Ученые нашли место, где проседает земная кора
Литосфера, то есть твердая оболочка Земли, способна «просачиваться» в недра. Такой процесс сейчас происходит под американским Средним Западом. Здесь расплавленные массы копятся в верхней части мантии, как показывают наблюдения, выявившие истончение литосферы в этом регионе.
Литосферное «просачивание» происходит в особенно стабильных платформах земной коры — кратонах. Именно кратоны считаются ядрами, вокруг которых формируются континенты. В настоящее время известно о существовании около 35 кратонов.
Процесс литосферного просачивания происходит, когда нижняя часть земной коры разогревается до определенной температуры. Порода плавится, и образуется «капля», которая, накопив достаточную массу, отрывается и устремляется вглубь планеты.
Явление не вызывает у геологов беспокойства, и он встречается и в других частях мира. В Андах и на Анатолийском плато Турции процесс приводит к изменениям на поверхности, указывающим на активность в недрах. «Такие вещи важны, если мы хотим понять, как развивалась планета за длительное время. Это помогает понять, как формируются континенты, как они распадаются», — объясняет геофизик Торстен Беккер из Техасского университета в Остине.
Моделирование показало, кратон под большей частью Северно-Американского континента постепенно истончается. Но почему же так происходит? По словам ученых, около 600 км от кратона, древняя тектоническая плита Фаралон погружается под североамериканскую тектоническую плиту, то есть происходит процесс субдукции. Он продолжается сотни миллионов лет, и на данный момент плита Фаралон почти полностью субдуцирована — большая ее часть находится в нижней мантии под североамериканской плитой.
Предполагается что из-за плиты Фералон крупномасштабные потоки мантии перенаправляются и срезают нижнюю часть кратона, ослабляя его. Хотя центр истончения находится под Средним Западом США, этот процесс оказывает влияние на весь кратон. Впрочем, из-за больших временных рамок процесса — миллионы и даже миллиарды лет — он вряд ли повлияет на жителей континента в ближайшие поколения.
Дрожь Земли: насколько опасны землетрясения — и где ждать новые?