Столбы Мань-Пупы-Ньер - чудо в Печоро-Илычском заповеднике




Впечатления, которые остаются от посещения этого чуда России нельзя забыть. Семь каменных великанов, оторванных от суеты и сосредоточенно вглядывающихся в окружающую тайгу. Дождь, снег, холод или жара им нипочём. На плато, где стоят великаны, почти всегда ветрено. Ветер, касаясь каждого великана, поёт песню, У каждого великана мелодия песни отличается. Ведь недаром ученики мансийских шаманов во время "выпускных экзаменов" должны были провести несколько дней в одиночестве на вершине этой горы, открытой всем ветрам, среди голосов этих каменных великанов.
Для туристов есть два варианта, как туда добраться - один от места впадения реки Ыджид-Ляга в Илыч, куда подходит проложенная купцом Сибиряковым больше 150 лет назад дорога, которую так и называю - Сибиряковка. Она пересекает Уральский хребет в самом удобном месте и связывает бассейны реки Печора и Обь. Туристов на лодках довозят до начала этой дороги. Потом начинается пешеходная часть, около 40 км в одну сторону. Сначала группа идёт по дороге, потом, когда до Мань-Пупов остаётся меньше двадцати километров, сворачивают с дороги и идут по просеке почти до самых останцов. Этот маршрут пересекает довольно значительную часть заповедника и поэтому количество туристов на нём не может быть большим.
Другой маршрут, более традиционный, начинается в одной части света, в Азии, и заканчивается в Европе, у каменных великанов. По заповеднику он идёт меньше, туристы ходят здесь чаще. Обычно туристы стартуют в Азии, около реки Ауспия (около 200 км от Ивделя по старым лесовозным дорогам), вдоль неё идут на Главный Уральский Хребет, и по Хребту мимо перевала Дятлова и горы Отортен доходят до горы, дающей начало Печоре - горы Печёрья-Талях-Чахль. Отсюда начинается тропа, ведущая к столбам через территорию заповедника.
Более подробное описание маршрутов и разрешённое количество посетителей можно посмотреть на сайте Печоро-Илычского заповедника http://www.pechora-reserve.ru/marshruty
А мы пойдём по традиционному маршруту.
Впервые можно увидеть столбы с вершины или склона горы Отортен. До них ещё около 50 километров по прямой, но грандиозность уже ощущается.



При дальнейшем движении почти по осевой линии хребта можно хоть сто раз переходить из Европы в Азию и обратно, но этого не нужно. Прямо с дороги видно бескрайние просторы Сибири, красивые панорамы Европейской части России. Приблизительно километров через 20 после Отортена дорога приближается к границе Печоро-Илычского заповедника и идёт вдоль неё. Граница отмечена яркими указателями.



Около горы Печёрья-Талях-Чахль дорога разделяется. Одна идёт дальше на север, вдоль границы заповедника, проходит мимо памятного знака "Европа-Азия", установленного недалеко от истока реки Печора, и километров через 30 теряется на хребте. Кстати - насчёт знака "Европа-Азия" - это единственный знак, на котором надпись "Европа" обращена к Азии, а надпись "Азия" смотрит в Европу.



А наш маршрут налево, к столбам. Здесь тропа уже идёт по территории заповедника, и при передвижении необходимо стараться оставлять как можно меньше следов своего пребывания, даже разговаривать громко не рекомендуется. Сначала тропа идёт вниз и доходит до слияния верховьев реки Печора с ручьём, который течёт прямо от столбов-великанов. В месте слияния оборудовано место для костра и отдыха. После этого надо перейти Печору (в некоторых местах здесь, у истока, Печору можно просто перепрыгнуть, не замочив ноги) и подниматься к столбам. Через несколько километров тропа выходит из леса и начинает идти по горной тундре, усыпанной зарослями черники и голубики (когда ягода созревает, на этих полях, усыпанных ягодами, можно увидеть клюющих ягоды птиц - куропаток, тетеревов, рябчиков или глухарей). Потом тропа подходит к кордону заповедника, где специально выстроена большая изба для размещения групп туристов.



Рядом с ней - беседка со столом. Здесь группа может переночевать, если заповедник дал ей такое разрешение.
А теперь начинается самое главное.
От кордона надо пройти по тропке чуть больше километра, чтобы дойти до великанов.



Слева видна южная группа скал, на которую люди практически не обращают внимания, хотя эти скалы очень живописны.



Все стремятся к "главным великанам". Они начинают появляться постепенно, сначала выходит из-за перегиба первый, затем начинают появляться остальные. Вот они всё ближе, ближе. Первый останец стоит немного наособицу. Не верится, что природа могла создать такое. Нижняя часть у него узкая, затем он начинает расширяться и вздымается в небо на высоту 28 метров.



Ветер что-то пытается сказать, но чтобы его услышать, надо остановиться и просто молча постоять несколько минут. От первого великана идём к остальным, которые расположены группой. Кажется, что вот они, рядом, но когда идёшь к ним, понимаешь, как обманчиво впечатление. Вот они, всё ближе и ближе, всё выше и выше. Они стоят на краю плато, перед началом крутого спуска.



Если приглядеться, то можно увидеть лица, которые смотрят на лесные просторы внизу.



Прикоснувшись к ним, чувствуешь, что эти великаны тебя просто не замечают. Время летит мимо них, а они стоят и наблюдают.



И ты рядом с ними тоже теряешь ощущение времени. Вроде вот, ты только подошёл, а уже прошло больше часа. Понимаешь, что такое место - это действительно место заповедное, что тут ничего не надо менять, что толпы людей здесь просто неуместны. Хочется стоять и наблюдать. Особенно сильное впечатление великаны производят на закате.



Летом на плато не наступает полной темноты - почти до конца июля ещё продолжаются белые ночи.



Как не хочется уходит - но надо. Бросаем прощальный взгляд.



Но с середины августа над великанами ночь уже простирает свой полог.
И этот полог не омрачает никакой посторонний свет. Горизонт черный, и только звёзды и великаны ведут свой нескончаемый диалог.
Даже в плохую погоду, когда плато с великанами закрывает туман, великаны продолжают смотреть на тебя.



После общения с ними уходишь с этого места какой-то притихший. Человечество кажется пылинкой, пролетающей по времени рядом с ними. Как хочется, чтобы они и дальше стояли и наблюдали за нами! А мы постараемся их сохранить для наших детей, внуков и всех последующих поколений.
Читайте также