Путями первопроходцев. Часть 12



Из Красного Яра нам предстояло пройти около 70 километров вниз по течению Бикина, до слияния этой реки с главной водной артерией Приморского края - рекой Уссури.
Отправились мы на ульмаге (других лодок тут нет вовсе, за исключением долбленых оморочек) нашего хорошего знакомого и проводника Александра. Обычно туристы и рыбаки сплавляются по этому отрезку пути за 2-3 дня совершая остановки и ночевки в приглянувшихся местах, благо выбор тут богатейший. Как правило, местом стоянок выбираются галечные косы намываемые Бикином в местах ответвлений проток или резких поворотов русла.



В последнее время в ходу появилось выражение "Русская Амазонка" но мне оно не очень нравится, так как я до сих пор не могу понять эту нашу привычку сравнивать что то с чем то импортным и именовать в его честь. Очень сомневаюсь, что аборигенам амазонских джунглей даже в горячечном бреду придет в голову мысль назвать Амазонку "Латиноамериканским Бикином" или "Американской Волгой". Почему то они могут гордится своими красотами и уникальными природными объектами, а нам все время необходимо оглянуться на "заграницу". Бикин уникален и по этому сравнивать его с любой другой рекой не этично и позволительно только иностранным экологам, так как они, складывается такое впечатление, сознательно принижают наши красоты сравнивая их с местами которым до нашей природы очень далеко.



Бикин впадает в Уссури неподалеку от Лучегорска. Это самый северный город Приморского края и административный центр Пожарского района. Это достаточно крупный индустриальный центр северного Приморья. Здесь расположены известный всему краю Лучегорский угольный разрез и Приморская ГРЭС снабжающая электроэнергией большую часть нашего края. Сам поселок большой с преобладанием панельных домов застройки 70-х годов. Изначально он планировался гораздо большим, но из за лихорадки конца 80-х и "лихих" 90-х в городе так и не появилось четыре(!) квартала многоквартирных домов.
Здесь же, рядом с территорией ГРЭС расположен рыборазводной цех ТИНРО. Здешние ученые и специалисты рыборазводчики выращивают несколько уникальных видов белорыбицы. Чего только стоит стерлядь-альбинос. Удивительно, но у этой рыбы и икра не черная, а белого цвета, под стать окрасу. Как мы узнали, белорыбица мечет икру своего цвета. Нам довелось увидеть стерлядь ярко апельсинового цвета и американского веслоноса. Эта редкая рыба знаменательна тем, что не имеет чешуи и ее совсем не надо чистить перед употреблением в пищу. Правда попробовать никого из местных обитателей нам не довелось так как выращивается она тут не на продажу а в чисто научных целях и для восстановления популяций рыбы в Приморских реках.



Кроме перечисленных выше видов выращивают в этом цеху и золотистого карпа и толстолобика и, конечно же, осетра, белугу и калугу. А ведь были времена когда все это гастрономическое изобилие водилось практически в любой более или менее средней реке нашего края. Николай Пржевальский в своих путевых записках "Путешествие по Уссурийскому краю" описывал случаи когда рыба выпрыгивала на палубы пассажирских теплоходов курсирующих по Уссури, а одного осетра выловленного в Ханке не могли вытянуть всей деревней и добыли из него икры 16(!) ведер. Всего 145 лет минуло с тех пор, а встретить осетра в Уссури или Ханке считается невероятной удачей для рыбаков, да и размерами нынешняя рыба на порядок скромнее.
От Лучегорска наш путь лежал к слиянию Уссури и Имана (ныне река Большая Уссурка). Здесь же расположен город Дальнереченск (Иман).
Кстати, спешу предупредить всех желающих повторить наш путь. Для судоходства по Уссури, даже на небольшой резиновой лодке, требуется получить специальное разрешение у пограничников и оформить пропуска в погранзону, причем пропуска оформляются как на людей так и на плавсредства. Скажу сразу сделать это очень не просто, но нам пошли на встречу и даже более того, по Уссури мы ходили на катере погранотряда.



И нам удобнее и пограничникам спокойнее, так как мы находимся под постоянным контролем. Есть правда одно неудобство - нельзя снимать китайский берег. С чем это связано не известно, вот только мы заметили, что китайские туристы, снующие по Уссури на всяческих катерах и лодках, снимали наш берег без зазрения совести. В принципе это в духе нашей родины - своим гражданам нельзя ничего: ни снимать, не ходить по реке, а вот иностранцы могут чувствовать себя вольготно. Это не правильно, ведь права на использование реки у нас равные!



Рядом с Дальнереченском находится село Графское, а сразу за селом одноименная застава. Изначально тут была казачья станица и названа она была в честь того, что во время экспедиции по Уссурийскому краю (раннее название Приморского края) тут был штаб губернатора Забайкалья графа Муравьева-Амурского. Сейчас эта местность примечательна памятником первым покорителям края, развалинами укрепрайона (по договору с Китаем мы отвели войска на 100 километров от границы. Китайцы и тут нас перехитрили. Они на стали отводить все войска, а часть строевых частей переименовали в военные совхозы и теперь солдаты вместо автоматов взяли в руки мотыги) да воинским захоронением и часовней расположенными на территории заставы.
Часовня эта стоит на самом берегу Уссури и была поставлена в 1869-70-м году первыми казаками переселенными сюда по Высочайшему повелению государя-императора Александра III. Казаков переселяли из Забайкалья. Не далеко от часовни расположено воинское захоронение.



Хоронили тут в период с 1867 по 1922 год. Сохранилось все только благодаря тому, что тут территория заставы и просто так сюда не попадешь. Отрадно, что нынешние власти района и города ухаживают за этими мемориалами, но даже не смотря на постоянную заботу и закрытость территории нам пришлось увидеть пару вывернутых крестов на захоронениях. Вид от часовни открывается просто сказочный, но картину постоянно портили китайцы для которых часовня на российском берегу стала неким местом паломничества. За время нашего нахождения мимо прошло несколько туристических катеров и с каждого нам кричали слова приветствия и махали руками, а один пароходик даже дал гудок в честь встречи с нами. Ну как тут наслаждаться красотами?
Далее по Уссури наш путь лежал до Сунгачи. Это единственная река вытекающая из Ханки. Впадает она в Уссури, но об этом в следующем нашем рассказе.