Путями первопроходев. Часть 3



От Амгу наш путь лежал к посёлку Светлая, через п. Максимиха. Наша дорога идет уже не по побережью Японского моря. Дело в том, что сразу же за Амгу Японское море заканчивается и начинается Татарский пролив. Теоретически, в ясную погоду, за проливом можно увидеть остров Сахалин, но нам этого так и не удалось. Связано это с тем, что здесь самое широкое место пролива и невооружённым взглядом увидеть Сахалин невозможно, как впрочем, и вооружённым нашим простеньким биноклем, взятым нами в дорогу для осматривания соседних сопок и ближайших окрестностей.



В Амгу мы решили совершить небольшое отклонение от маршрута. Хотя, опять же, «небольшое» оно только по местным меркам. Мы решили посетить удэгейское село Агзу. Это самый северный населённый пункт Приморского края. Вообще в нашей экспедиции много «самого-самого» и от этого ещё интереснее. Добраться до Агзу можно двумя способами: лесовозными дорогами от п. Самарга (около 100 км.) или вертолётом от самого Амгу. Мы, естественно, выбрали второй способ, т.к. он существенно экономил нам время, да и силы тоже, а от уникальной съёмки севера Приморья с вертолёта, думаю не смог бы отказаться ни один человек.



Авиаперевозки на севере края осуществляет компания «ВладАвиа». Разрешение на съёмку с борта мы получили достаточно быстро. Генеральный директор и пресс-служба ОАО «ВладАвиа» пошли нам на встречу и позволили снимать с вертолёта. Хочется поблагодарить за помощь в съёмках экипаж вертолёта, во главе с командиром Виктором Алексеевичем.
В Амгу вертолёт садится на дозаправку и при наличии мест берёт дополнительных пассажиров. Из соображений безопасности нам не разрешили снимать в кабине вертолёта, но через блистер (иллюминатор) снимать можно было сколько угодно. Экипаж предупреждал нас о наиболее интересных для съёмок местах и даже выбрал маршрут полёта так, что бы он проходил через наиболее живописные места.



Одним из таких мест, правда, со знаком «минус», можно смело назвать Светлинское плато. В самом начале 90-х здесь велись сплошные рубки СП «Светлая». Основная доля капитала в этой фирме принадлежала корейской компании «Хёндэ» и может быть именно потому, что вырубались не корейские, а наши леса, процесс рубки больше напоминал здесь тотальное истребление, чем цивилизованную лесозаготовку.
Даже спустя двадцать лет большая часть плато так и осталась больше похожей на полупустынную саванну, чем на нашу, приморскую тайгу. Деревьев здесь очень мало и даже не специалисту видно, что для полного восстановления полноценной тайги должно пройти ещё не менее 50-70 лет. Кто-то может сказать: «В космическом масштабе это минимальный отрезок времени», но на это всегда хочется отвечать, что мы-то живём не по космическим масштабам, да и на смену уничтоженной экосистеме приходит лишь лес, а до полного восстановления всей системы должно пройти не менее 100-150 лет.



Но есть здесь и по настоящему красивые места. Места, в которые ещё не добрался человек со своей бурной деятельностью. Есть здесь живописные скалы-останцы, а таёжные реки с высоты в 1500 метров смотрятся просто непередаваемо. За последнее время здесь появились лесовозные дороги, которые с высоты полёта смотрятся как некие артерии соединяющие населённые пункты.
Два часа полёта пролетели незаметно и вот мы на подлёте к Агзу. Пилоты предупреждают нас о том, что, несмотря на лимит горючего они всё же сделают небольшой круг над этой деревней, что бы как можно больше приморцев смогли увидеть в нашем фильме как же выглядит самый северный населённый пункт нашего края.



С неба посёлок Агзу похож на большую, заглавную букву А. С чем связана такая застройка нам так и не удалось выяснить. Все остальные посёлки края построены более или менее упорядочено и ни один более, населённый пункт не напоминает своими очертаниями, какие либо буквы.
Находится он, как уже говорилось ранее, на самом севере. В своеобразном «аппендиците», врезающемся в территорию Хабаровского края.



Что бы были более понятны расстояния, скажу, что от Тернея до Агзу примерно столько же, сколько от Тернея до Владивостока. Удэгейский посёлок со всех сторон окружён сопками высотой от 500 до 1200 метров. С западной стороны рядом с посёлком протекает река Самарга. Здесь её верхнее течение и до истока не так уж и много (но, опять же по таёжным меркам). Если идти к морю по реке, то до Татарского пролива около 75 километров.
Посадка была мягкой. Вертолёт здесь не глушит моторы и после быстрой выгрузки прилетевших и загрузки улетающих винтокрылая машина взмывает вверх оставляя нас для знакомства с национальным селом коренного народа Приморья – Удэге.