Скифский Алтай. Часть 1


Скифский Алтай.

Введение.

Не совершу открытия, если напишу, что Горный Алтай необычайно красив. Проехав через полстраны до Бийска, недалеко от которого родился русский писатель Василий Шукшин, по железной дороге, садишься на уже на машину и по Чуйскому тракту – в Горный Алтай. Повернуть на Чемальский тракт. Справа и слева высокие горы, слева совсем рядом Катунь. Многочисленные турбазы и поселения примыкают к дефицитным территориям между рекой и горами. Доезжаешь до знаменитого Чемала со знаменитым монастырем на горах - на острове Патмос, чуть далее- полуразрушенная ГЭС, такой вот ещё бренд Чемала. Здесь река Чемал впадает в Катунь.



Фото: Алтай виды , ГЭС

Алтайская легенда о Чемале и Катуни.

Спорили брат Чемал с сестрой Катунью у кого воды сильней и кому земли Алтайские за отцом, ханом Алтаем наследовать. Сказал Чемал: "Мои прозрачно-зеленоватые воды-крови благородны и чисты – быть мне первым в нашем роду, а в твоих водах, сестра, то мутно-белых, то бирюзовых столько всего перемешалось". Предложила тогда сестра Катунь: "Давай, братец, побежим с гор двумя потоками друг другу навстречу, сшибемся в схватке и посмотрим: чья возьмет". Помчались они с гор быстрыми потоками, налетели друг на друга, но поглотила Катунь воды Чемала в своих белопенных водах- кровях. И стала она в своем роду первой.


Если отойти от понятия «брат-сестра», то так, наверное, и перемешались крови первых русских казаков-скифов, пришедших без женщин на Алтай, и местных восточных красавиц. Поглотила ту русскую кровь восточная, и это видно по внешнему виду алтайцев. Но скифская генетика никогда не покидала многих местных жителей.



фото: Алтай



Патмос. Храм Иоанна Богослова.

У названия острова есть своя интересная история. Когда храм еще стоял на берегу реки Катунь, монахи избрали этот кусочек суши местом для уединенных молитв. Безымянный в то время остров величественно возвышался почти посередине реки. В 1855 году его освятил епископ Парфений. Остров назвали в честь Патмоса в Средиземном море, на котором Иоанну Богослову было дано откровение Спасителя. В своих ведениях пророк увидел не только апокалипсис, но и два парящих над водой острова с храмами на них. Именно поэтому на освещенный остров позже был перенесен храм с берега Катуни. В советское время храм разрушили, но сегодня он вновь стоит возрожденный, а на берегу Катуни построен женский монастырь, который соединен с островом сильно качающимся подвесным мостом. Стоит пройти по шаткому мосту ради двух икон. Одна из них чудесным образом самовосстановилась, а другая стала мироточить после освещения обновленного храма. Есть свидетельства того, что они чудотворные. (Подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/259786/respublika-altay-selo-chemal-dostoprimechatelnosti). Храм на алтайском Патмосе очень напоминает знаменитые греческие Метеоры.



Фото Патмос

Если у Чемала повернуть в урочище Ареда, то откроются необыкновенные красоты. С гор спускаются объединяясь две реки: Чемал и Куба. Вокруг горы. Места для пансионатов-турбаз мало. Народа мало. Поэтому вокруг стоит необыкновенная тишина, которую прерывает лишь монотонный шум горных рек.


Фото: Куба




Общая гипотеза.


Много лет назад сюда пришли военные поселенцы с Руси (по крайней мере, в эпоху нашей эры! А не мифических сотнях лет до.- Авт.). Их могли называть (или сами себя так называли), как угодно: казаки, скифы, ордынцы… Скорее всего, перемещались транзитом на территории, занимаемые современными Монголией, Китаем, Индией. Места здесь на Алтае необычайно красивые, но жизнь далеко не сказка. Особенно в то относительно старое время. Не так много мест для земледелия, разве что в современном Алтайском крае. А в Горном Алтае земля может прокормить не очень много родов и семей, её мало. Раздолье для кочевников, но и число их, пасущих лошадей на заросших склонах гор, а крупный рогатый скот в ущельях, урочищах, на относительно небольших свободных от камней и удобных территориях, невысоких склонах, достаточно ограничено. Люди здесь, особенно в то время, могли существовать и обеспечивать себя продовольствием и, вообще говоря, жить в безопасности только в рамках другого большого внешнего по отношению к Алтаю государства. Все последние исследования говорят (на основании раскопок курганов), что количество военных поселенцев в Горном Алтае в Чемальском районе и окрестностях не превышает 1000 человек. Многие говорят о 300-400. Людей явно недостаточно для создания самодостаточного сильного государства с иной самостоятельной культурой. Но достаточно, чтобы в рамках более сильного внешнего государства выполнять важную военную или торговую функцию. Тут можно вспомнить о военных походах скифах-казаков в район современных Индии, Тибета…и возвращении обратно. О торговых Великом шелковом и других путях, которые требуют не только защиты, но сопровождения мирного: тоже нужны стоянки, еда в дорогу, лошади и прочее. В Горном Алтае как раз для этого вдоль гор есть Чуйский и Чемальские тракты, сама Катунь, как водная дорога на отдельных участках. Все транспортные пути нужно и охранять, и поддерживать в нормальном состоянии, при этом обеспечивая себя самих всем необходимым, так как развитые центры Орды-Татарии, Китая, Тибета отсюда слишком далеки. Исходя из этого понятно, почему скифы алтайские слишком близки и к скифам европейским, а местная алтайская культура так близка не только к культуре соседей, но к культуре европейцев (славян-скифов). Есть, конечно, и специфика. В те давние времена, когда казаки-скифы приходили на Алтай, то вряд ли с ними было много русских женщин (амазонок, скажем.-Авт.). Казаки, скорее всего, брали жен из местных немногочисленных племен или приводили женщин из соседних районов. В итоге сложилось смешанное население, у многих из которых есть скифские (славянские) корни. Европейская внешность «отцов» и тогда была, наверное, не сильно заметна: дети чаще были похожи на матерей. Но сохранившиеся элементы культуры, быта просто «кричат» о связах алтайцев с внешним миром. Просто по внешности нельзя делать глобальные выводы! Необходимо активно проверять и генетический материал, который сохранился здесь. Во многих курганах лежат люди с неевропейской внешностью, но кто сказал, что их отцы-деды не славяне? Но даже если судить по внешности, то более половины найденных останков людей в курганах Алтая-европейцы, в том числе и «алтайская принцесса».

Если судить по исследованиям профессора Клесова, то получается, судя по найденному почти на Алтае генетическому материалу «классических» скифов(«древних» алтайцев-скифов), то они на 90% «арийцы», то есть на 50% русские(белорусы, украинцы, поляки) по гаплогруппе R1a([1.]). Клёсов вполне может ошибаться в хронологии, так как часто калибрует свои хронологические исследования по разным сомнительным эталонам, принятым в традиционной истории, чья «древность» не доказывается независимыми методами или основывается на методах, которые дают сильную погрешность и далеко не 100%-ую вероятность. Но в чем он-«профи», так это в исследовании генетического материала без сильной привязки к хронологии. В исследованиях Клесова уверенно можно говорить об относительной хронологии, как и в исследованиях с помощью радиоуглеродного метода, где, если не учитывать явные фальсификации и некорректной выборки материала, есть тоже проблемы в эталонах.

Даже среди современных алтайцев мы видим следущее: «У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 53% у южных алтайцев и 38% у северных алтайцев». [10.]

Поэтому можно говорить о сильных исторических связях ВСЕГО местного населения со славянами (несмотря даже на внешность). Тем более местное неевропейское алтайское население без нажима искренне в значительной степени исповедует Православие, а не только шаманизм (в последнее время местное руководство активно продвигает «белый шаманизм» в противовес Православию.К сожалению. – Авт.).



Все Фото: Алтай урочище Че-Чкыш с петроглифами и без

автор: Батарин Владислав. Часть1

Источники.

1.http://pereformat.ru/2013/06/kto-takie-skify/

2.Тайны древних курганов Алтая. В. Э Кыдыев. Издатель Ак Чечек, 1998.

3.Миронов В.С. Культура населения долины средней Катуни в скифское время. http://zaimka.ru/mironov-scythian/

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

5.https://znaxar.com/articles/19274-zagadki-plato-ukok-tainstvennoe-mesto-gornogo-altaya.html

6.http://world-jewellery.livejournal.com/31716.html

7.Татуировки. Н.Полосьмак "Всадники Укока". Н.Полосьмак работы: "Татуировки у пазырыкцев", "Пурпур и золото тысячелетий", "Птицы в татуировках пазарыкцев" .

8.Л.Л. Баркова, С.В. Панкова.Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов.(новые материалы).// АЭАЕ. 2005. №2 (22). С. 48-59. http://kronk.spb.ru/library/barkova-pankova-2005.htm.

9.Ю.Ф. Кирюшин, Я.В. Фролов. Памятники скифского времени (VI-III вв. до н.э.) на территории Павловского района. http://new.hist.asu.ru/skif/pub/stat/frolov8.html

10.Алтайцы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B