Путями первопроходцев. Часть 11
Село Красный Яр второе село в Приморском крае в котором проживают, преимущественно, представители коренных народов Дальнего Востока – удэгейцы и нанайцы. Село гораздо крупнее, чем Агзу. Стоит оно на этом месте с пятидесятых годов прошлого века. Тогда было принято htitybt переселить удэгейцев с противоположного берега Бикина, так как правый берег постоянно подтапливало паводком, а левый берег более высокий. На правом берегу до сих пор осталась деревня в несколько домов – это Олон («рядом, близко» - удэгейский язык – авт.). За небольшим перелеском пасека. Вот и всё, что расположено на правобережье Бикина.
Кстати, у нас радостное событие. Узнав о нашей экспедиции, нам решили оказать помощь депутаты краевого Законодательного Собрания. Это очень хорошо. Теперь нам будет намного проще решать многие насущные вопросы. Выражаем огромную признательность Председателю Законодательного Собрания Приморского края Виктору Горчакову и депутату Законодательного Собрания, председателю фракции «Единой России» Виктории Николаевой. Благодаря их участию в нашем проекте мы сможем закончить его без особых проблем.
Красный Яр только выиграл от переезда. Теперь деревне не страшны ежегодные приморские напасти в виде подъёма уровня воды в реке от таяния снегов и от тайфунов. Не опасаясь стихийных бедствий, население расстроилось широко. Дома ставят крепкие, большие. Жил тут раньше один мастер, так он строя крыши, оформлял их в виде различных забавных выражений лиц. Сами крыши очень высокие и очень крутые. Некоторые чердаки сделаны не наглухо, а зарешечены рейкой и продуваются насквозь. Кстати, подобной архитектуры крыш жилых домов нам больше нигде не приходилось.
Население около шестисот человек. Раньше здесь был леспромхоз и заготконтора, но теперь, как и везде, эти организации напоминают о себе лишь заброшенными территориями и полуразрушенными зданиями. В селе несколько магазинов с различными товарами. Цены вполне приемлемые. Накрутка от привычных нам цен не более 20% и это не может не радовать. Двадцать лет назад в Красном Яру, через Бикин был построен мост – мечта многих поколений удэгейцев. После этого жизнь в селе оживилась, благосостояние многих сельчан значительно выросло и в деревне появилось много машин. Несколько лет назад в селе построили новую современную школу. Глядя на здание школы понимаешь, что она запросто могла бы украсить собой и райцентр. Учителей тут, как впрочем, и в большей массе приморских сельских школ, не хватает и некоторым приходится совмещать предметы. При таком учении сложно рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ, а значит и на поступление в ВУЗы. Но молодёжь всё же уезжает из села. Пусть и не в большинстве своём, но всё же стараются выбраться хотя бы в районный центр – Лучегорск.
Занимаются местные жители тем же таёжным промыслом – охотой, собирательством дикоросов. Рыбалка особо не развита, и рыбу если и ловят, то не часто и просто для разнообразия рациона. В охотничий сезон деревня пустеет. Большая часть мужчин уходит в тайгу, и проводит там значительную часть времени, заготавливая мясо не только для семьи, но и на продажу. В конце лета многие ходят на «корнёвку» - искать женьшень. Ходят небольшими компаниями, по два-пять человек. Корень ищут, прочёсывая тайгу цепью. Нашедший громко кричит «Панцуй!» и все остальные собираются вокруг и приступают к выкапыванию корня. Это больше похоже на священнодействие или определённый ритуал. Выкапывается корень очень осторожно, т.к. надо не повредить ни одного волоска. Копают специальными инструментами и даже используют небольшие щёточки для очистки корня от грунта. Добыча принадлежит не нашедшему, а является общей собственностью всей бригады корнёвщиков.
Прибыль от продажи корня делится поровну. Обычно корнёвка длится от недели до двух. За это время бригада может найти от одного до восьми-десяти корней. Раньше корня было больше, но теперь в тайге его поисками занимается слишком много народа и с каждым годом его всё меньше. Сдают женьшень не государству, как должно было бы быть, а частным перекупщикам, приезжающим в Красный Яр осенью. Но ещё до этого много корня поменяет своих хозяев в самом селе, т.к. некоторые корнёвщики продают корень сразу же по возвращению в деревню. Причина этому известный бич коренных народов – зелёный змий.
Двадцать лет назад в этом селе спиртное продавали только по записке от председателя, а тот, в свою очередь, выдавал такие записки только по какому либо поводу – день рождения и т.п.. Теперь всё изменилось. Водку продают свободно, и это не могло, не отразится пагубно на местных жителях. Как известно коренные народности предрасположены к алкоголизму в силу определённых особенностей организма, а именно, ферментации алкоголя и обмена веществ. Пьяниц не так уж и много, но всё же они есть.
Рацион питания у удэгейцев в основном мясной. Нас угостили «талой». Это традиционное блюдо удэгейцев и нанайцев. Готовится оно очень просто. Нарезается тоненькими кусочками мясо дикого животного (олень, косуля, изюбр) и… всё, блюдо готово. Употреблять в пищу можно с солью и луком. Помимо мяса талу можно готовить из печени или из свеже пойманной рыбы. Рыбное блюдо называется «талахонь», что в принципе одно и то же. Не смотря на простоту (что уж может быть проще – авт.) блюда очень вкусные и едятся очень легко. Рекомендуется перед употреблением немного заморозить. Кстати, именно употреблению сырого мяса и печени удэгейцы приписывают своё крепкое здоровье. Практически повсеместно в пищу употребляется дикий чеснок и практически в каждом дворе есть грядка с этим растением. Нас угощали пельменями из рубленного мяса косули с диким чесноком. Ничего более вкусного и сытного я в своей жизни не ел. Не смотря на небольшой размер пельменей (чуть больше обычных – авт.) мы смогли осилить по 10-12 штук.
Побывали мы и на традиционной рыбалке. Делается всё просто. В устье «глухой» протоки ставится сеть. А ульмага уходит в дальний конец и начинается движение в сторону сети. Двигается лодка на шестах и шестами же надо, время от времени, бить по воде выгоняя рыбу в сторону сетки. Таким способом удаётся поймать несколько небольших щучек, но мясо молодых щук как никакое другое подходит для талы, так как обладает интересным привкусом. Сырое мясо ленка не имеет особых привкусов, а хариус немного сладковат.
Мы побывали и на празднике села. Исполнилось 10 лет со дня основания территориально-соседской общины села Красный Яр «Тигр» и со дня основания ассоциации коренных и малочисленных народов приморского края. На праздник прилетел губернатор края Владимир Миклушевский. Это первый губернатор, за всю историю, посетивший это село. По его словам ему очень понравилось тут и он был просто очарован красотами окрестностей. Помимо губернатора на праздник приехал глава Пожарского района (впрочем, он тут частый гость – авт.) и специально приглашённые артисты. Концерт удался на славу. Местные таланты показали своё умение, а приезжие ответили им своим выступлением. После концерта состоялся обед под открытым небом на котором всех угощали шурпой из изюбрятины. Шурпа была настолько крутой, что ложка практически стояла.
Вечером прошёл шаманский очищающий обряд у костра. Проводил его местный шаман Василий Дункай. Двадцать лет назад он и не помышлял о шаманстве, но потом что-то побудило его поехать в Бурятию и стать там шаманом.
Само действо впечатляет. Огромный костёр разгоревшийся, несмотря на идущий дождь, и сам дождь, стихающий при первых звуках шаманского бубна. Шаманский танец с бубном в свете разлетающихся языков пламени и искр, летящих в небо, завораживал. После окончания обряда к шаману, за очищением и благословением выстроилась очередь из сельчан и мы не преминули воспользоваться удобным случаем и заручится поддержкой высших сил в нашем нелёгком деле.
На следующий день нас ждал путь по Бикину до впадения его в Уссури и по Уссури до Лучегорска.
Читайте также
26 декабря 2024
230
25 декабря 2024
479