Швейцарские богатства

Временной отрезок между этим небольшим путешествием и размещением впечатлений на виртуальной бумаге составляет уже более трех месяцев. Поэтому мой рассказ – это не молодое красное восхищение и переполнение эмоциями, а выдержанное повествование, скорее рассуждение о событиях, вошедших в золотой фонд моей памяти.

Каждый ждет и получает от путешествий свое, несомненно положительное, как ни крути. Начиная от наслаждения комфортом и простым физическим отдыхом, моральной перезагрузки, продолжая пополнением запасов исторических знаний, судьбоносными встречами, грандиозными деловыми планами и десятками пунктов в этом списке. Швейцария как одна из богатейших в любых смыслах стран мира, вполне способна удовлетворить любые желания. В ее арсенале такие аргументы, как, разумеется, снежные Альпы с многочисленными курортами и простыми деревеньками, кристальные горные озера, разнообразие ухоженных городов, их архитектур и звучащих языков, современные технологии без противоречия вековым традициям, отточенный сервис и простое радушие, немецкая сдержанность и французская раскрепощенность, от мелочей до масштабности - гармония в разнообразии. Любая публика может быть довольна.
Но в дополнение к констативным атрибутам любой поездки все же инстинктивно главной вещью для меня всегда является уловить дух страны, ее людей и склада их жизни и сопоставить его со своим. Легко учуять тонкий шлейф этой уникальности, так же как и отвернуть от него нос. И это первый раз, когда обоняние подало сигнал о соответствии.
Что чему соответствует спросите Вы?
Необходимость в разнообразии заставляет меня поглощать города, страны, части света широко распахнутыми глазами и заряженным объективом фоторужья, насыщаться приключениями и запасаться историями и воспоминаниями о свободе, тогда как в Швейцарии хотелось просто находиться и ощущать ее вокруг. Это тот случай, когда итоговая оценка пережитому складывается не с учетом количества увиденных достопримечательностей, а в результате виртуального погружения в повседневную среду жителей этой страны.
И речь здесь не о том, что может возникнуть желание жить в одном из самых успешных и благоприятных государств, а о чувстве уюта и домашности. Как раз в развитие вышесказанного о соответствии – русский человек в швейцарской среде, на мой взгляд, очень гармонично выглядит внешне и чувствует себя изнутри. Простите, классический русский человек – знающий истинные ценности, сдержанный, с суровой и холодной оболочкой и безумным океаном духовных возможностей.
Архитектурным выражением и отражением этих черт в соотношении со всей Швейцарией для меня стал Цюрих. Небольшой, скорее компактный, неторопливый, неброский, возможно мрачный, но по-мужски элегантный и аккуратный. Не самые, на первый взгляд, подходящие эпитеты для русских детищ. Всему объяснение равновесие, в котором находятся эти качества, впитанные от живущих в нем людей, с гостеприимством, душевностью и многогранностью.
Немного работы над собой, и возможно у нас на родине было бы достигнуто подобное равновесие??
При этом, с удовольствием отмечу ненавязчивый бонус: находясь на швейцарской земле при получении ответа на вопрос, откуда ты, ассоциативный ряд в голове твоего собеседника превращается не в заметки о русских морозах, напитках и девушках, а милейшее и уважительное подмигивание соотечественнику Набокова и Рахманинова. Ей богу, это словно тончайшие родственные ниточки.
При необходимости более живой и чувственной атмосферы открыты пути на юго-запад и юго-восток страны, в кантоны французского шика и сказочности, итальянской страсти и эмоций. Но снова, я не приметила крайностей, а только влияние, некое опыление. Совершенно непохожие на Цюрих Женева и Монтре, в которых мне удалось побывать, - это изящная архитектура, множество бутиков и отелей, ароматы слоеной выпечки, звуки французской речи, ничтожные километры до границы с Францией и абсолютное отсутствие ощущения нахождения на французской земле при всем сходстве.
Маленькая Швейцария, как огромная многонациональная Россия, совместила в себе разные традиции, культуры и языки, но через многие столетия преобразовав их в собственный стиль. И теперь вполне естественно, что «немецкий» Цюрих сдержан и приветлив, «французская» Женева утонченна и рассудительна, а «итальянский» Лугано…возможно мне еще предстоит узнать. Посчитаем за хорошую примету желание вернуться однажды в то место на Земле, которое хранит для тебя добрые воспоминания и необходимость новых познаний.