Скала Адам и Ева, пещера Ак-мечеть – сакральные загадки, овеянные легендами

Сколько потопов – столько легенд, сколько гор – столько и ковчегов, и у каждого народа в этой истории есть свой спаситель, свой Ной.
На юге Казахстана, совсем недалеко от Шымкента, есть овеянная бесчисленными легендами и преданиями, скала-загадка Адам и Ева, стоящая у подножия таинственной горы Казыгурт.

Ну и конечно никак нельзя обойтись в этом случае без интриг, зависти, и коварства в борьбе за право быть и называться горой-пристанищем спасительного ковчега. Сильные и высокие горы жестоко бьют слабую, осколки разлетаются в разные стороны, скалы рассыпаются, и одна из скал тоже была разбита, и её осколки долетели до подножия Казыгурта, и ударили они в то место, где были Адам и Ева. Но Адам своею спиной закрыл Еву от осколков, а они оставили на нём свои многочисленные отметины…

Уже вечерело, местность постепенно окрашивалась в цвета заката, но паломников, желающих прийти на поклон к скале было ещё много - автобусы один за одним подвозили новые группы к этому, считающемуся сакральным, месту. Наша группа в сопровождении местного гида двинулась по направлению к священной скале. Пологая тропинка вела вверх и налево, и мы, повинуясь гиду, сначала обогнули саму скалу Адам и Ева, а затем направились чуть выше, к другой скале, где был проведён молебен.

После чтения сур из Корана всем было предложено немного отдохнуть, поразмыслить, подготовиться к таинству, ради которого паломники преодолели все препятствия на своём пути к цели. И только после этих обязательных ритуалов мы с трепетом и волнением направились на порог того испытания, ради которого мы все сюда так стремились. Нам предстояло преодолеть свои страхи и предрассудки, и через узкую расщелину пройти сквозь скалу. В народе считается, что это даётся людям с доброй душой и с благими намерениями.

И вот гид разрешает сначала мужчинам приступить к ритуалу, и первые двое шагнули в неизвестность. Я шёл третьим, но вдруг уже внутри скалы, мужчина, идущий прямо передо мной, испугался, у него началась истерика, и он стал требовать выпустить его. Пришлось вернуться к началу и выпустить его. Видимо человек не был психологически готов оказаться в столь стеснённых обстоятельствах, а возможно у него клаустрофобия.

Расщелина внутри неровная, довольно узкая и извилистая, её прохождение требует внимательности, смекалки, осторожности, спокойствия, умения правильно дышать и управлять своей грудной клеткой. Как оказалось, далеко не все всерьёз представляют себе, что их ждёт в этом ритуале-испытании. В этот раз сквозь скалу прошли почти все, в том числе и мне повезло оказаться в числе этих счастливчиков!

На обратном пути гид привёл нас к роднику, где предложил очередной ритуал – нам предлагалось отведать водицы от всех трёх впадающих в родник ручьёв. Каждая вода – со своими уникальными свойствами и отличительным вкусом! После того, как я немного передохнул у родника, и испил его разные воды, я испытал чувство глубокой благодарности к Природе, и к людям, через которых мне это благо познания оказалось дано, и чувство облегчения – ведь именно в этот день и час реализовалась эта моя давняя многолетняя мечта!

Новый день – новый путь, теперь к пещере Ак-Мечеть - ещё одной загадке Матери-Природы.
Сравнительно недолгий переезд из Шымкента по хорошему шоссе, и вот мы уже на месте. Со стороны парковки пещеры не видать, мы идём к ней сначала по длинному тротуару, затем поднимаемся по лестнице, и вот мы у входа. Табличка предлагает нам воспользоваться каской, здесь, видимо, небезопасно.

Со смотровой площадки спускаемся вниз, метров на 10, здесь пещера встречает нас островком высоких деревьев и горкой обвалившихся камней. Оглядываемся вокруг, и я чувствую, как у меня дух захватывает от открывшейся перед глазами картины! Масштабы Ак-мечети поражают воображение – она просто огромна! Высокий, метров под 30 потолок, большущий зал пещеры – на глаз метров 160-170 в длину, и метров 70 в ширину. Пещера выглядит просто потрясающе!

В той части пещеры, что ближе к входу – более свежо и светло, во второй половине – значительно темнее, чувствуется сырость и прохлада, хотя на поверхности жара больше + 30. С потолка пещеры во многих местах капает вода, хотя на поверхности нет даже намёка на влагу.

Пока ходил по залу пещеры, я несколько раз останавливался в самых разных её уголках, чтобы лучше впитать в себя эти новые для себя ощущения небывалого и уникального, попробовать прочувствовать это редкое явление Природы, воспринять целостность Ак-мечети, почувствовать её дыхание, уловить её пульс. Она – живая!

По легенде – в давние времена здесь якобы была большая подземная мечеть с многочисленными подземными ходами. Но однажды произошёл обвал, ходы завалило, мечеть опустела, а на поверхности появился большой просвет, через который теперь и оборудован вход для посетителей и страждущих паломников, приезжающих сюда на молебен. Заваленных ходов я не заметил, а вот людей, желающих посетить пещеру, в этот день было довольно много.

Местом следующего нашего туристического интереса стал самый первый в Казахстане заповедник - Аксу-Жабаглинский, который был создан ещё на заре Советской власти - в 1926 г.

Поздно ночью мы добрались до посёлка Жабаглы, где находится администрация заповедника, а рано утром мы искупались в этом довольно милом бассейне

и позавтракали в отеле, где остановились, а в холле ресторана увидели вот такой экзотический экспонат.

После чего мы направились в гости на турбазу Руслан, её вы легко можете найти на картах Google. Примечательна она тем, что, во-первых, находится непосредственно у подножия гор, во-вторых – тем, что вам здесь предложат полный комплекс услуг, включающий получение разрешения на посещение заповедника, без которого вас никуда здесь не пропустят.

Мы тоже направились в администрацию за разрешением, с большим интересом посетили местный музей, немного погодя получили разрешение на посещение, оплатили услуги гида и водителя, и выехали непосредственно к самой знаменитой и наиболее востребованной у туристов достопримечательности заповедника - каньону Аксу.

При планировании посещения заповедника, туристам, особенно иностранным, следует обязательно иметь ввиду несколько существенных составляющих путешествия в Аксу-Жабаглы: 1. Разрешение – его получают заранее, запрос на посещение, как правило, отправляют дней за 10 до планируемого приезда; 2. Время – даже на одну поездку к каньону Аксу уходит 6-7 часов, т.е. целый день, а учитывая, что мест интересных здесь много, то нужно будет заранее определиться со списком и календарём; 3. Отели – их здесь совсем немного, и мест тоже, поэтому бронируйте номера заранее.

В Аксу-Жабаглы очень богатый и разнообразный растительный и животный мир, перечислением которых я не стану утомлять читателей, всё необходимое подробно представлено на многочисленных сайтах.

Сам каньон имеет протяжённость на десятки километров, и наполнен бесчисленным множеством красивейших пейзажей, но, чтобы их увидеть, понадобиться провести несколько дней в постоянных поездках и походах.

Для полноты картины о каньоне мы с товарищем посетили оба его берега, и проехали ещё в нескольких местах по его нижней части. И эти поездки по Аксу-Жабаглинскому заповеднику оставили у меня самые разные впечатления, и краски во всех этих местах тоже оказались разными.

Где-то больше растительности или скал, где-то воды или высоты. Но все эти замечательные картины дарили мне незабываемые эмоции, создавали яркие впечатления!

Удивительно было наблюдать - столько красивых мест, и все они практически, кроме заповедного участка каньона Аксу - никем не обустроены, не ухожены, и соответственно не востребованы массовым туристом. А в самом заповеднике крайне ограниченная пропускная способность, множество ограничений, отсутствует туристическая направленность. Впечатляющая красота, огромный туристический потенциал – и такой, прямо сказать, слабый результат.

Проведя несколько дней в путешествии по Аксу-Жабаглинскому заповеднику, мы направились на самый юг области – на берега Шардаринского водохранилища. Как сказали друзья – на Шардаре/Чардаре такая рыбалка, что просто невозможно остаться без улова. И забегая вперёд, могу подтвердить, что это так и есть.

Добрались до места мы уже поздно ночью, поставили палатку, рыбаки расставили свои снасти, а я пошёл искупаться.

Стояла полная Луна, и рыбаков на берегу было немного, все на приличном расстоянии друг от друга. В течении ночи я прошёл и познакомился с каждым из них, поинтересовался результатами рыбалки, кто на что ловит.

Шардара - излюбленное место рыбалки в Южном Казахстане. Особенно везучие за ночь даже с берега умудряются наловить полный мешок разной рыбы. Особенно ценится сазан. Когда рано утром я в очередной раз проходил по берегу, у одного рыбака крупная рыбина килограмма на 3 сорвалась с крючка и уплыла, а у другого утащила за собой даже спиннинг! Но были и те, кому повезло в эту ночь больше всех, например - вот этому удачливому рыбаку.

При поездке на Шардару стоит иметь ввиду, что путь сюда неблизкий, и здесь жарко, босиком по песку ходить просто невозможно. Солнышко здесь очень яркое и горячее, спрятаться от него практически негде, а обгореть можно буквально за 10 минут. Зато купаться мне было невероятно комфортно, ведь вода здесь и ночью, и днём - очень тёплая!

Поездки по ЮКО у меня в этот раз оказались очень насыщенными, наполненными калейдоскопом картин и событий, новым опытом творческого и профессионального общения, значительно пополнили мой туристический и походный опыт. Конечно, здесь остаются ещё много интересных и привлекательных для увлечённого туриста достопримечательностей, и улетал я из Шымкента с мыслью о том, что обязательно вернусь сюда вновь!