Самый древний народ Евразии.

САМЫЙ ДРЕВНИЙ НАРОД.

Нганасаны - самый древний  и самый северный народ Евразии . Коренной народ севера Красноярского Края. Прямые потомки охотников на дикого оленя эпохи неолита . Их далекие предки жили здесь уже 6-7 тысяч лет назад - это подтверждает археологические находки на реках Авам и Хета . В данный момент в мире осталось всего около 900 человек , из которых только приблизительно 125 человек говорят на Нганасанском языке . Ученые о нганасанах едины в своем мнении что это обособленный народ . В их внешних чертах , образе  жизни , культуре , промысле видна явная связь с древнейшими жителями Таймыра.мужчина нганасан.

Соседство с другими народами на нганасанах в этом смысле почти не повлияло . Причина тому и в особенности их расселения - в глубине огромного полуострова и в том ,  что до середины ХХ века заключали браки только в своей среде.

 ПРОМЫСЕЛ.

До середины ХХ века нганасаны вели кочевой образ жизни . Основное традиционное занятие - охота на северного оленя , песцов , зайцев , птиц , а уже на втором месте это рыболовство . Способы охоты у нганасан за столетия почти не изменились - облава , загон в ловушки , но самое интересное это охота с оленем - манщиком ( ручной олень ) . Этот вид охоты заключается в том , что для промысла используются 2-3 летние быки. Таким быкам вешали на рога петлю ремня , закрепленного на олене , или укрепляли на рога НОЖИ .

крепление ремня на оленя - манщика .

Чтобы вызвать диких самцов на борьбу , на рог домашнего оленя надевалось кольцо из кожи полового члена дикого самца , а рога и голова смачивались мочой оленей . Охотник вынуждал оленя медленно приближаться к стаду дикарей , сдерживая его " манчишным ремнем " , и отпускал его когда тот входил в стадо . Такой бык в разгар гона начинал вступать в драки с самцами , раня их ножами , или запутывая рога ременной петлей . Олень - манщик в борьбе с диким оленем .Роль охотника сводилась лишь к тому чтобы добить и подобрать добычу . Чтобы домашний олень не убежал , ему к ноге привязывали  ремень с толстым плетенным узлом . Если отпущенный олень пытался убежать , ремень с тяжелым узлом обвивался вокруг его ног и вынуждал остановится .

СЧИТАЛОСЬ ЧТО ЮНОША МОГ ЖЕНИТЬСЯ ЛИШЬ ТОГДА , КОГДА ДОБЫВАЛ СВОЕГО ПЕРВОГО ДИКОГО ОЛЕНЯ .

Постепенно такая охота ушла в прошлое. К середине ХХ века нганасаны были уже богатыми оленеводами - держали по несклолько сотен , а то и до 1000 оленей .Чтобы понимать где олени твоего стада их метели тамгой ( знак собственности ) на шерсти или фигурой вырезанной на ушах . Отношение  к ним было бережным : при долгих переходах , особенно в непогоду , люди сами могли впрягаться в нарты вместо животных . С переходом же в 1960- х годах к оседлости и увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство к 1990-м годам практически исчезло . К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках . Для малой части сохранилось промысловое значение охоты и частично рыболовства .

 ЖИЛИЩЕ.

Стойбище нганасан располагались на невысоких холмах , внизу между холмами находились олени . Осенью жилища устраивали недалеко от рек так , чтобы охотники в темноте могли вернуться с промысла вдоль русла . Обычно стойбище состояло из 3 - 4 конических чумов , размер каждого зависел от количества в нем людей ( обычно от 1 до 5 семей ) и колебался в среднем от 3 до 9 метров в поперечнике .Стойбище нганасан.

Для шестов чума брали только “ дерево - мужчину ” как более крепкое . Считалось , что все шесты чума - “ мужики ” которые крепко стоят . 2 основных шеста чума - " мужик да баба " .Чум нганасан внутри . Тот что с отверстиями - " баба " считался священным , в чуме шамана на него крепилась личина или изображение птицы . Между собой шесты соединялись через отверстия в одном из них . Отверстий могло быть несколько , так регулировалась высота и диаметр чума.

Поговорка у нганасан : " МУЖИК ДА БАБА ВЕСЬ ЧУМ ДЕРЖАТ " .

Покрывался чум оленьими шкурами в 2 слоя : верхний - шерстью наружу , нижний шерстью внутрь . Вход делали в зависимости от направления ветра - справа или слева . Зимой снаружи насыпали завалинку ( токеда ) , служившую заслоном от ветра . В центре чума , напротив входа , располагался очаг ( торн ) , над которым подвешивали крюки для чайников и котлов . В верхней части чума оставляли отверстие - дымоход . За очагом " чистое место " ( сиенг ) , куда запрещалось ходить женщинам . Место для женщин ( бату ) располагалось у входа , здесь же укладывали домашнюю утварь . Правая от входа сторона была жилой , а в левой - помещали гостей и хранили хозяйственные предметы . С 1930- х годов в качестве жилья начали применять БАЛОК - прямоугольный возок с полозьями , покрытый шкурами или брезентом . балок.Пол изготавливался из досок , в стенах небольшие окна . Отапливался балок железной печкой. С середины ХХ века нганасаны стали больше селится в обычных домах и и жить в посёлках .

 СОВРЕМЕННОСТЬ.

И все же культура этноса нганасан активно ассимилируется реальностью. Дети улетают и уезжают на Большую Землю и остаются , но все же не все . Наступит час и некоторые вернутся в родную тундру врачами , учителями , охотоведами , зоотехниками  и тундра их встретит как родная мать.

Неповторимость каждой культуры означает что разные культуры равноценны между собой . Многообразие культур - объективная реальность . Любые национальные культуры выражают всеобщее общечеловеческое содержание , тем самым обеспечивая необходимость и возможность взаимодействия , диалога и культур .