Путями первопроходцев. Часть 8



В семнадцати километрах от посёлка находится мыс Золотой. Помните, раньше погоду по побережью передавали со словами: «От мыса Поворотного до мыса Золотого»? Вот это то самое заветное место и есть – самый северный мыс Приморского края.



На самом мысу расположен маяк, закрытая метеостанция и военная часть. Место это действительно прекрасное. Мы встречали тут рассвет, и нам сразу же стала понятна этимология этого названия. Восходящее солнце позолотило сам мыс и все его окрестности и в течении часа всё вокруг было по настоящему золотым.
Тут живут очень любознательные нерпы. Целая стая кружила вокруг мыса, постоянно высовывая из воды свои усатые мордочки и прислушиваясь к нашим голосам, а после восхода солнца два взрослых самца забрались на камни и грелись в лучах восходящего солнца, позируя перед нашей камерой.



На камнях настоящий птичий базар. Чайки и бакланы облюбовали эти места давно. Сидя на острых камнях, зорко следят они за происходящим вокруг и время от времени взлетают в поисках добычи.
На мысу живут несколько человек – начальник и техник-смотритель маяка (с супругами – авт.) и трое военнослужащих в части (два контрактника и командир – молодой лейтенант, прибывший в этом году – авт.). Каково служить на такой «точке», вдали от людей, можно только догадываться. И если лейтенанта понять ещё можно – ничего не поделаешь, распределение после училища, то к контрактникам чувствуешь настоящее уважение, т.к. не каждый согласится служить в такой глуши. Раньше здесь жил ещё и начальник метеостанции с супругой, но после закрытия станции он перебрался в посёлок и жители выбрали его главой поселения.



Именно Сергей Высоцкий (глава поселения – авт.) провёл нам своеобразную экскурсию по мысу и рассказал нам очень много интересного. Так, в частности, мы узнали, что здешняя метеостанция была международной реперной точкой и была закрыта сразу же после строительства дома для персонала, который обошёлся Приморскому управлению гидрометеорологии в 2 миллиона рублей. Честно говоря, не совсем понятно, зачем было строить такой дорогой дом (кстати, с виду он на такую стоимость не тянет совсем и по словам специалистов не может стоить более 400 тысяч рублей – авт.) и потом закрывать станцию, но у руководства управления видимо свои планы и стратегия работы.



На этом мысу вообще много бессмысленных трат бюджетных денег. Вот вам ещё один парадоксальный пример расходования госсредств: каждый год работникам маяка завозят дрова и уголь для отопления. Не смотря на то, что в пяти километрах от маяка находится лесопункт одной из лесозаготовительных компаний края, и они готовы поставлять необходимое количество топлива, уголь и дрова доставляют морем из Советской Гавани (чуть более 200 километров – авт.). Его сгружают прямо на берег, в 10 километрах от маяка, а работники маяка должны сами вывозить всё. Уголь очень быстро напитывается морской влагой и после этого горит очень плохо. Вот такой парадокс. Рядом не берём, а из соседнего региона завозим.
От скуки и полного одичания местных жителей спасает только чтение. В каждой квартире (на маяке и метеостанции – авт.) большие полки с разнообразной литературой. Сотовой связи здесь практически нет, как и телевидения. Но если позвонить ещё иногда можно (в ясную погоду достаёт сотовый ретранслятор, расположенный в п. Светлая – авт.), то посмотреть телевизор нереально даже при наличии спутниковой антенны. Новости узнают только по радио.



Кстати, для того, что бы производить фото и видео съёмку нам пришлось получать разрешение в штабе Тихоокеанского флота, т.к. маяк относится к гидрографической службе ТОФ и номинально является военным подразделением. К счастью получить разрешение оказалось не так сложно. Начальник пресс-службы флота пошёл нам на встречу и съёмка состоялась. Нам даже разрешили подняться на сам маяк. Хотя это и не совсем безопасно, т.к. сам маяк находится в плачевном состоянии и с его стен постоянно падают большие куски штукатурки, а железное ограждение на верху маяка почти полностью съела ржа и мы сами опасались выходить из маяка на парапет. Выглядит он не так парадно, как его более южные собратья (маяк на мысе Поворотный, мысе Басаргина и т.д. – авт.) и связано это, по всей видимости, с тем, что сюда начальство флота не заглядывало очень давно.



Маяк тут находится ещё с дореволюционных времён, хотя современный стоит с 60 годов двадцатого века, а от царского маяка остался только парапет, который, кстати, совсем не подвержен влиянию здешней морской атмосферы и выглядит гораздо лучше, чем более новый собрат. Но это и не удивительно, так как всем известно, что раньше строили на века, а потом начали строить на десятилетия. По словам местных обитателей стены, рассыпаются потому, что строившие его «стройбатовцы» продали в близь лежащий посёлок очень много цемента, заменив его песком.



Но всё таки здесь очень красиво и каждый из нас желал бы пожить тут какое то время. Но мечты одно, а реальность совсем другое и реальность звала нас в дальнейший путь.
За мысом начинается земля Хабаровского края и путь до Советской (Императорской – авт.) Гавани.