«Путешествия — это лучшее, что я могу дать своему ребенку…»
Текст: Марина Чайка
"Профессий и регалий у Люси много: известный блоггер, преподаватель фотографии, тревел-журналист, лучший фотограф России 2014 года. Она называет себя фотографом-кочевником, мужа — волшебником, а дочку — верным товарищем по жизни. С двух месяцев Амелия, или, как ласково называют ее родители, Мия, сопровождает маму во всех путешествиях, пройдя с ней практически всю Азию… Об этой отважной малышке мы и поговорили.
Короткий репортаж от Амельки с озера Пангонг (Северная Индия)
Источник: miraman.ru
"Профессий и регалий у Люси много: известный блоггер, преподаватель фотографии, тревел-журналист, лучший фотограф России 2014 года. Она называет себя фотографом-кочевником, мужа — волшебником, а дочку — верным товарищем по жизни. С двух месяцев Амелия, или, как ласково называют ее родители, Мия, сопровождает маму во всех путешествиях, пройдя с ней практически всю Азию… Об этой отважной малышке мы и поговорили.
«Ее звонкий голосок был слышен на всю тайгу»
— Люся, твоей дочке всего 8 лет, а она уже увидела множество уголков России, прошла Индию с юга на север, побывала в Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде, Вьетнаме, Непале, Китае, Тибете… В чем для тебя плюсы странствий вместе с ребенком?
— Когда путешествия становятся нормой жизни, их невозможно отделить от любимых людей. Можно съездить в Египет на неделю, чтобы отдохнуть от работы, оставив малыша бабушкам, но уехать на 9 месяцев в Азию без ребенка — невозможно и бессмысленно.
На самом деле, даже и в Египет — преступление, учитывая, что среднестатистический житель России видит море раз в год.
Оставлять чадо в пыльном городе, а самому нежиться на солнышке, пусть даже всего семь дней — «суперэгоизм»… Путешествия — это лучшее, что я могу дать дочери.
— Я знаю, что Амелии было всего 2 месяца, когда состоялся ее первый горный поход на Кавказ. Как он прошел, какие трудности вас поджидали?
— Все было легко и непринужденно. Чего, кстати, не скажешь о более поздних походах. И мне кажется, это был единственный раз, когда ребенок не влиял на процесс совсем никак. Дочка висела в слинге, питалась молочком, спала крепко, будучи постоянно укачиваемой на ходу. Маленькая, легкая…
А вот когда ей исполнился годик, мы сплавлялись по уральской речке. Амелия ну совершенно не собиралась сидеть на катамаране по полдня без возможности побродить-погулять-покупаться. Поэтому звук ее звонкого голоска был слышен на всю тайгу в радиусе 10 км. А во втором конно-горном походе в Восточных Саянах, когда малышке было 1,3 года, у нас закончились подгузники. Пришлось все время вспоминать период эволюции человека современного вида, когда люди справлялись без благ цивилизации.
«Вдыхайте этот мир полной грудью!»
— Наверняка, некоторые ваши знакомые не одобряют того, что ребенок переживает походные сложности…
— Да, и когда я читаю лекции про путешествия с детьми, часто слышу вопросы и жалобы, что это трудно и опасно. Я не разделяю такой позиции. Говорят, что жить вообще вредно.
А в загазованном шумном пыльном городе куда больше экологических, техногенных и психологических опасностей для растущего организма. Четыре железобетонные стены — не самое лучшее укрытие для ребенка.
А если вам сложно найти общий язык со своим чадом, вы не знаете, что будете с ним делать 24 часа в сутки (ведь зачастую в городе мы видим детей всего несколько часов в день), если боитесь его реакции на происходящее или вам трудно быть рядом по самым разным причинам, которые в изобилии проявляются в пути… Тогда речь ведь не про «сложности путешествий с детьми», не так ли?
Мы иногда боимся взять на себя всю полноту ответственности за развитие и воспитание маленького человека. Вазочку поставить — поставили, а наполнить ее цветами — не торопимся. Все надеемся, что само получится.
Я всегда говорю, что главное — иметь желание сделать что-либо! Это единственное условие успеха затеянного.
Если родители действительно хотят исследовать себя и мир вокруг, то, безусловно, ребенок никогда не будет преградой к этому!
— Чем же полезны совместные путешествия детей и родителей?
— Ребенок становится стимулом для внутреннего и внешнего роста и развития. Чтобы было, что отдавать (чаду в том числе), нужно для начала этим чем-то наполниться. За время месячного путешествия вы можете приобрести опыт нескольких лет жизни, расширить границы непознанного, превзойти все свои ожидания.
Не теряйте времени — вдыхайте этот мир полной грудью и передавайте это самое важное умение в жизни своим детям!
«Домашнее образование — невероятно продуктивно!»
— Делала как-то интервью с путешественником Владимиром Снатенковым. Он своих детей еще и обучает во время странствий. Вместо школы — целый мир, плюс немного учебников в рюкзаке. Как у вас решается вопрос с образованием Мии?
— Это как раз насущная для нас тема. Амелия сейчас в том возрасте, когда ее сверстники — второклассники. Год назад я железно для себя решила, что российской системы школьного образования в нашей жизни не будет.
Тогда у меня не было опыта самостоятельного обучения ребенка, лишь воспоминания о своих 10 годах за партой и понимание, что в моей голове осталась информация, которую можно было бы усвоить всего за полгода.
К тому же мне уже приходилось встречать семьи, где дети обучались на дому, совсем без привязки к школе. Это очень вдохновило!
— Как строятся ваши домашние занятия?
— Прошло чуть больше года, как мы начали изучать программу начальной школы. И совершенно не торопясь и не напрягаясь, мы уже в «третьем» классе. Хотя дни, отведенные на занятия за год, можно пересчитать по пальцам.
И сейчас я на все 100% могу утверждать, что учить ребенка самому, пусть даже и опираясь на примерный план любой среднестатистической школы, — это невероятно продуктивно, полезно и психологически комфортно как для деток, так и для родителей.
Наши занятия — это лишний повод побыть вместе, поиграть, пообщаться. Они сближают, учат взрослых терпению и мудрости.
Амелия — старательная девочка. Наверняка потому, что ее никто никогда не заставлял ничего делать против воли. Любой урок она воспринимает с интересом и всегда рада изучить или освоить что-то новое. Я думаю, это свойственно всем ребятишкам. Но школа, режим, обязаловка и система оценок убивают весь энтузиазм.
— Была возможность сравнить с обычным образованием?
— Да, пока мы несколько месяцев жили в России. В качестве эксперимента я решила отдать дочку на месяц в очень хорошую школу. Меня хватило всего на неделю.
Как бы ни была хороша школа, «идиотизмы» системы неистребимы. Дети не видят их, а большинство взрослых предпочитают не замечать. Но я не смогла. Мешало невероятное множество мелочей, от которых мои брови стремились вверх с неудержимой скоростью.
Ты сам не отслеживаешь, как начинаешь играть по чужим правилам, встраиваешься в систему. И вот тебе уже важна успеваемость и активность, и совершенно не интересует, что ребенок устал, стал вдруг нервозен, что начали болеть органы, которые никогда не беспокоили, пропал всяческий интерес к занятиям, потому что они уже не развлечение, а обязанность…
К счастью, через неделю я чудесным образом прозрела и больше в эту ловушку не попадалась. Но я не жалею о нашем эксперименте, так как теперь знаю, что такое современная школа и осознаю, что нам там не место.
— Как путешествия помогают в саморазвитии?
— В местах, где мы живем больше месяца, стараемся найти тех, кто может чему-то научить. Это касается дочери, меня и мужа. Вокал, гитара, кеманча, лепка, театральная студия, английский язык, тайский бокс — это только то, чем мы занимаемся на данный момент. Амелия активно составляет нам компанию. Или мы ей (смеется — прим. авт.).
Мы не берем с собой учебников. Всю нужную информацию можно найти в интернете. Есть любимый сайт с видеоуроками с первого по одиннадцатый класс по всем дисциплинам. Прекрасная подмога.
«Наша жизнь носит явно спартанский характер…»
— Какие принципы воспитания разделяете с мужем?
— Это очень тонкая тема. Попробую обозначить их тезисно. Во-первых, любить свое чадо всем сердцем и не стесняться при каждой удобной возможности напоминать ему об этом. Много поцелуев, нежностей, ласковых слов, объятий. Больше телесного контакта. Это обеспечивает надежный тыл ребенку.
Во-вторых, не идти на поводу у малыша. С рождения детки завоевывают место под солнцем. Важно дать понять (чем раньше, тем лучше), что у вас равные партнерские права, а не отношения король-слуга, где слуга, естественно, родитель. Хотя, к сожалению, встречаются схемы, где взрослый — король-тиран. Это намного хуже.
— Как у вас с запретами?
— Не могу вспомнить, что бы я запрещала дочке. Я разрешаю все, чего бы я хотела сама или могла бы хотеть, будь я ребенком. Но с раннего возраста настойчиво навязываю этику и мораль. Иногда жестко. Не в виде правил, которые нельзя нарушать, а в виде примеров, на основе которых ребенок делает верные выводы. Это дает обоюдное уважение. Родитель становится авторитетом, который открывает жизнь.
Система запретов и наказаний — не наш вариант. Это, в-третьих.
В-четвертых, строгость. Предыдущий пункт не говорит о том, что родитель всегда мягок. Отнюдь нет. Строгость в ситуациях, где ребенок становится слишком деструктивным, особенно, если это касается других людей — обязательна.
Более того, наша жизнь носит явно спартанский характер. Если не дошел вовремя до места ночлега — можно замерзнуть ночью. Когда подолгу не бывает горячей воды, вкусной еды… Молчу уже о других благах цивилизации вроде телевизора, комфортного транспорта.
— Ну, ты же фотограф-кочевник…
— Да. Ребенок с рождения привык к индийским поездам, дешевым перекладным, острой еде, горным тропам, высоким перевалам, к холоду, комарам, зною, мозолям. Список можно продолжать и продолжать. А капризным детям просто не выжить в таких условиях. Поэтому когда она спрашивает что-то типа: «Мам, купишь „Киндер-сюрприз“?», и получает отрицательный ответ, это не вызывает у нее ровным счетом никаких эмоций. Нет, так нет. Бывало и хуже (смеется — прим. авт.)
В-пятых, важно чередовать отдых и занятость. Ребенку лучше быть все время чем-то занятым. Это, безусловно, развивает. Но нужно не заставлять, а вызывать интерес. Должна родиться внутренняя мотивация, только так это даст результат и принесет пользу. Если совершенно не хочется, то и не нужно.
— Есть ли какие-то принципы свободы?
— Да. Это в-шестых. Ребенок ничего никому не должен. Например, быть надеждой и опорой для своего родителя, идти по его стопам, исполнять то, что не удалось маме или папе. На него нельзя вешать груз того, что «родитель всю жизнь на него положил, а отпрыск такой неблагодарный». Каждый выбирает свой путь. И наша главная цель — дать раскрыться, расцвести своему чаду неповторимым уникальным цветом.
В-седьмых, важно не сливать на ребенка негатив, к которому он не имеет никакого отношения. Это вызывает в нем чувство несправедливости, которое рано или поздно перерастет в ненависть.
Восьмой принцип может показаться странным — умеренно рукоприкладствовать. Я не из тех родителей, которые считают, что словом можно «разрулить» любую ситуацию. До определенного возраста дети асоциальны, для них более характерна природная спонтанная реакция на ситуацию, и иногда архаичные методы воспитания весьма уместны. Но, как звоночек, как точка, которая ставится в конце. Не более.
Девятый принцип — открывать мир своему ребенку. Как я уже говорила — это лучшая школа, надличностное воспитание, ярчайшие примеры взаимодействия, самый действенный способ для раздвигания наших рамок и границ.
Десятый — постоянно совершенствоваться самим. Тогда и процесс воспитания, и его плоды будут совершенствоваться вместе с вами.
Ну и напоследок, советую все время возвращаться к первому пункту: любить, любить, любить!
— Люся, твоей дочке всего 8 лет, а она уже увидела множество уголков России, прошла Индию с юга на север, побывала в Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде, Вьетнаме, Непале, Китае, Тибете… В чем для тебя плюсы странствий вместе с ребенком?
— Когда путешествия становятся нормой жизни, их невозможно отделить от любимых людей. Можно съездить в Египет на неделю, чтобы отдохнуть от работы, оставив малыша бабушкам, но уехать на 9 месяцев в Азию без ребенка — невозможно и бессмысленно.
На самом деле, даже и в Египет — преступление, учитывая, что среднестатистический житель России видит море раз в год.
Оставлять чадо в пыльном городе, а самому нежиться на солнышке, пусть даже всего семь дней — «суперэгоизм»… Путешествия — это лучшее, что я могу дать дочери.
— Я знаю, что Амелии было всего 2 месяца, когда состоялся ее первый горный поход на Кавказ. Как он прошел, какие трудности вас поджидали?
— Все было легко и непринужденно. Чего, кстати, не скажешь о более поздних походах. И мне кажется, это был единственный раз, когда ребенок не влиял на процесс совсем никак. Дочка висела в слинге, питалась молочком, спала крепко, будучи постоянно укачиваемой на ходу. Маленькая, легкая…
А вот когда ей исполнился годик, мы сплавлялись по уральской речке. Амелия ну совершенно не собиралась сидеть на катамаране по полдня без возможности побродить-погулять-покупаться. Поэтому звук ее звонкого голоска был слышен на всю тайгу в радиусе 10 км. А во втором конно-горном походе в Восточных Саянах, когда малышке было 1,3 года, у нас закончились подгузники. Пришлось все время вспоминать период эволюции человека современного вида, когда люди справлялись без благ цивилизации.
«Вдыхайте этот мир полной грудью!»
— Наверняка, некоторые ваши знакомые не одобряют того, что ребенок переживает походные сложности…
— Да, и когда я читаю лекции про путешествия с детьми, часто слышу вопросы и жалобы, что это трудно и опасно. Я не разделяю такой позиции. Говорят, что жить вообще вредно.
А в загазованном шумном пыльном городе куда больше экологических, техногенных и психологических опасностей для растущего организма. Четыре железобетонные стены — не самое лучшее укрытие для ребенка.
А если вам сложно найти общий язык со своим чадом, вы не знаете, что будете с ним делать 24 часа в сутки (ведь зачастую в городе мы видим детей всего несколько часов в день), если боитесь его реакции на происходящее или вам трудно быть рядом по самым разным причинам, которые в изобилии проявляются в пути… Тогда речь ведь не про «сложности путешествий с детьми», не так ли?
Мы иногда боимся взять на себя всю полноту ответственности за развитие и воспитание маленького человека. Вазочку поставить — поставили, а наполнить ее цветами — не торопимся. Все надеемся, что само получится.
Я всегда говорю, что главное — иметь желание сделать что-либо! Это единственное условие успеха затеянного.
Если родители действительно хотят исследовать себя и мир вокруг, то, безусловно, ребенок никогда не будет преградой к этому!
— Чем же полезны совместные путешествия детей и родителей?
— Ребенок становится стимулом для внутреннего и внешнего роста и развития. Чтобы было, что отдавать (чаду в том числе), нужно для начала этим чем-то наполниться. За время месячного путешествия вы можете приобрести опыт нескольких лет жизни, расширить границы непознанного, превзойти все свои ожидания.
Не теряйте времени — вдыхайте этот мир полной грудью и передавайте это самое важное умение в жизни своим детям!
«Домашнее образование — невероятно продуктивно!»
— Делала как-то интервью с путешественником Владимиром Снатенковым. Он своих детей еще и обучает во время странствий. Вместо школы — целый мир, плюс немного учебников в рюкзаке. Как у вас решается вопрос с образованием Мии?
— Это как раз насущная для нас тема. Амелия сейчас в том возрасте, когда ее сверстники — второклассники. Год назад я железно для себя решила, что российской системы школьного образования в нашей жизни не будет.
Тогда у меня не было опыта самостоятельного обучения ребенка, лишь воспоминания о своих 10 годах за партой и понимание, что в моей голове осталась информация, которую можно было бы усвоить всего за полгода.
К тому же мне уже приходилось встречать семьи, где дети обучались на дому, совсем без привязки к школе. Это очень вдохновило!
— Как строятся ваши домашние занятия?
— Прошло чуть больше года, как мы начали изучать программу начальной школы. И совершенно не торопясь и не напрягаясь, мы уже в «третьем» классе. Хотя дни, отведенные на занятия за год, можно пересчитать по пальцам.
И сейчас я на все 100% могу утверждать, что учить ребенка самому, пусть даже и опираясь на примерный план любой среднестатистической школы, — это невероятно продуктивно, полезно и психологически комфортно как для деток, так и для родителей.
Наши занятия — это лишний повод побыть вместе, поиграть, пообщаться. Они сближают, учат взрослых терпению и мудрости.
Амелия — старательная девочка. Наверняка потому, что ее никто никогда не заставлял ничего делать против воли. Любой урок она воспринимает с интересом и всегда рада изучить или освоить что-то новое. Я думаю, это свойственно всем ребятишкам. Но школа, режим, обязаловка и система оценок убивают весь энтузиазм.
— Была возможность сравнить с обычным образованием?
— Да, пока мы несколько месяцев жили в России. В качестве эксперимента я решила отдать дочку на месяц в очень хорошую школу. Меня хватило всего на неделю.
Как бы ни была хороша школа, «идиотизмы» системы неистребимы. Дети не видят их, а большинство взрослых предпочитают не замечать. Но я не смогла. Мешало невероятное множество мелочей, от которых мои брови стремились вверх с неудержимой скоростью.
Ты сам не отслеживаешь, как начинаешь играть по чужим правилам, встраиваешься в систему. И вот тебе уже важна успеваемость и активность, и совершенно не интересует, что ребенок устал, стал вдруг нервозен, что начали болеть органы, которые никогда не беспокоили, пропал всяческий интерес к занятиям, потому что они уже не развлечение, а обязанность…
К счастью, через неделю я чудесным образом прозрела и больше в эту ловушку не попадалась. Но я не жалею о нашем эксперименте, так как теперь знаю, что такое современная школа и осознаю, что нам там не место.
— Как путешествия помогают в саморазвитии?
— В местах, где мы живем больше месяца, стараемся найти тех, кто может чему-то научить. Это касается дочери, меня и мужа. Вокал, гитара, кеманча, лепка, театральная студия, английский язык, тайский бокс — это только то, чем мы занимаемся на данный момент. Амелия активно составляет нам компанию. Или мы ей (смеется — прим. авт.).
Мы не берем с собой учебников. Всю нужную информацию можно найти в интернете. Есть любимый сайт с видеоуроками с первого по одиннадцатый класс по всем дисциплинам. Прекрасная подмога.
«Наша жизнь носит явно спартанский характер…»
— Какие принципы воспитания разделяете с мужем?
— Это очень тонкая тема. Попробую обозначить их тезисно. Во-первых, любить свое чадо всем сердцем и не стесняться при каждой удобной возможности напоминать ему об этом. Много поцелуев, нежностей, ласковых слов, объятий. Больше телесного контакта. Это обеспечивает надежный тыл ребенку.
Во-вторых, не идти на поводу у малыша. С рождения детки завоевывают место под солнцем. Важно дать понять (чем раньше, тем лучше), что у вас равные партнерские права, а не отношения король-слуга, где слуга, естественно, родитель. Хотя, к сожалению, встречаются схемы, где взрослый — король-тиран. Это намного хуже.
— Как у вас с запретами?
— Не могу вспомнить, что бы я запрещала дочке. Я разрешаю все, чего бы я хотела сама или могла бы хотеть, будь я ребенком. Но с раннего возраста настойчиво навязываю этику и мораль. Иногда жестко. Не в виде правил, которые нельзя нарушать, а в виде примеров, на основе которых ребенок делает верные выводы. Это дает обоюдное уважение. Родитель становится авторитетом, который открывает жизнь.
Система запретов и наказаний — не наш вариант. Это, в-третьих.
В-четвертых, строгость. Предыдущий пункт не говорит о том, что родитель всегда мягок. Отнюдь нет. Строгость в ситуациях, где ребенок становится слишком деструктивным, особенно, если это касается других людей — обязательна.
Более того, наша жизнь носит явно спартанский характер. Если не дошел вовремя до места ночлега — можно замерзнуть ночью. Когда подолгу не бывает горячей воды, вкусной еды… Молчу уже о других благах цивилизации вроде телевизора, комфортного транспорта.
— Ну, ты же фотограф-кочевник…
— Да. Ребенок с рождения привык к индийским поездам, дешевым перекладным, острой еде, горным тропам, высоким перевалам, к холоду, комарам, зною, мозолям. Список можно продолжать и продолжать. А капризным детям просто не выжить в таких условиях. Поэтому когда она спрашивает что-то типа: «Мам, купишь „Киндер-сюрприз“?», и получает отрицательный ответ, это не вызывает у нее ровным счетом никаких эмоций. Нет, так нет. Бывало и хуже (смеется — прим. авт.)
В-пятых, важно чередовать отдых и занятость. Ребенку лучше быть все время чем-то занятым. Это, безусловно, развивает. Но нужно не заставлять, а вызывать интерес. Должна родиться внутренняя мотивация, только так это даст результат и принесет пользу. Если совершенно не хочется, то и не нужно.
— Есть ли какие-то принципы свободы?
— Да. Это в-шестых. Ребенок ничего никому не должен. Например, быть надеждой и опорой для своего родителя, идти по его стопам, исполнять то, что не удалось маме или папе. На него нельзя вешать груз того, что «родитель всю жизнь на него положил, а отпрыск такой неблагодарный». Каждый выбирает свой путь. И наша главная цель — дать раскрыться, расцвести своему чаду неповторимым уникальным цветом.
В-седьмых, важно не сливать на ребенка негатив, к которому он не имеет никакого отношения. Это вызывает в нем чувство несправедливости, которое рано или поздно перерастет в ненависть.
Восьмой принцип может показаться странным — умеренно рукоприкладствовать. Я не из тех родителей, которые считают, что словом можно «разрулить» любую ситуацию. До определенного возраста дети асоциальны, для них более характерна природная спонтанная реакция на ситуацию, и иногда архаичные методы воспитания весьма уместны. Но, как звоночек, как точка, которая ставится в конце. Не более.
Девятый принцип — открывать мир своему ребенку. Как я уже говорила — это лучшая школа, надличностное воспитание, ярчайшие примеры взаимодействия, самый действенный способ для раздвигания наших рамок и границ.
Десятый — постоянно совершенствоваться самим. Тогда и процесс воспитания, и его плоды будут совершенствоваться вместе с вами.
Ну и напоследок, советую все время возвращаться к первому пункту: любить, любить, любить!
Короткий репортаж от Амельки с озера Пангонг (Северная Индия)
Источник: miraman.ru
Читайте также
15 января 2025
84
14 января 2025
1 293