Шоанинский храм. Карачаево-Черкессия

По дороге в Махарское и Гондарайское ущелья, ехали через столицу Карачаево-Черкесской республики - Карачаевск и не могли не заглянуть в этот древнейший храм с историей и местом необыкновенной красоты. Когда стоишь тут у храма, построенного на отвесной скале, то теряешь ощущение реальности.

 

Вокруг горные хребты, вечные, как мироздание, и храм, уходящий своими корнями в далекие тысячелетия. Для этих гор, ущелий, бурных рек сотни лет проходят, как мгновение, и счастье оказаться сопричастным к истории тех времен, тех людей, которые жили 13 веков назад, ведь это они оставили нам в камне память о себе.

Но вернемся к нашей дороге. В семи километрах от Карачаевска есть село Коста Хетагурова. Проехав через него по указателю, не промахнетесь, дорога приведет​ к храму. Он там, высоко на горе. Большим автобусам экскурсионным за шлагбаум проезжать нельзя и идти надо пешком. А остальным транспортом можно подъехать ближе, но крутой подъем на гору, всё равно придется​ преодолевать пешим ходом. А как же? Дорога к Богу разве бывает легкой? Правда скамеечки по пути стоят. Кому здоровье не очень позволяет, то можно передохнуть и неспеша дойти до самого верха. Для автомобилистов справочка: дорога после шлагбаума хоть и не асфальтирована, а гравийка, но пройдет автомобиль с любой посадкой.

 

Храм виден издалека. Стоит он на юго-восточном отроге горы Шоана, на левом берегу Кубани. По названию горы и носит название свое храм. А меня так и тянет назвать его Шаолиньский. Созвучно же. Но ничего общего. Долго сомневались ехать ли нам сюда сейчас, или на обратном пути завернуть, потому что погода портилась и мы боялись, что вся панорама гор, да и сам храм будут затянуты облаками. Рискнули.​ Повезло. Хоть и присутствовала легкая туманная поволока, виды все равно были замечательные. Вокруг все склоны были усеяны цветами, преимущественно маргаритками, тысячелистником и еще какими-то маленькими белыми цветочками, которые источали тонкий медовый запах. 

 

Внизу раскинулось село. Тут живут осетины-переселенцы. При Александре II​ малоземельным крестьянам повально раздавали земли. Вот осетинам и дали тут наделы, а инициатором переселения был Леван Хетагуров​ - отец известного​ осетинского поэта. По сей день носит село имя Коста Хетагурова.

 

Взобравшись наверх, долго стояла всматриваясь в горы, ущелья. Вот показался орел. Как же он безмятежно парит над этой красотой. Эх, далеко был. Камера не взяла. Внизу в селе вьется лентой река Кубань. У нас ещё впереди посещение истока ее. Об этом я писала тут

Поднимаясь по горе к храму, встретились развалины. Здесь был монастырь. Это жалкие остатки его. В конце XIX века храм был объявлен церковью скита Александро-Афонского монастыря, и были пристроены помещения.​ Представьте, здание храма середины десятого века стоит, а от поздних построек практически ничего не осталось.

 

Раньше склон, по которому мы шли, был густо заселен. Об этом свидетельствуют​ многочисленные фундаменты. В храме осталось много древних погребений. Каким же образом​ образец классической византийской архитектуры — четыре несущие колонны, крестообразный купол, узкие окошки, оказался здесь, среди языческих аланских племен? Оказывается здесь было живое место, стратегическое, проходил Великий шелковый путь. По нему купцы из Китая в Среднюю Азию и даже в Европу везли интернациональную валюту​ — шелк. Постепенно, начиная с седьмого века, сюда стало приходить христианство. Намного раньше, между прочим, чем на Русь. А к десятому веку уже и вовсе укоренилась новая религия. Вот на​ языческом капище и построили православный храм. Частенько, именно на языческих капищах возводили церкви.

 

Но,​ увы, четыре века спустя, Византия пала, Османская империя завладела Константинополем, и в 1453 году​ торговля шелком замерла. Стала замирать и жизнь здесь. Люди уходили, храмы приходили в запустение.

В советское время об этом уникальном объекте вообще никто не задумывался. Но все проходит. Прошло и это. За последние пятнадцать лет​ многое изменилось. В далеком 2007 году, когда я впервые сюда попала, только-только жители села своими силами стали приводить храм в порядок. Самовольно сделали ремонт, потому что на их обращения власти не реагировали. А нужна была реставрация. Специалисты теперь сетуют, что была грубо сбита поздняя штукатурка, а под ней нарушена целостность древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки - тамги. Ну, что уж теперь-то сожалеть? Поезд ушел. Дай Бог сохранить, что осталось.

Сейчас храм действующий. Здесь много икон, все ухожено. Ни настоятелей, ни охранников нет. Жители села следят за порядком, везде таблички, что делать нельзя.​ Даже висят на крючках платочки и юбки.​ Самодисциплина налицо.

 

Появился мост, который я впервые увидела два года назад. Храм стоит на одной скале, а на другой поставили беседку-колокольню. От одной скалы до другой пройти надо по мосту. Как же это трепетно-тревожно и, в то же время, необычайно красиво.

 

Добравшись до беседки все ударяют в колокол. Громким раскатом разносится​ звон в горах. Бить сильно не надо, дабы не навредить своим перепонкам и окружающим людям, птицам, камням в конце-то концов. А вот загадать желание перед тем как ударить в колокол - можно.

 

Чтобы попасть на мост и к колокольне, надо пройти через храм, обойти его нельзя, с одной стороны обрыв. И туда из храма есть дверь. Думаю: "Зачем?" Придумать ничего не смогла. За мной зашла девушка и двое мужчин. Один запел что-то церковное. Я не разбираюсь в песнопениях. Как же красиво звучал его голос. Какая акустика! Сказочная.

Службы проходят редко. По особым дням. Главный праздник в храме проходит 6 мая.
Это​ День памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца - престольный день храма. Храм ведь освещен в честь Георгия Победоносца, самого почитаемого святого у осетин. В их традиционном веровании - это Уастырджи, покровитель воинов, мужчин.​ Есть и камень с изображением Святого в начале горы. Поэтому если хочется красоту богослужения увидеть и услышать,, то приезжайте 6 мая. А мы радовались, что мало народу было в пятницу. Обычно тут столько экскурсионных автобусов, будто паломничество какое-то: тянется и тянется вереница людей. Но, кстати, настоящих паломников тоже много бывает.

И вот интересный факт прочла:

16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная​ памятная монета​ номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.

Я, к сожалению, не видела. А вы?

Не хотелось отсюда уходить. Так бы и стояла как вкопанная, или как та колоклольня на краю обрыва, высматривая орла.