Путешествие по Якутии к источнику Нахот
Автопутешествие в –53 С°: Нерюнгри, знакомство с бытом эвенков и купание в горячем источнике
Есть такое замечательное место в Якутии Нерюнгринского района — Нахот. Зимой сюда приезжает много желающих искупаться в горячем источнике в якутские морозы. Не стали и мы (я и мой верный штурман, мой вдохновитель на путешествия и просто моя вторая половинка Юлия) в эту суровую зиму исключением. Благо живем мы от него всего в ~240 км.
В Нахот я ездил уже не раз, дорогу (М-56, она же «Лена») прекрасно знаю, да и коллега по цеху по прошествии вот уже трех-четырех месяцев сгонял туда уже трижды, так что свежей информацией о состоянии маршрута я владел.
Выехали в 08:30. Торопиться было некуда, хотелось, чтоб побыстрей рассвело, чтобы можно было пощелкать «Никоном». Утром в Тынде на муниципалитете градусник показывал все –40 С°, значит, смело можно было прибавлять у речки еще –5 С°, а в районе мкр. Беленького — все –10 С°.
Настроение отличное, музыка в салоне — последний хит от шведского диджея Авичи, дорога асфальт. От Тынды к Нерюнгри асфальта ~70 км, далее гравий, перевалы, летом местами несносный (непродолжительные участки дороги с грубо торчащими камнями-булыжниками), далее перед самым п. Беркакитом снова асфальт (латаный-перелатаный, но сносный особенно зимой), который тянется до самого п. Чульман, где и нужно сворачивать в тайгу к частной базе отдыха «Нахот», преодолев 20 км по проселочной дороге (зимой так здорово укатанной, что проедешь даже на низкопрофиле с юбкой по кругу).
Традиционная фотосессия у стелы «Республика Саха Якутия».
Ленточку вязать не стали, не оказалось таковой, да и религия эта не наша. Хотя есть следы задабривающих духов и в виде брошенных монет.
С площадки-парковки открываются красивые виды:
Вскоре, проехав 150 км от Тынды, въехали в небольшое село Иенгра.
Свое название село получило от реки Иенгры, на берегу которой оно расположено. С эвенкийского «ийэ» — «рог», «-нгра» — аффикс, обозначающий названия гор, рек, озер или местностей, данные по характерному для них предмету, указанному в основе слова.
Здесь мы планировали хоть как-то познакомиться с культурой эвенков. В музей мы хоть и попали (даже за вход брать деньги отказались), но осмотреть все нам не удалось. Объяснили: просто остальные помещения используются как для обрядов, так и для местного пользования, в общем, не все вхожи.
Последний, так и не оставивший преемника после себя, иенгрийский шаман Савей… Уходя к праотцам, как нам поведала смотритель музея, предсказывал, что зима в этом году будет ой как лютая. Не ошибся. Его национальные одеяния. Я так понял, в музее хранятся все атрибуты, некогда использованные шаманами.
Рядом с Тындой также есть поселение эвенков, даже этническую деревню для туристов за счет областных денег построили.
Сам губернатор прилетал на открытие… Только вот не работала она, да и работать вряд ли уже будет. Что же до самих эвенков, живущих в с. Первомайском, праздники свои как-то скромно проводят, по-тихому.
Культурно обогатившись, двинули дальше. До г. Нерюнгри оставалось всего-то ~55 км. На выезде из села видели все-таки бабушек, торгующих унтами из шкуры оленя, но останавливаться уже не стали.
Да, для тех, кто соберется ехать в Нахот издалека: на расстоянии от Тынды до Нерюнгри по федеральной дороге М-56 (~200 км) всего одна АЗС (не считая, что можно с трассы свернуть на Беркакит почти перед самым Нерюнгри), да и то не внушающая доверия. Бензинка АИ-92 там точно есть, а вот про дизель не уверен. Взятая с собой 20-литровая канистра как-то отмела нужду заботиться о заправках.
Подъезжая к Беркакиту, пересекаешь единственный пост ГИБДД. Странная у них пропускная система — перед самой будочкой с гаишниками (ну очень уж маленькой) стоит знак «стоп», ты останавливаешься, и, пока выжидаешь время остановки, гаишники решают, выйти из теплого местечка посмотреть на твои права или нет. За постом, минуя поворот на Беркакит (чтобы заехать в поселок, надо уйти с федералки М-56 налево), по дороге нередко встречаются знаки, предупреждающие включить свет из-за низко стелящегося тумана.
Нерюнгри интересный, молодой и красивый город. Удивлением для меня было то, что он представляет собой второй город по величине в Якутии — и это с населением чуть больше 60 000 человек.
Застолбили ночлег и поехали дальше к Чульману, вновь вернувшись на трассу М-56. В Нерюнгри, как и в Беркаките, надо сворачивать с трассы. Очень удобное решение отодвинуть город подальше от дороги, в отличие, скажем, от Тынды.
Не доезжая до самого п. Чульман, всего 20 км от Нерюнгри, имеется поворот направо в лес к Нахоту. Вывески нет, легко пропустить. Я запоминал по наличию автоколонны слева после того, как свернул на проселочную дорогу (уж не знаю какая МК с большегрузами затаборилась здесь со времен, как начали тянуть нефтяную трубу).
Дорожка по лесу занимает ~20 км, отлично накатана, чистится.
Добрались. На въезде КПП заплатили за час на двоих (цена на одного 260 руб. + проезд на территорию, всего получилось за час с двоих 570 руб.). Домик в этот раз не снимали, по мне дороговато будет (ценник есть на сайте Нахота), решили, если захотим, то просто продлим время.
Раздеваться, сушиться, греться в общей, женской, раздевалке. Лет семь езжу, ничего не поменялось, экономия.
Закончив купаться, позировать на камеру, быстро собрались, обсохли и двинулись обратно в Нерюнгри. Уезжая, узнали новое: теперь появилась (может, уже давно — раньше по крайней мере не предлагали) VIP-раздевалка. Находится она внутри крытого бассейна, цена вопроса — 1 руб. за час + 100 руб. с каждого человека. Может, кому полезно будет знать, но по мне, повторюсь, дороговато, хотя... Это ж Якутия, цены соответствуют.
Обратный путь он быстрый как-то. Чуток снимков, ну очень уж красиво здесь зимой, и мы вновь в Нюрке. Перед поездкой советовали проехаться по старому району города, полюбоваться старинной архитектурой. Поехали.
Архитектуры как-то в тумане не нашли, покатались мимо памятников. Поглядели на грандиозную добычу угля. Подымаясь к насыпям, поначалу даже не понимаешь, что верхняя белая кромка — это вовсе не тучка, а продолжение искусственной сопки-отсыпки (на снимках, может, и не видно, снимали в туман, но белена та, что выше черной отсыпки, продолжение ее только под снегом).
Полюбовались еще раз суровым зимним утром Якутии и двинули в обратный путь домой.
Обратный путь не занял много времени, «пилил» местами под 90–100 км/ч. По расходу топлива получилось даже литров на 7–10 меньше, чем в первый день (за полбака 29 л, считай, потратили на ~240 км).
Резюмируя все выше сказанное, могу утверждать, что побывать на горячем источнике Нахот в зимнее время года стоит. Стоит оно того, даже если соберетесь вы ехать издалека (я ездил самое дальнее из Благовещенска, ~1060 км), только совет хотелось бы дать такой: если собрались посетить горячий источник, нужно брать больше друзей, да не в одну машину. Так и гораздо веселее получается, и надежней на дороге.
Источник
Есть такое замечательное место в Якутии Нерюнгринского района — Нахот. Зимой сюда приезжает много желающих искупаться в горячем источнике в якутские морозы. Не стали и мы (я и мой верный штурман, мой вдохновитель на путешествия и просто моя вторая половинка Юлия) в эту суровую зиму исключением. Благо живем мы от него всего в ~240 км.
Итак, предварительно договорившись на работе, созвонившись накануне с людьми, занимающимися гостиничным бизнесом, и договорившись о съеме квартиры, проверив все техжидкости и основные узлы нашего лесника (такое испытание морозом, а в эту зиму доходило только в Тынде до –53 C°, было для него впервые), запасшись второй запаской, 20-литровой канистрой бензина, а также лопатой и топором, мы приготовились стартануть в Нахот.
В Нахот я ездил уже не раз, дорогу (М-56, она же «Лена») прекрасно знаю, да и коллега по цеху по прошествии вот уже трех-четырех месяцев сгонял туда уже трижды, так что свежей информацией о состоянии маршрута я владел.
Выехали в 08:30. Торопиться было некуда, хотелось, чтоб побыстрей рассвело, чтобы можно было пощелкать «Никоном». Утром в Тынде на муниципалитете градусник показывал все –40 С°, значит, смело можно было прибавлять у речки еще –5 С°, а в районе мкр. Беленького — все –10 С°.
Настроение отличное, музыка в салоне — последний хит от шведского диджея Авичи, дорога асфальт. От Тынды к Нерюнгри асфальта ~70 км, далее гравий, перевалы, летом местами несносный (непродолжительные участки дороги с грубо торчащими камнями-булыжниками), далее перед самым п. Беркакитом снова асфальт (латаный-перелатаный, но сносный особенно зимой), который тянется до самого п. Чульман, где и нужно сворачивать в тайгу к частной базе отдыха «Нахот», преодолев 20 км по проселочной дороге (зимой так здорово укатанной, что проедешь даже на низкопрофиле с юбкой по кругу).
Традиционная фотосессия у стелы «Республика Саха Якутия».
Ленточку вязать не стали, не оказалось таковой, да и религия эта не наша. Хотя есть следы задабривающих духов и в виде брошенных монет.
С площадки-парковки открываются красивые виды:
Иенгра
Свое название село получило от реки Иенгры, на берегу которой оно расположено. С эвенкийского «ийэ» — «рог», «-нгра» — аффикс, обозначающий названия гор, рек, озер или местностей, данные по характерному для них предмету, указанному в основе слова.
Здесь мы планировали хоть как-то познакомиться с культурой эвенков. В музей мы хоть и попали (даже за вход брать деньги отказались), но осмотреть все нам не удалось. Объяснили: просто остальные помещения используются как для обрядов, так и для местного пользования, в общем, не все вхожи.
Последний, так и не оставивший преемника после себя, иенгрийский шаман Савей… Уходя к праотцам, как нам поведала смотритель музея, предсказывал, что зима в этом году будет ой как лютая. Не ошибся. Его национальные одеяния. Я так понял, в музее хранятся все атрибуты, некогда использованные шаманами.
Сам губернатор прилетал на открытие… Только вот не работала она, да и работать вряд ли уже будет. Что же до самих эвенков, живущих в с. Первомайском, праздники свои как-то скромно проводят, по-тихому.
Культурно обогатившись, двинули дальше. До г. Нерюнгри оставалось всего-то ~55 км. На выезде из села видели все-таки бабушек, торгующих унтами из шкуры оленя, но останавливаться уже не стали.
Да, для тех, кто соберется ехать в Нахот издалека: на расстоянии от Тынды до Нерюнгри по федеральной дороге М-56 (~200 км) всего одна АЗС (не считая, что можно с трассы свернуть на Беркакит почти перед самым Нерюнгри), да и то не внушающая доверия. Бензинка АИ-92 там точно есть, а вот про дизель не уверен. Взятая с собой 20-литровая канистра как-то отмела нужду заботиться о заправках.
Подъезжая к Беркакиту, пересекаешь единственный пост ГИБДД. Странная у них пропускная система — перед самой будочкой с гаишниками (ну очень уж маленькой) стоит знак «стоп», ты останавливаешься, и, пока выжидаешь время остановки, гаишники решают, выйти из теплого местечка посмотреть на твои права или нет. За постом, минуя поворот на Беркакит (чтобы заехать в поселок, надо уйти с федералки М-56 налево), по дороге нередко встречаются знаки, предупреждающие включить свет из-за низко стелящегося тумана.
Нерюнгри
Нерюнгри интересный, молодой и красивый город. Удивлением для меня было то, что он представляет собой второй город по величине в Якутии — и это с населением чуть больше 60 000 человек.
Застолбили ночлег и поехали дальше к Чульману, вновь вернувшись на трассу М-56. В Нерюнгри, как и в Беркаките, надо сворачивать с трассы. Очень удобное решение отодвинуть город подальше от дороги, в отличие, скажем, от Тынды.
Не доезжая до самого п. Чульман, всего 20 км от Нерюнгри, имеется поворот направо в лес к Нахоту. Вывески нет, легко пропустить. Я запоминал по наличию автоколонны слева после того, как свернул на проселочную дорогу (уж не знаю какая МК с большегрузами затаборилась здесь со времен, как начали тянуть нефтяную трубу).
Дорожка по лесу занимает ~20 км, отлично накатана, чистится.
Горячий источник Нахота
Добрались. На въезде КПП заплатили за час на двоих (цена на одного 260 руб. + проезд на территорию, всего получилось за час с двоих 570 руб.). Домик в этот раз не снимали, по мне дороговато будет (ценник есть на сайте Нахота), решили, если захотим, то просто продлим время.
Раздеваться, сушиться, греться в общей, женской, раздевалке. Лет семь езжу, ничего не поменялось, экономия.
Архитектуры как-то в тумане не нашли, покатались мимо памятников. Поглядели на грандиозную добычу угля. Подымаясь к насыпям, поначалу даже не понимаешь, что верхняя белая кромка — это вовсе не тучка, а продолжение искусственной сопки-отсыпки (на снимках, может, и не видно, снимали в туман, но белена та, что выше черной отсыпки, продолжение ее только под снегом).
Полюбовались еще раз суровым зимним утром Якутии и двинули в обратный путь домой.
Обратный путь не занял много времени, «пилил» местами под 90–100 км/ч. По расходу топлива получилось даже литров на 7–10 меньше, чем в первый день (за полбака 29 л, считай, потратили на ~240 км).
Источник
Читайте также
11 декабря 2024
339