Шри-Ланка - земля благословенная или остров везения. Часть 1

Началось всё тоже с «серендипити» - невинный вопрос: как вы там?- адресованный новым обитателям острова – нашим согражданам, решившим поселиться в раю на земле, материализовался через пару дней в билет на самолет на новогодние каникулы на остров. Как я представляла Шри-Ланку перед поездкой? Маленький остров, отколовшаяся часть Индии с преимущественно индийским населением, сбежавшим туда от нашествия ариев с севера, бывшая португальская, голландская и английская колония с большим количеством чайных плантаций, оплот буддизма в Азии, 6-я параллель от экватора… и всё. Ну что ж, рюкзак за спину, английский оффлайн словарь в телефон, не забываем про пофигизм и настрой на расслабление – и вперед.

Шок от того, что шока нет


Раз Ланка – это где-то в Азии рядом с Индией, то должно быть так же шумно, гомоняще, сбивающе с ног, оглушающе. Но… Машина с заранее заказанным водителем везет нас из аэропорта по хорошей дороге, чистым улицам, мимо мелькают улыбающиеся лица аборигенов, за окном – ухоженные рисовые поля, ананасовые плантации и рощи кокосовых пальм.
Иногда встречаются коровы, но они жуют не мусор у дороги, а травку, максимум – что-нибудь органическое, выброшенное из окна проезжавшей машины. Всё мирно и спокойно. Дорожное движение более или менее отрегулировано, светофоров нет, все манипуляции происходят с помощью одного либо двух «бибиков», но при этом не создаётся гама, все вежливо маневрируют. Только иногда из-за поворота выскакивают на бешеной скорости высокие автобусы, из-за их больших фар кажется, что они весело улыбаются и вприпрыжку скачут по дороге, но и они сутолоки не создают.



Памятники ЮНЕСКО


В 1978 году правительство Шри-Ланки обратилось в ЮНЕСКО с просьбой включить страну во всемирную программу помощи по реставрации и консервации памятников старины. Три координальные точки созданного Культурного Треугольника, внутри которого находятся памятники 2000 летней давности, включают: Анурадхапуру-первую древнюю столицу Шри-Ланки на севере острова, Полоннаруву - средневековую столицу на востоке страны, Канди - последний бастион правителей независимого сингальского государства в центральной части острова. Внутри треугольника немало и других интересных древних объектов. Мы мчимся к первому из них–в Сигирию. Это город, построенный на скале высотой 370 м, с фонтанами, дворцами и террасами, по другой версии – это монастырский комплекс. По плану вход должна была украшать пасть льва, но успели сделать только лапы льва. Затем город покинули. Мы попадаем туда в страшный тропический дождь.



Деваться некуда – нас ждет оплаченный водитель. Достаем непромокаемые куртки, пытаемся закрыть ими фотоаппарат и сумку с документами, и ползем на скалу. Перед скалой – развалины древнего города, они затоплены водой. Надо подняться по лестнице, но сверху стекает вода, всё в легкой туманной думке, иногда проскакивают обезьяны, одиночные гиды под цветными зонтиками бродят в поисках туристов. Не покидает ощущение сюрра и чего-то нереального, неземного. Самое сложное – подъем на скалу. В процессе понимаем, что дождь бывает не только вертикальным, но и горизонтальным. Отдушина в середине пути – скала с древними рисунками.



А на вершине дождя нет, облака обходят ее как заколдованное место. Пытаемся в тумане разглядеть террасы, фундамент дворцов, ощущение пребывания на другой планете не покидает.



Следующие точки Культурного треугольника достаточно подробно описаны в интернете и на форумах, поэтому останавливаться на них не буду. Замечу лишь, что здесь при посещении даже недействующих храмах надо обязательно разуться и прикрыть ноги и плечи, это касается и мужчин. Традиции – прежде всего.



Наибольшее впечатление произвел маленький храм, в который привез нас водитель по моей просьбе, буддийский храм Наланда Гедиге. Храм находится в стороне от дороги, небольшой и уютный. После толп туристов здесь тихо и спокойно. Можно поклониться Ганеше и посидеть под деревом Бодхи. Этот храм - уникальное древнесингальское сооружение, был построен в самом центре острова. Он стоит на руинах монастыря и сочетает в себе два стиля - буддизм и индуизм. На стенах храма можно увидеть фигуры в эротических позах, что встречается крайне редко на Ланке. Короли Шри-Ланки женились на индийских принцессах, а храм был местом общего поклонения.



Чуть позже я приехала в еще одну древнюю столицу Шри-Ланки – Анурадхапуру. Советую всем: выделяйте на нее несколько дней, берите в прокат велосипед – и будет вам счастье. Территория руин – огромная, всё не пересмотреть, всё относится к разным историческим и культурным эпохам. Но старайтесь приехать туда в нетуристическое время, тогда может быть для вас случится «серендипити», и вы попадете в «Звездные врата», отдохнете в тени самого древнего дерева Бодхи, изучите много неизвестных тропинок. Мне посчастливилось уйти от популярных троп и среди зарослей найти дорогу к самой высокой точке в округе, откуда можно было увидеть все развалины как на ладони. Не бойтесь уходить здесь от популярных маршрутов, на Шри-Ланке нет ничего страшного, нужно только всё время поглядывать в разные стороны, и вы найдете что-то своё интересное.
На Ланке очень много мест, связанных с древнеиндийским эпосом Рамаяна. Я очень люблю индийские фильмы и сказки, поэтому не могла не проехаться по легендарным местам. Сигирия - одно из предполагаемых мест дворца злодея Раваны, где он прятал Ситу, жену Рамы – героя эпоса. Рядом с Эллой находится водопад Раваны и пещера, где была спрятана Сита, археологи даже находят подтверждения этому. Есть еще такие места, как Сита Эллия недалеко от Нуарелии, Адамов мост, соединяющий остров и материк, и многие другие места.



Волшебные пляжи


Познать Шри-Ланку нужно не только через памятники ЮНЕСКО, но и через природные красоты. Лучших пляжей, чем на «Далеком берегу» (так местные называют южную оконечность острова), я не видела, хотя побывала на многих морях и курортах. Нежный бело-желтый песок, теплое море, ласкающие волны, пальмы, под которой в зной можно спрятаться и утолить жажду кокосом с этой же пальмы (кстати, попробуйте королевский кокос, который растет только на Ланке). Можно выбрать тихий пляж, можно выбрать дикий пляж без каких-либо благ цивилизации, а можно пойти в тусовочное место, где Party не прекращаются круглые сутки. Каждому своё.



Толпы туристов из разных стран направляются сюда, чтобы покататься на сёрфе, заняться снорклингом (ныряние с маской) и дайвингом. Есть места и для виндсерфинга. Все развлечения за ваши деньги.
Но для меня самым интересным было наблюдать за рыбаками. На Шри-Ланке все пляжи являются общественной собственностью, отели не имеют права закрывать проход к пляжам туристам и всем желающим, поэтому рыбаки могут отправляться вплавь хоть напротив пятизвездочного отеля. Лодки по традиции очень узкие, я не смогла в ней поместиться, для равновесия сделан своеобразный противовес из буйка.
Рыбаки выходят в море и закидывают сеть, концы сети остаются на берегу. Через какое-то время люди на берегу начинают тянуть сеть из моря и частенько среди них можно заприметить и туристов. Если засечь время выхода рыбаков из моря, то можно купить на месте только что пойманную рыбу.



Животный мир


Если вы – любитель животных, то вы выбрали правильное место для путешествия. Карта острова пестрит от многообразия природных заказников и национальных парков. Можно приехать в любой из них, взять джип и гида, и проехаться по накатанным дорожкам. Уверяю вас, даже не выходя из машины, вы увидите огромное количество разных животных. Дорогу перебегают павлины,



у обочины в лужах прохлаждаются буйволы и иже с ними, на ветках – огромное разнообразие птиц, которые обитают только на Шри-Ланке, а между ними – наши перелетные птички, зимующие в этих краях. На обочинах тут и там – слоны, весело обгладывающие деревья. Вараны на острове а-ля наши кошки или собаки. Они ходят везде, где только можно, сидят на деревьях. Пару раз на тук-туках мы чуть было их не давили, а один раз наблюдали и вовсе великолепную картину – на дороге возле рыбной лавки сидел огромный жирный варан и ловил отходы после чистки рыбы. Бедный, ему потом даже передвигаться было тяжело. На рисовых полях всегда очень много белых птиц, похожих на цапли. Говорят, туда заходят и дикие слоны, везде против них стоят чучела, вот уж не знаю, боятся ли их эти великие животные.



Если приехать к 7 утра в Мириссу, то можно сесть на кораблик и отправиться на китовую тропу. Киты не подводят наших ожиданий и каждый день выплывают перед туристами, если повезет, то можно увидеть, как они взмахивают хвостами. Говорят, данная тропа – уникальная, нигде в мире киты не подходят так близко к берегу.
Можно посмотреть, как черепахи откладывают яйца: есть несколько пляжей, куда эти мудрые животные приходят столетиями, и одно из них – недалеко от Ранны в местечке Рикава. Вход на пляж платный, местные гиды с наступлением темноты рыщут по пляжу с красными фонариками в поисках черепах, как только находят, то ведут туда желающих группами. Людей с обычными фонариками безжалостно прогоняют, поскольку нельзя мешать черепахе делать своё святое дело. Она, похоже, понимает, что не одна, но продолжает заниматься тем, за чем пришла. Смотрит на нас своими мудрыми грустными глазами и надеется, что люди таки дадут ее потомству вылупиться и вырасти. Как только ямка зарыта, черепаха ползет к океану и с ближайшей большой волной невообразимо шустро погружается в пучину. Как-то в Мириссе после китовой тропы я зависла с местными на берегу и рассказывала, что видела черепах на пляже, а потом в море видела, как черепахи спариваются. Буквально в этот же момент кто-то нашел маленьких детенышей черепах на берегу без мамы. Местные тут же посадили их в корыто с водой, проверили, нашли одного с поврежденной лапой, здоровых выпустили в темноте в океан, а больного отнесли в специальную ветеринарную службу. Вот такая забота о ближних.



Еда


Еда довольна скучна и однообразна, особенно по сравнению с индийской. В местных едальнях обычно один и тот же набор блюд. А так как я стараюсь в путешествиях приобщиться к местной кухне и местным традициям, то пришлось с этой скудостью смириться и учиться есть руками. Но не научилась: мои пальцы так не могут изгибаться для захвата риса или макарон. Поражает разнообразие фруктов, многие произрастают только на Шри-Ланке, названия большинства я и не запомнила – но вкусно необыкновенно!



Не стоит отказываться, если продавец предлагает что-то необычное. Так я открыла для себя ананас со специями и солью и папаю, политую лаймом. Удивили сладости: это обычные булки и бисквиты, наследие метрополий. Как то на кораблике, который плыл по китовой тропе, я достала ланкийские сладости из рисовой муки, так все местные работники оценили мой выбор и наперебой стали угощать меня запасами домашней еды, рассказывать про китов и поить чаем. Чай, кстати, пьют с горячим молоком и большим количеством сахара. Привыкаешь раза с десятого.

Люди


Первое прилагательное, приходящее на ум, это счастливые люди. А как не быть счастливым в таком благословенном всеми богами и религиями краю? Даже если ты живешь в халупе и дальше рисового поля ничего не видел. Но по-настоящему счастливых людей я увидела на севере, в Джаффне, там, где еще недавно всё было под властью «тамильских тигров». Местные пережили все ужасы войны, сейчас здесь мир – и что может быть важнее? Взгляды этих людей нельзя описать. Может быть, только наши бабушки узнают себя в этих лицах…



На Шри-Ланке никогда не было каст, все равны и едины, образование бесплатное и доступное, поэтому если у ребенка есть способности, и родители не выгоняют его работать, то у него есть все шансы чего-то добиться в своей жизни. К сожалению, из-за закончившейся недавно войны с северными провинциями много умных ребят вынуждены были сразу начать работать, чтобы помочь родителям свести концы с концами. Интересно, что поколения старше 35 лет свободно говорят на английском языке, а молодежь – с трудом.
Традиции здесь довольно консервативные, буддизм и индуизм влияют на все стороны жизни. Например, до сих во многих семьях свадьбу устраивают только родители. Дети перед любым важным шагом советуются с домочадцами, бизнес стараются вести только со своими родственниками. Но, как говорят друзья, живущие на острове 2 года, иностранцам лучше не вести совместный бизнес с местными. Видимо, у них есть причины для таких слов. Вообще, все экспаты, живущие по несколько лет на острове, говорят, что ланкийцы мыслят узконаправленно, не могут просчитать альтернативные варианты развития ситуаций. Есть здесь и некоторые проблемы с чистотой, им достаточно вытереть грязную вещь просто тряпкой, без использования чистящих средств. Но вроде не слышала, чтобы кто-то жаловался на дизентерию.
Женщин, как и в Индии, не видно. Нет, они ходят по улицам, 20 лет как им разрешили работать, они повсюду - в отелях, госучреждениях, в транспорте, на рынке. Но за все три недели мне не удалось поговорить ни с одной ланкийской женщиной. Знакомая испанка со мной согласилась, она много раз пыталась жестами и улыбкой вывести женщин на разговор, но всё безрезультатно. Так что всю информацию об острове предоставляли мужчины.



Местные мужчины – это отдельная достопримечательность. Традиционная одежда – саронг - кусок хлопка, который определенным образом обматывается вокруг талии, и в итоге получается длинная юбка до пят. Еропейцы заставили местных мужчин надевать рубашки. Вот так они до сих пор и ходят – сверху рубашка навыпуск, а снизу – саронг, на ногах – сланцы. Так они приходят на работу в госучреждения, и даже награды получают – сама видела. Саронг не мешает ездить на велосипеде или скутере.



Мужчины- ланкийцы в основном маленького роста, мне достают до подмышек. Ужасно раздражало, что мужчины абсолютно не привыкли помогать женщинам. Только один за всю поездку помог мне вытащить рюкзак с высокой автобусной ступеньки. Пришлось утверждать европейские принципы, но российскими методами: когда заходили женщины с маленькими детьми, то я заставляла всех мужиков подниматься и уступать место, при этом переходя с английского на русский матерный и помогая при этом красноречивыми жестами. Подчинялись - иностранке ведь отказать трудно.
Ланкийцы не возят своих детей в колясках, они таскают их на руках, даже если ребенок вполне способен уже не то что сам ходить, но и прыгать и скакать. Для европейца – это непонятный принцип воспитания, со стороны кажется, что лет до 5 дети – абсолютно безвольные существа, живущие на плечах своих матерей.



Еще местные очень любят зонтики. Если светит солнце, они достают зонтик, если идет дождь, они достают зонтик, с зонтиками ездят на мопеде, на велосипеде и даже чинят линии электропередач.
Световой день здесь длится с 6 утра и до 6 вечера, в темное время суток жизнь замирает. Мне, «сове», с трудом, но пришлось подстроиться под этот график, чтобы всё успевать.



Большой проблемой стало то, что ланкийцы совершенно не умеют ориентироваться по карте, только по направлениям. Так что приходилось на основании их слов рисовать карту в своем воображении.