Антон Афанасьев
13 декабря 2013
1939

Рисовые террасы Ифугао, или дальше по списку ЮНЕСКО

Расположены эти террасы в самом центре главного острова Филиппин - Лузон. Чтоб туда добраться надо катить 10 часов на автобусе, причем из Манилы сейчас туда возит только одна контора Ohayami trans. Все рейсы этого перевозчика ночные, один автобус отправляется в 9 вечера, ещё 2 в 10 вечера, также, если много людей, то пускается дополнительный автобус тоже в 10 вечера. Автостанция эта находится в районе Sampaloc, что недалеко от самого старого университета Юго-Восточной Азии - Санто-Томас. Приехав к 9 на автостанцию я был необычайно рад тому, что забронировал билеты заранее - желающих укатить в горы было явно больше, чем вмещали автобусы. В прошлый раз я ездил в Сагаду через Банауэ - людей не было вообще и я спал почти всю дорогу, развалившись на четырех сиденьях. Сейчас же тут были в основном иностранцы и рюкзаками - канадцы, французы, немцы. Русских я тут вижу редко, как я уже говорил, для нашего брата Филиппины ограничиваются Боракаем или не крайняк Бохолом. Ни там, ни там они не видят настоящих Филиппин, думая, что кроме моря и пляжей тут ничего нет. Ну оно и к лучшему - я не очень люблю засилье туристов (именно поэтому я до сих пор не слетал ни на Боракай, ни на Бохол). Выкупив билеты, сели на места, предварительно согнав со своего места канадку, которая явно ехала в горы откуда то с моря - с собой она тащила кайт. Выехали, как обычно, с опозданием. 1. Через какое-то время, когда все уже почти заснули, автобус остановился, чтоб пассажиры сгоняли в туалет и перекусили. Я всегда удивляюсь, какое здесь восхитительное небо, стоит только выехать за пределы Манилы! Такого неба у нас не бывает даже в конце октября. А вот и наши водилы - им тут нахаляву дали чай с плюшками, видимо за то, что они останавливаются около именно этой шашлычки 2. Ничего съедобного тут не было, хорошо, что я заранее прикупил овсяного печенья, а то так бы и скопытился по дороге от голода. Ну не будет же нормальный человек есть какие-то странные соленья, где основная составляющая - рисовая мука? 3. Кассирша в магазе. Размеры огромны. Она брала деньги с очень невозмутимым лицом и с таким же невозмутимым лицов давала сдачу 4. Минут через 15 мы снова тронулись. Все три автобуса едут вместе, поэтому как только мы подъезжаем к очередной стоянке, вся толпа мчится в туалет и к прилавку 5. К 7 утра вы наконец-то прикатили в Банауэ. Погода, как и обещал местный гидрометцентр, оказалась чудесной! 6. Сам Банауэ особого интереса не представляет - обыкновенный провинциальный городок с заплеванными белетем улицами. Ничего примечательного. Единственное его достоинство - тут можно взять джиппни или трайк, чтоб добраться до правильных террас. 7. Ну улицах вместе с бетелем продают и табак, которые замешивают в тот же бетель для усиления эффекта Правильные террасы - это те, которые расположены вне города. Их довольно много, но мы выбрали Батад, так как по фотографиям он был самым красивым и там есть водопад. Чтоб добраться до Батада надо арендовать джиппни - он довезет вас почти до нужного места, оттуда надо будет пешком пройти где-то 40 минут. Если взять трайк, то он остановится пораньше (из-за плохой дороги), и идти, соответственно, придется дольше. Мы прыгнули в какой-то джиппни, водила которого говорил, что он едет Батад. Там уже сидело порядочно иностранцев, и мы решили ради эксперимента прокатиться на крыше. Видео на полторы минуты с крыши нашего таксомотора Признаться честно, больше по такой дороги я не поеду. И не из-за того, что было страшно свалиться в долину реки с этой самой крыши (трясет там хорошо, а никаких отбойников вдоль дороги нет, едешь буквально по краю обрыва), а просто сидеть жестковато, отчего пятая точка у меня пару дней болела. 8. Фотографировать с крыши тоже нереально - надо обеими руками держаться за поручни 9. 10. Через какое-то время водила попросил наз залезть в салон - начиналась та дорога, по которой трайки уже не ездят 11. Через 20 минут небывалой тряски и пробивания затылком крыши, мы прибыли на точку старта. Заплатили по 500 песо (250 в одну стороны и 250 обратно) - водила сказал, что будет ждать нас тут в 3 часа. Тропинка почти постоянно шла вниз, причем по дороге очень много тени и воды, которая сочится из каждой расщелины 12. Деревья тут потихоньку вырубают, скорее всего для того, чтоб делать поделки, столь популярные среди туристов. Эти же поделки можно купить в 3-4 магазинчиках вдоль тропы 13. Минут через 40 мы дошли до деревушки Батад. Сверху открывался прекрасный вид на только что засаженные террасы - какая же тут красота, когда они все полностью зеленые! 14. Но сначала мы решили прогуляться до водопада. Для этого надо пройти через все террасы, подняться немного в гору и потом спускаться вдоль реки. В деревне есть пара-тройка гостиниц, так что если бы у меня было больше времени - обязательно бы там заночевал! 15. 16. Оказалось, что найти путь к водопаду не так то просто, а тут подвернулся пацан лет 12, который нес домой еду - улиток 17. и "маленьких рыбок", на самом деле оказавшимися головастиками 18. Он то и предложил быть нашим гидом. За 250 песо. Я предложил 100 - он и и от 100 не отказался. 19. 20. Немного о самих террасах. Как утверждают ученые, они были построены тут более 2000 лет назад жителями этого региона - Ифугао. Есть также мнение, что эти знания сюда принеси китайцы, которые бежали от гонений у себя на родине. Как бы то ни было, но эти сооружения на самом деле впечатляют! Во-первых размерами. Их площадь превышает 10000 квадратных километров! И это все не на равнине, а в горах на высоте более 1500 метров! Во-вторых возрастом, про который я уже сказал. Но меня больше всего восхитило то, как идеально сконструирована ирригационная система! Ведь все террасы постоянно подпитываются водой, горной водой - никаких водокачек и насосов - а это тысячи участков, расположенных друг над другом! В 1995 году все эти террасы, за исключением террас в самом Банауэ, включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя сейчас, с оттоком населения в города, террасы все больше разрушаются оползнями, и их постоянно надо ремонтировать... 21. Ещё одной особенностью этих сельскохозяйственных угодий является то, что тут выращивают очень редки красный и сиреневый рис. Первый раз, когда я его попробовал, я думал что для цвета в него что-то добавляют. Оказалось, что это просто рис такой. 22. 23. Вернемся в нашему пути к водопаду. После того как мы начали спускаться, стала видна река, выше по течению которой расположен одноименный водопад - Таппия 24. Сама река и водопад оказались просто восхитительными! Горные реки - это единственный тип водоема, которые я люблю - ни озера, ни моря меня не прельщают. А вот горные реки люблю с самого детства большой и искренней любовью! 25. Высота водопада около 70 метров. Минутное видео с рекой и водопадом 26. Освежившись и придя в себя, мы пошли обратно. Склоны гор, кстати, покрыты хорошо знакомыми нам комнатными растениями - бегониями 27. Ещё немного фотографий террас. Жалко было мало времени и не получилось дождаться хорошего света... 28. 29. 30. Рис, если кто не видел как растет 31. Террасы в Батаде сделаны их камня, а вот в Банауэ - из грязи. Обратите внимание, как тут выполнены ступеньки, по которым можно подниматься и спускаться по террасам 32. 33. Видать спонсор посадки риса=) 34. В Одном из домов Батада прикупили немного сувениров - брелки с рисовым богом из черного дерева и два тканых пояса - ношу теперь вместо простого - выглядит очень круто! 35. Общий вид на террасы в Батаде. Слева видно полосу от оползня 36. Вернувшись в джиппни, мы обнаружили, что нашего таксерика и след простыл... Хорошо нас выручили местные граждане и посадили в джиппни к французам 37. Уже в Банауэ, где в 7 вечера нас ждал автобус, мы прокатились трайке по основным вьюпоинтам этого городка - конечно, его террасы ни в какое сравнение с террасами Батада не идут... Зато тут есть вот такие древние дедушки в национальных костюмах. Это настоящие Ифугао! 38. Его подруга 39. На шапке у неё череп какого-то местного крупного грызуна 40. Вот такие тут террасы. 41. На каждом вьюпойнте есть свой товарищ. Вот с этим я и сделал фото. Кстати, обратите внимание на его обувь - такие подошвы сейчас делают в последних моделях Скетчерс, а верх - это же Кроксы! 42. 43. Прекрасный сосуд из челюстей, зубов и рога 44. 45. Ифугайский национальный самокат 46. [url=http://s341.photobucket.com/al