Шульган-Таш. Минус 1 миф.

Капова пещера или Шульган-Таш. Недавно там построили музейно-экскурсионный комплекс. Все его нахваливали, вот решили его посмотреть.

Приехали вечером, хотели остановиться на ночлег рядышком в палатках - не вышло. Всю территорию огородили, никуда не проехать - въезд на кемпинг платный. Есть гостевые домики, их много прям построили. Но мы же с палатками, поэтому ночевать уехали обратно в лес.

Музейный комплекс. Снаружи имитация пещеры - такой вот дизайн здания.

Внутри очень даже интересно! Собирают народ на экскурсию, входной билет недорогой. И экскурсовод рассказывает историю с момента зарождения жизни на Земле. Много разных инсталляций, можно что-то потрогать, поковырять, порисовать, пофоткаться - в общем, детям тоже будет интересно после экскурсии можно обратно зайти и самостоятельно всё разглядеть - а там есть на что посмотреть! Одними фотографиями сложно передать то, что там внутри происходит - это надо видеть!

Вход на территорию заповедника Шульган-Таш платный. Внутри небольшие музейные комплексы, посвященные пчеловодчеству и быту первобытных людей. На протяжении всего пути можно увидеть большие плакаты с упоминанием редких растений и животных/насекомых/птиц, которые встречаются в заповедники и считаются редкими. А также на больших плакатах ярко проиллюстрирован эпос "Урал-Батыр". На пути встречается всё тот же мамонт, дом чайный, дом мёда и пр. И беседка с чаем и бурзянским мёдом с блинчиками - для тех, кто проголодался и хочет вкусить прекрасный и самый вкусный мёд. Для справки: здесь сохранилось бортевое пчеловодство и бурзянские пчёлы находятся под охраной заповедника.

В пещере собирают туристов группами по входным билетам, выдают фонарики, сопровождает экскурсовод и рассказывает удивительные истории. В пещере прохладно, лучше взять с собой кофту. Я была в майке (было лето) - после уличной жары мне было хорошо. Показывают только первый зал, на другие уровни заходить нельзя, в целях сохранения микроклимата пещеры и сохранения уникальной наскальной живописи. Внутри всё оборудовано: дорожка, перила, лестницы. Наскальные рисунки - это не оригинал, а копии. Оригиналы на закрытых уровнях. Для справки: пещера уникальна своими наскальными рисунками, которые были сделаны первобытными людьми 15-19 тысяч лет назад.

А так выглядит пещера зимой. Зимой образовываются сталагмиты. На фото - их почти уже не осталось - очень часто туристы нарушают правила и обламывают их.

У входа в пещеру есть Голубое озеро, глубиной около 200м. Вода в ней считается лечебной и много историй, когда человек постоянно пьёт воду из озера и выздоравливает. Неудивительно, ведь она идёт из под земли и содержит большое количество минералов. Люди приходят с большими бутылями, чтобы набрать её. Всего в нескольких метрах от неё есть совсем маленькое озеро, которое считается мертвым. Из Голубого вытекает речка Шульган - ледяная, как и озеро, обычно туристы там тоже окунаются раза три с головой. Я тоже так раньше делала, но не в этот раз.

Выше я рассказала о том, что все знают и рассказывают всем туристам. А теперь реальный факт.
Река Шульган не вытекает из Голубого озера и начинается не из под земли. Исток реки находится в лесу за несколько километров до пещеры и она наземная! Течёт обычная речка, там ходят туристы и пасётся живность, а это в том чсиле: мусор, грязь, какахи и отходы. Потом речка уходит под землю и вуаля, со всей грязью с примесью минералов она выходит через озеро. А туристы её пьют. И лечатся. Логично, что говорят, что река мертвая и не содержит живность. Как бы всё это красиво ни звучало, факты остаются фактам и мало кто о них знает. А знают местные жители, но рассказывать об этом никому не выгодно.

Реконструкция заповедника - это, конечно, хорошо. Но это не даёт развиваться местному бизнесу - много оборудованных точек для магазинчиков, но они все пустуют - дорогая аренда для местных жителей. Осталась одна сувенирная лавка, но вроде и её выжимают. Есть сувенирная продукция внутри музея - но там дорого, как и в кафе. А местных лавок с едой почти не осталось.

В общем, всё как всегда, хотят сделать хорошо. Но для кого?