Сакральный Казахстан: По следам Абая Кунанбаева
В одной из школ города Семей есть особая традиция: перед сдачей ЕНТ учеников отправляют к горам Шынгыстау на родину великих сыновей казахского народа Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева и Мухтара Ауэзова. Помню, как в 2010 году наш класс также поехал в эти священные места, чтобы получить благословение дедов. Мы посетили дом-музей и могилу Абая, а также место Борели, где родился Мухтар Ауэзов. После поездки во мне появилась некая уверенность, что все пройдет хорошо. Возможно, это самовнушение, но как бы там ни было, экзамен я сдала и вполне удачно.
С того момента прошло 8 лет. И в этот раз судьба снова подарила мне возможность уже в более осознанном возрасте посетить священные места нашей Восточно-Казахстанской области.
В путь мы вышли в обеденное время. Было уже около трех часов дня. Проехав городские многоэтажки левого берега и зону аэропорта города Семей, перед нами открылась будто бесконечная просторная степь. День выдался настолько жарким, что в какой-то момент мне показалось я проглатываю горячий пар. Окна приходилось то открывать, то закрывать, так как первые 50 километров дороги мы ехали по цементному покрытию и по кочкам. Я даже начинала жалеть о своем решении, так как столкнулась с вечной проблемой нашей инфраструктуры. Но, уже на 54 км мы доехали до святой воды Абайского района. Считается, что данный источник обладает целебными свойствами, рекомендуется ополоснуть лицо, шею, руки и выпить воду, по возможности взять с собой.
С того момента прошло 8 лет. И в этот раз судьба снова подарила мне возможность уже в более осознанном возрасте посетить священные места нашей Восточно-Казахстанской области.
В путь мы вышли в обеденное время. Было уже около трех часов дня. Проехав городские многоэтажки левого берега и зону аэропорта города Семей, перед нами открылась будто бесконечная просторная степь. День выдался настолько жарким, что в какой-то момент мне показалось я проглатываю горячий пар. Окна приходилось то открывать, то закрывать, так как первые 50 километров дороги мы ехали по цементному покрытию и по кочкам. Я даже начинала жалеть о своем решении, так как столкнулась с вечной проблемой нашей инфраструктуры. Но, уже на 54 км мы доехали до святой воды Абайского района. Считается, что данный источник обладает целебными свойствами, рекомендуется ополоснуть лицо, шею, руки и выпить воду, по возможности взять с собой.
Источник находится прям за этой статуей.
Через дорогу от источника на холме возвышается памятник и могила Кушикбай батыру, который в конце 18 века умер в 21-летнем возрасте, защищая казахскую землю от калмыков. По рассказам, он был настолько сильным, что ауылы, которые находились под его защитой недоброжелатели обходили стороной. Но, однажды Кушикбай сильно заболел, враги узнав об этом, решили уничтожить батыра и напали на ауыл. Гневаясь на свою болезнь, Кушикбай поборол слабость и вышел воевать. Увидев на поле батыра и как он ловко сражается, испугавшиеся враги убежали. Но для батыра этот бой стал последним, болезнь не отступала, чувствуя слабость он прилег на одном из перевалов и уснул здесь вечным сном.
Могила Кушикбай батыра
Белый памятник в память о Кушикбае напоминает птицу, устремившиюся вверх. На каменной глыбе, которую нашли на берегу Иртыша, высечено назидание в стихотворной форме в память о Кушикбай батыре, для тех, кто проезжает этот участок.
Скажу честно, что пока на сегодняшний день это первый памятник, который мне так сильно понравился. Все сделано со смыслом, крепко и изящно.
Зимой очень тяжело пробраться к его покоям, степные бураны бывают настолько сильными, что все заметает белой мглой. Местные говорят: «батыр Кушикбай сердится». О нем упоминается в творчестве Мухтара Ауэзова, а Роллан Сейсенбаев даже посвятил ему книгу под названием «Намыс» (перев.: «Честь»).
Прочитав молитву у могилы храброго батыра, мы продолжили свой путь. На 81 км проезжая поселок Борели, у дороги мы увидили памятный знак в виде раскрытой книги, указывающий, что здесь находится дом-музей Мухтара Ауэзова. В ХХ веке по соглашению между Ауэзом и Абаем династия Ауэзовых переселилась из Кызылшокы и обосновалась здесь, где и родился Мухтар, сын Омархана и Нуржамал. День подходил к концу, и нам предстояло посетить еще немало мест, поэтому сделав памятное фото, мы поехали дальше.
Указатель на дом-музей Мухтара Ауэзова
На 130 км около села Каскабулак величественно стоит памятник на предположенном месте захоронения казахского символа любви Енлик и Кебек. Об истории этой несчастной любви рассказывается в произведениях Шакарима и Магауия. К слову, неподалеку от этого памятника впервые в 1917 году была поставлена пьеса Мухтара Ауэзова «Енлик -Кебек».
Если верить преданиям, то известно, что события развивались на фоне борьбы родов "Найман" и "Тобыкты". Еще в совсем юном возрасте тобыктинец Кебек получил предсказание, что умрет в рассвете сил из-за красивой девушки. Через несколько лет он встречает Енлик из рода найман, которая уже была засватана за пожилого богатого казаха из рода керей. Молодые влюбляются и решаются пойти против родительской воли. Старейшины обоих родов не смогли простить им это и уготовили влюбленным смертный приговор. Они были уверены, что помиловав их, они бы накликали позор на свои рода. В это время Кебек и Енлик укрывались в пещере, простой народ тайно помогал им: приносили еду, одежду. Вскоре у пары родился сын. Но месть родов отыскала их. Девушку и парня привязали к хвостам лошадей и отправили в степь. Это наказание считается одним из самых мучительных. К сожалению, судьба их ребенка неизвестна. После жестокого правосудия над его родителями никто так и не видел малыша.
До сих пор люди спорят насколько правильным был поступок старейшин, но так или иначе имена влюбленных знают все и сегодня в казахском обществе можно услышать имена Енлик и Кебек. Таким образом родители желают встретить своим детям настоящую любовь, ради которой умереть и не жалко.
До сих пор люди спорят насколько правильным был поступок старейшин, но так или иначе имена влюбленных знают все и сегодня в казахском обществе можно услышать имена Енлик и Кебек. Таким образом родители желают встретить своим детям настоящую любовь, ради которой умереть и не жалко.
После трехчасовой езды мы подъехали к одному из самых знаковых мест – к урочищу Жедибай. Местность получила своё имя в честь человека, который здесь жил ещё до рода Кунанбаевых. Именно здесь жил Абай. Что интересно, когда я зашла в дом-музей, я как будто ощутила присутствие великого поэта. Большая часть экспонатов сохранена в первозданном виде, а это: ковры, сотканные его женами; кровати, подаренное ружье, даже шахматы, которыми играл сам Абай.
Особенно мое внимание привлек сохранившийся самый первый сборник стихотворений Абая.
К слову, отец Абая - Кунанбай поселился в урочище в 1840 году. Когда подрос брат Абая - Оспан, Кунанбай передал ему своё кыстау, а сам переселился в урочище Акшокы. В 1894 году, через два года после смерти Оспана здесь поселился сам Абай и женился на овдовевшей жене брата Еркежан. Был построен новый дом, в котором сейчас и расположен музей.
Примечательно, что возле его дома находится центр Евразийского континента.
Проехав несколько метров, мы посетили также мавзолеи, где похоронены Абай, его любимый младший брат Оспан, Шакарим и его сын Ахат. Хочу отметить, что Шакарим был похоронен здесь не сразу, а после долгих поисков его тела сыном Ахатом. Увлечение науками и учением Л.Н.Толстого с одной стороны и сложная социально-политическая атмосфера 20-х – 30-х годов привели Шакарима к уединению. Его образ жизни вызвал необоснованные подозрения у местных представителей советской власти. Он был обвинен в связях с бандитами и был заключен в тюрьму. Но после освобождения его ждала смертельная расправа: Шакарим был расстрелян работниками ГПУ 2 октября 1931 года. Без суда и следствия... Тело его было брошено в старый колодец вблизи Баканаса. Только спустя 30 лет 8 августа 1961 года останки Шакарима были переданы земле по мусульманскому обычаю его родным сыном Ахатом Кудайбердиевым. Шакарим был похоронен недалеко от мавзолея Абая.
Могила Абая Кунанбаева
Солнце уже уходило за горы Шынгыстау. А нас ждали еще 80 км дороги в пещеру Коныр-Аулие, последнее пристанище Чинигсхана. Пасущийся скот и табуны лошадей как будто когда-то были оставлены нашими предками, они ушли, а степь осталась. Покой и блаженство. Пока мы ехали, я представляла, как наши казахские батыры сражались с врагами, как кочевали аулы, бегали девушки и дети. Но вокруг было так тихо, словно здесь и не ступала человеческая нога.
На часах 20:30. Полнолуние. Мы, наконец, подъехали к священному месту к пещере Коныр-Аулие. Надо признать, что дорога не из легких, но она того стоит. Перед посещением нужно обязательно совершить омовение. Пещеру облагородили и даже провели освещение и построили лестницу, благодаря этому ритуал стал более комфортабельным. Местные люди мне сказали, что в день это место посещает около 200 человек со всего СНГ. А всё из-за подземного озера, которое раскинулось под пещерными сводами. По преданию у озера залечивали свои раны казахи после кровопролитных боев. Вода настолько холодная, что от резкого сужения сосудов трудно даже взять воздух и овладеть собой. Надев платок и сорочку, я три раза окунулась в священную воду. Ощущения непередаваемые. Так сказать «метод шоковой терапии», когда организм, попадая в ледяную воду, включает свой резервный запас, который до этого мирно дремал. Нужно сказать, что здесь действительно особая духовная атмосфера, которая завораживает и снова хочется сюда приехать. Обретаешь необъяснимое спокойствие и умиротворение.
Дорожка к озеру внутри пещеры
Местные люди рассказывают, что именно на одной из вершин Шынгыстау «Сотрясатель Вселенной» был поднят на белой кошме и провозглашен ханом, после чего и получил новое имя – Чингисхан. Никто не знает, где точно расположена могила великого Темуджина, но как считают старейшины, погребен был вождь здесь, на дне целебной пещеры Коныр-Аулие.
На часах 20:30. Полнолуние. Мы, наконец, подъехали к священному месту к пещере Коныр-Аулие. Надо признать, что дорога не из легких, но она того стоит. Перед посещением нужно обязательно совершить омовение. Пещеру облагородили и даже провели освещение и построили лестницу, благодаря этому ритуал стал более комфортабельным. Местные люди мне сказали, что в день это место посещает около 200 человек со всего СНГ. А всё из-за подземного озера, которое раскинулось под пещерными сводами. По преданию у озера залечивали свои раны казахи после кровопролитных боев. Вода настолько холодная, что от резкого сужения сосудов трудно даже взять воздух и овладеть собой. Надев платок и сорочку, я три раза окунулась в священную воду. Ощущения непередаваемые. Так сказать «метод шоковой терапии», когда организм, попадая в ледяную воду, включает свой резервный запас, который до этого мирно дремал. Нужно сказать, что здесь действительно особая духовная атмосфера, которая завораживает и снова хочется сюда приехать. Обретаешь необъяснимое спокойствие и умиротворение.
Дорожка к озеру внутри пещеры
Местные люди рассказывают, что именно на одной из вершин Шынгыстау «Сотрясатель Вселенной» был поднят на белой кошме и провозглашен ханом, после чего и получил новое имя – Чингисхан. Никто не знает, где точно расположена могила великого Темуджина, но как считают старейшины, погребен был вождь здесь, на дне целебной пещеры Коныр-Аулие.
Выход из пещеры
Некоторые паломники остаются здесь на ночь. В нашем случае, нас встретили хорошие знакомые и пригласили к себе на ночлег. За это им отдельное спасибо.
Традиционный казахский дастархан
Читайте также
20 января 2025
186
19 января 2025
833
18 января 2025
567