. Назад пути тоже нет! Рискую,… прорубив завал, иду на спуск! Внизу крутой правый поворот, а если прямо…болото с приличным блюдцем воды. И выезжаю на … прилично наезженную дорогу. Ещё 300 метров и открывается изумительный ландшафт… река, заливы, остров. На карте место обозначено №8. Бывший посёлок лесорубов. Правда, от него смутно просматриваются только фундаменты, от некогда стоящих домов поросшие березняком не менее 20 сантиметров в комле, но место роскошно - поляна среди берёз!!! А, путь назад… он всё равно состоится, но будет это не раньше чем через пару недель…
Наспех разбив лагерь, вечером, а может и ночью (в это время года солнце лишь на пару часов уходит за макушки сосен на противоположном мысе. Не будь там деревьев – оно бы и не пряталось) проверяю наличие рыбы на поп лавочку – только плотва и окунь пригодные лишь для живца. Но, это уже рыба!!!
Перед отбоем подсчитываю потери,…на сей раз разбито стекло настенных часов и напрочь срезана телевизионная антенна, некогда закреплённая на кровле модуля. Сотовая связь отсутствует...
9 июня…
При попытке позавтракать, ветром выявлена куча мусора, оставленная совсем недавно моими соратниками. Мелкий окунь и внутренности более крупных рыб свалены кучей,… всё это добро шевелится и переползает с места на место через банки, бутылки, тряпки и картонки с помощью огромного количества опарыша. Я, дурак тащил его из Москвы!!! А, в каких то, 15 метрах в сторону чьей-то заботливой рукой обустроена огромная яма для бытовых отходов…
Даже без подсказок становится ясным – моими предшественниками были Москали!!! Пришлось всё это «добро» уничтожать при помощи огня. И только к вечеру над озером установился настоящий, пьянящий запах природы!
День не задался,… встав на воду, обнаружил, что на эхолоте сел аккумулятор. При попытке зарядить понимаю – зарядное тоже не дышит. Быстренько вскипятив аккумулятор зарядным от ноутбука (превышение по вольтажу 30%, мощности 6 раз!) отхожу в акваторию.
Хватило эхолота всего на час, но и этого времени было достаточно составить карту близлежащих глубин. Встал я на краю 7 метровой ямы размером со всё озеро. В 10 метрах вертикальный подъем на 2,5 метра и ровная площадка на всю ширину реки, течение не сильное, но кружки переворачивает самостоятельно. Вокруг остров огибает пролив 30-40 метров по ширине без течения средними глубинами 1,5-1,8 метра, есть ямы до шести. Основная масса рыбы в ямах.
Результатов этот день не принес, так как был истрачен на изучение реки, ловлю живца и установку кружков (5 шт.).
10 июня, а, равно как и все последующие три одинаковых дня…
Жара не переносимая…в домике при открытых дверях и окнах + 36!!! Гнус не даёт возможности раздеться. Хождение в туалет превращается в пытку! И только на третий день сообразил орошать оголённые места спреем от комаров,… одну сигарету можно было выкурить спокойно, дальше всё испарялось!
Температура воды – 17 градусов. Постиранное постельное бельё высохло раньше, чем я успел сходить за полотенцем, чтобы вытереть руки! Но, в эту же ночь пошёл дождь – температура воздуха упала до + 10, влажность воздуха в домике составляет 68%. И так уже заканчиваются третьи сутки. Атмосферное давление неизменно в норме!
Исправно ловится щука, подъязок до 500 грамм и окунь, которого и окунем назвать сложно,… так живец. Причём блесна можно даже не менять, разницы не заметил ни от размеров, ни типов, ни окрасок будь то воблеры или колебалки. Работает весь известный модельный ряд, даже не обращая внимания на страну его производившую!
Одно плохо,…количество экземпляров за один улов примерно равно тому же количеству, которое можно взять за тоже время где-нибудь на Волге в районе Калязина! Правда вес экземпляров превышает Волжских раз эдак в 10…
На фидер из ямы можно вытащить плотвицу грамм на 300, леща в пределах кило, того же окуня размером с палец и ещё меньшего вездесущего ерша!
На кружки ловля оказалась бесполезным убийством,…дно закоряжено и 95% срабатываний превращается в обрыв с потерей и трофея и снасти…
Охота же в этих местах будет нерациональна! Славно постарались лесорубы,…тайга заросла подлеском, и ещё лет 50 будет проводить естественный отбор более сильных деревьев. Увидеть дичь, а тем более прострелить на расстоянии верного попадания не позволят деревья. А. лет через 50,…когда природа восстановится – опять придут лесорубы!
Кроме того, обилие болот, озёр, ламбушек и каменистых хребтов поросших мхами и багульником (как цветёт багульник,…черёмуха, по сравнению с ним, так навозная куча. Запах кружит голову,…даже собаки, после прохода цветущих полей ещё минут 30 отказываются работать!!!) делают эти места труднопроходимыми. Через 3 часа хода на обратный путь сил уж не остаётся. Из дичи часто попадается только Вальдшнеп. То с гнезда собаки спугнут, то уводит от выводка, то уже вставший на крыло желторотик! Но, судя по продуктам жизнедеятельности организма, присутствует и тетерев, и лось в не особо крупных количествах.....
Читайте также