Путешествие в Дубровицы
Недалеко от города Подольска Московской области есть усадьба Дубровицы, известная оригинальным храмом знамения Пресвятой Богородицы.
Усадьба Дубровицы (рядом с Подольском), расположена на высоком берегу р. Пахры.
Впервые она упоминается в 1627 г., как вотчина боярина И. В. Морозова. После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И. А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.
В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине. Дубровицкая церковь построена на холме - известняковой скале, у подножия которой сливаются реки Пахра и Десна.

В 1690 году князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым, четырёхлепестковым ярусом, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от «нарышкинского барокко». Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма.
Ныне церковь полностью отреставрирована, возобновлена служба.
По бокам от парадного входа в церковь стоят скульптуры, изображающие Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Церковь обильно украшена богатой резьбой и орнаментами. Внутреннее убранство также кажется невероятным для православного храма.

У подножия церкви находятся не очень хорошо сохранившиеся скульптуры евангелистов.

Одна из четырех лестниц, ведущих к храму.

Великолепный храм венчает золотая корона. Ни одна другая подмосковная церковь не является столько загадочной, как Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Не известны ни автор-архитектор, ни мастера, хотя предположений было высказано множество. Одна из причин - утрата архива усадьбы.

Есть мнение, что церковь стоили как иностранные (итальянские), так и русские мастера.
"Исходя из натуральных наблюдений, можно предположить, что нижняя часть здания - квадрофолий - выполнена иностранными мастерами. Об этом свидетельствует техника исполнения, при которой весь фасадный декор исполнялся в мастерской и затем поднимался и монтировался начисто.
Восьмериковая часть выполнена иным способом: сначала был произведен монтаж основных тектонических элементов, а затем на них нарезался декор, прямо на месте, исключая карнизы: Объемные скульптуры апостолов, стоящие у основания башни, головки Ангелов над окнами нижнего яруса сделаны руками западным мастеров, а вот головки Ангелов верхних ярусов и изваяния евангелистов, стоящие в углах цоколя, а также фигуры святителей у западного входа - возможно, работа русских мастеров."
Между окончанием строения храма и его освящением прошло много времени. Храм был освящен только в 1704 г. Существуют две версии, почему так случилось.
Первая: Причиной было намеренье Б.А.Голицына пригласить в Дубровицы на освящение храма Петра I, что было физически невозможно до 1704 г, так как царь в это время почти не посещал Москву.
Вторая: Разрешение на освящение должны было быть получено у патриарха. Патриах же Адриан был известен своими консервативными взглядами и вряд ли бы дал благословение на освящение столь необычно украшенного храма. Новый же Местоблюститель Стефан находился в довольно близких отношениях с Б.А.Голицыным и 11 февраля 1704 г. в присутствии царя Петра I и его сына Алексея храм был освящен.
Если посмотреть на план церкви, то мы увидим равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом - 42,3 метра. Вокруг храма с куполом идет узкая терраса (1,3 метра), возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом.

Главный дом, первоначально построенный в барочном стиле, был реконструирован в начале 19 века тогдашним владельцем усадьбы Дубровицы Матвеем Дмитриевым-Мамоновым в духе классицизма.

Господский дом в усадьбе был построен в середине XVIII в. стиле барокко . Сейчас в нем расположен институт животноводства и ЗАГС, для удобства животноводов ,если желание вступить в незамедлительный брак настигнет их в полях !

После того как животноводы сочетаются браком они тут же венчаются и вешают амбарные замки на ограду смотровой площадки.

Местный художник на этюдах...

Красоты вокруг усадьбы распологают к живописным отображениям...

Вид на усадьбу и церковь с холма со стороны Подольска...

Ещё один вид с моста...
Очень красивое и благостное место. Посетить можно совершенно бесплатно,лишь расходы на дорогу. В храме снимать запрещено,только с разрешения настоятеля. Храм открыт до 17 часов.
Усадьба Дубровицы (рядом с Подольском), расположена на высоком берегу р. Пахры.
Впервые она упоминается в 1627 г., как вотчина боярина И. В. Морозова. После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И. А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.
В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине. Дубровицкая церковь построена на холме - известняковой скале, у подножия которой сливаются реки Пахра и Десна.

В 1690 году князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым, четырёхлепестковым ярусом, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от «нарышкинского барокко». Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма.
Ныне церковь полностью отреставрирована, возобновлена служба.
По бокам от парадного входа в церковь стоят скульптуры, изображающие Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Церковь обильно украшена богатой резьбой и орнаментами. Внутреннее убранство также кажется невероятным для православного храма.

У подножия церкви находятся не очень хорошо сохранившиеся скульптуры евангелистов.

Одна из четырех лестниц, ведущих к храму.

Великолепный храм венчает золотая корона. Ни одна другая подмосковная церковь не является столько загадочной, как Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Не известны ни автор-архитектор, ни мастера, хотя предположений было высказано множество. Одна из причин - утрата архива усадьбы.

Есть мнение, что церковь стоили как иностранные (итальянские), так и русские мастера.
"Исходя из натуральных наблюдений, можно предположить, что нижняя часть здания - квадрофолий - выполнена иностранными мастерами. Об этом свидетельствует техника исполнения, при которой весь фасадный декор исполнялся в мастерской и затем поднимался и монтировался начисто.
Восьмериковая часть выполнена иным способом: сначала был произведен монтаж основных тектонических элементов, а затем на них нарезался декор, прямо на месте, исключая карнизы: Объемные скульптуры апостолов, стоящие у основания башни, головки Ангелов над окнами нижнего яруса сделаны руками западным мастеров, а вот головки Ангелов верхних ярусов и изваяния евангелистов, стоящие в углах цоколя, а также фигуры святителей у западного входа - возможно, работа русских мастеров."
Между окончанием строения храма и его освящением прошло много времени. Храм был освящен только в 1704 г. Существуют две версии, почему так случилось.
Первая: Причиной было намеренье Б.А.Голицына пригласить в Дубровицы на освящение храма Петра I, что было физически невозможно до 1704 г, так как царь в это время почти не посещал Москву.
Вторая: Разрешение на освящение должны было быть получено у патриарха. Патриах же Адриан был известен своими консервативными взглядами и вряд ли бы дал благословение на освящение столь необычно украшенного храма. Новый же Местоблюститель Стефан находился в довольно близких отношениях с Б.А.Голицыным и 11 февраля 1704 г. в присутствии царя Петра I и его сына Алексея храм был освящен.
Если посмотреть на план церкви, то мы увидим равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом - 42,3 метра. Вокруг храма с куполом идет узкая терраса (1,3 метра), возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом.

Главный дом, первоначально построенный в барочном стиле, был реконструирован в начале 19 века тогдашним владельцем усадьбы Дубровицы Матвеем Дмитриевым-Мамоновым в духе классицизма.

Господский дом в усадьбе был построен в середине XVIII в. стиле барокко . Сейчас в нем расположен институт животноводства и ЗАГС, для удобства животноводов ,если желание вступить в незамедлительный брак настигнет их в полях !

После того как животноводы сочетаются браком они тут же венчаются и вешают амбарные замки на ограду смотровой площадки.

Местный художник на этюдах...

Красоты вокруг усадьбы распологают к живописным отображениям...

Вид на усадьбу и церковь с холма со стороны Подольска...

Ещё один вид с моста...
Очень красивое и благостное место. Посетить можно совершенно бесплатно,лишь расходы на дорогу. В храме снимать запрещено,только с разрешения настоятеля. Храм открыт до 17 часов.
Читайте также