Шоанинский храм. Карачаево-Черкессия
По дороге в Махарское и Гондарайское ущелья, ехали через столицу Карачаево-Черкесской республики - Карачаевск и не могли не заглянуть в этот древнейший храм с историей и местом необыкновенной красоты. Когда стоишь тут у храма, построенного на отвесной скале, то теряешь ощущение реальности.
Вокруг горные хребты, вечные, как мироздание, и храм, уходящий своими корнями в далекие тысячелетия. Для этих гор, ущелий, бурных рек сотни лет проходят, как мгновение, и счастье оказаться сопричастным к истории тех времен, тех людей, которые жили 13 веков назад, ведь это они оставили нам в камне память о себе.
Но вернемся к нашей дороге. В семи километрах от Карачаевска есть село Коста Хетагурова. Проехав через него по указателю, не промахнетесь, дорога приведет к храму. Он там, высоко на горе. Большим автобусам экскурсионным за шлагбаум проезжать нельзя и идти надо пешком. А остальным транспортом можно подъехать ближе, но крутой подъем на гору, всё равно придется преодолевать пешим ходом. А как же? Дорога к Богу разве бывает легкой? Правда скамеечки по пути стоят. Кому здоровье не очень позволяет, то можно передохнуть и неспеша дойти до самого верха. Для автомобилистов справочка: дорога после шлагбаума хоть и не асфальтирована, а гравийка, но пройдет автомобиль с любой посадкой.
Храм виден издалека. Стоит он на юго-восточном отроге горы Шоана, на левом берегу Кубани. По названию горы и носит название свое храм. А меня так и тянет назвать его Шаолиньский. Созвучно же. Но ничего общего. Долго сомневались ехать ли нам сюда сейчас, или на обратном пути завернуть, потому что погода портилась и мы боялись, что вся панорама гор, да и сам храм будут затянуты облаками. Рискнули. Повезло. Хоть и присутствовала легкая туманная поволока, виды все равно были замечательные. Вокруг все склоны были усеяны цветами, преимущественно маргаритками, тысячелистником и еще какими-то маленькими белыми цветочками, которые источали тонкий медовый запах.
Внизу раскинулось село. Тут живут осетины-переселенцы. При Александре II малоземельным крестьянам повально раздавали земли. Вот осетинам и дали тут наделы, а инициатором переселения был Леван Хетагуров - отец известного осетинского поэта. По сей день носит село имя Коста Хетагурова.
Взобравшись наверх, долго стояла всматриваясь в горы, ущелья. Вот показался орел. Как же он безмятежно парит над этой красотой. Эх, далеко был. Камера не взяла. Внизу в селе вьется лентой река Кубань. У нас ещё впереди посещение истока ее. Об этом я писала тут
Поднимаясь по горе к храму, встретились развалины. Здесь был монастырь. Это жалкие остатки его. В конце XIX века храм был объявлен церковью скита Александро-Афонского монастыря, и были пристроены помещения. Представьте, здание храма середины десятого века стоит, а от поздних построек практически ничего не осталось.
Раньше склон, по которому мы шли, был густо заселен. Об этом свидетельствуют многочисленные фундаменты. В храме осталось много древних погребений. Каким же образом образец классической византийской архитектуры — четыре несущие колонны, крестообразный купол, узкие окошки, оказался здесь, среди языческих аланских племен? Оказывается здесь было живое место, стратегическое, проходил Великий шелковый путь. По нему купцы из Китая в Среднюю Азию и даже в Европу везли интернациональную валюту — шелк. Постепенно, начиная с седьмого века, сюда стало приходить христианство. Намного раньше, между прочим, чем на Русь. А к десятому веку уже и вовсе укоренилась новая религия. Вот на языческом капище и построили православный храм. Частенько, именно на языческих капищах возводили церкви.
Но, увы, четыре века спустя, Византия пала, Османская империя завладела Константинополем, и в 1453 году торговля шелком замерла. Стала замирать и жизнь здесь. Люди уходили, храмы приходили в запустение.
В советское время об этом уникальном объекте вообще никто не задумывался. Но все проходит. Прошло и это. За последние пятнадцать лет многое изменилось. В далеком 2007 году, когда я впервые сюда попала, только-только жители села своими силами стали приводить храм в порядок. Самовольно сделали ремонт, потому что на их обращения власти не реагировали. А нужна была реставрация. Специалисты теперь сетуют, что была грубо сбита поздняя штукатурка, а под ней нарушена целостность древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки - тамги. Ну, что уж теперь-то сожалеть? Поезд ушел. Дай Бог сохранить, что осталось.
Сейчас храм действующий. Здесь много икон, все ухожено. Ни настоятелей, ни охранников нет. Жители села следят за порядком, везде таблички, что делать нельзя. Даже висят на крючках платочки и юбки. Самодисциплина налицо.
Появился мост, который я впервые увидела два года назад. Храм стоит на одной скале, а на другой поставили беседку-колокольню. От одной скалы до другой пройти надо по мосту. Как же это трепетно-тревожно и, в то же время, необычайно красиво.
Добравшись до беседки все ударяют в колокол. Громким раскатом разносится звон в горах. Бить сильно не надо, дабы не навредить своим перепонкам и окружающим людям, птицам, камням в конце-то концов. А вот загадать желание перед тем как ударить в колокол - можно.
Чтобы попасть на мост и к колокольне, надо пройти через храм, обойти его нельзя, с одной стороны обрыв. И туда из храма есть дверь. Думаю: "Зачем?" Придумать ничего не смогла. За мной зашла девушка и двое мужчин. Один запел что-то церковное. Я не разбираюсь в песнопениях. Как же красиво звучал его голос. Какая акустика! Сказочная.
Службы проходят редко. По особым дням. Главный праздник в храме проходит 6 мая.
Это День памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца - престольный день храма. Храм ведь освещен в честь Георгия Победоносца, самого почитаемого святого у осетин. В их традиционном веровании - это Уастырджи, покровитель воинов, мужчин. Есть и камень с изображением Святого в начале горы. Поэтому если хочется красоту богослужения увидеть и услышать,, то приезжайте 6 мая. А мы радовались, что мало народу было в пятницу. Обычно тут столько экскурсионных автобусов, будто паломничество какое-то: тянется и тянется вереница людей. Но, кстати, настоящих паломников тоже много бывает.
И вот интересный факт прочла:
16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.
Я, к сожалению, не видела. А вы?
Не хотелось отсюда уходить. Так бы и стояла как вкопанная, или как та колоклольня на краю обрыва, высматривая орла.