Стремящийся в небо. Гонконг




Гостиницу я забронировала через один популярный у самостоятельных путешественников сайт: мой выбор пал на хостел на материковой части, недалеко от переправы на остров Гонконг, но об этом - ниже.
Из трех дней, запланированных на осмотр Гонконга, собственно на сам город осталось только два, поскольку всё остальное время занял перелет: «прямой» рейс из Москвы был слишком неудобным, так что, мне пришлось лететь с пересадкой. В среднем путь в одну сторону занял около 17 часов. Из аэропорта я довольно быстро, доехала до станции Чимсачёй (Тсым Ша Тсуй), возле которого и располагался мой дом на ближайшие две ночи.
Итак, гостиница (или, скорее, общежитие) находилось в многоэтажке: на нижних этажах располагались всевозможные торговые павильоны, а на верхних – собственно, сами комнаты. Поскольку я только-только прибыла в это место, разобраться, что к чему было непросто. С «распечаткой» письма-приглашения с адресом хостела, я обратилась к охране. Напрасно говорят, будто в Гонконге, бывшем английской территорией до 1997 года, все говорят по-английски так же хорошо, как и по-китайски: тонкостей, что не все лифты ходят на все этажи, я понять из невнятной речи стражей кулуаров не смогла. И поэтому угораздило меня приехать не на 13 этаж, где размещался нужный мне офис, а на 14, всего этажом выше. Передо мной не было ничего, хотя бы отдаленно напоминавшее приемную хостела или гостиницы. Я прошла по периметру этажа…Круге на третьем меня обуял ужас: как отсюда спуститься?! Лестницы завалены какими-то коробками, одна из кабин лифта тоже, а тот, на котором я приехала, упорно не желал второй раз прибыть на 14 этаж. Мало того, что не тот этаж, так еще и не тот сектор: в Гонконге, а возможно и в других провинциях Китая – в зданиях существует не только вертикальное деление по этажам, но и горизонтальное по секторам с буквенным кодом. Сектора эти не везде обозначены, выглядят они одинаково: коридоры, коридоры, лестницы, сушится белье, мусор, хлам…




Сказать, что я ругала себя за скупость при выборе номера в этом хостеле – не сказать почти ничего. В тот момент, когда я металась в панике по этажу, из одной из дверей вышел неопрятного вида китаец, видимо проживавший там уже не первый месяц. Как к единственному живому существу, я кинулась к нему за помощью, но нас разделял высоченный языковой барьер, даже язык жестов мне не смог помочь.
«И что мне дома не сиделось…Выходные же, в лес бы съездила лучше, грибы, клубника», - думалось мне... И вдруг – о, счастье! – двери лифта открылись на этаже, где я застряла. В тот момент я уже чуть не плакала от нелепости ситуации, и с облегчением заскочила в кабину, спустилась вниз. Со второго раза все же удалось попасть на нужный этаж и заселиться в свой номер, но впечатления были очень яркими! Сейчас об этом смешно вспоминать, а на 14-м этажа неизвестного здания, в чужом городе, где ты всего пару часов как очутился, да еще и без знания местных особенностей и языка, было совсем не до смеха. В общем и целом, комнатка хоть и была без окна и совсем небольшой, но была чистая, и там отменно работал кондиционер. Очевидно, в сезон тайфунов и дождей, в Гонконге не выжить без кондиционеров. Скорее всего, приключись что-то подобное позже, с ситуацией я бы разобралась быстрее и без таких эмоций, но в тот момент голова отказывалась работать нормально!
Вечером, успокоившись и вспомнив, что у меня не так уж много времени, я вышла на прогулку к пристани – на другом берегу пролива был ГОНКОНГ! Сам остров. От вида его башен, окутанных таинственными туманами и облаками, захватывало дух. Вот она – Поднебесная, самое верное слово.



С самого утра, на следующий день, я снова направилась на пристань, чтобы еще раз увидеть башни самого делового центра самого делового города мира – сначала издали, а потом и вблизи, переправившись на пароме на остров Гонконг. Собственно, переправа занимает 10-15 минут, это очень удобный вид местного транспорта. Пребывает этот паром на центральный морской вокзал, откуда потом можно попасть на любой остров города.
Первым пунктом моего плана на день был Пик Виктории. Самая высокая точка острова, с которой открывается величественный вид на центр города и на бухту Виктории. Подняться туда можно пешком, на автобусе или, как я, на специальном трамвае! Стоимость подъема на трамвае, пожалуй, наиболее высокая, но ради такой экзотики, как подъем под углом почти 45 градусов к горизонту, денег было не жалко. Да и какие расходы! – всего два дня на всё про всё, надо только успевать всё посмотреть.




На пике Виктории, который чаще называется просто Пик, всё устроено для туриста: тут и «Музей Мадам Тюссо», и всякие лавочки с сувенирами, и кафе, и прочее-прочее, включая информационные стенды, а так же несколько обзорных площадок на разных уровнях.




Конечно же, я решила подняться на самую высокую из них: да, несмотря на дождь, это того стоило. В облаках, под ними и выше, Гонконг был похож на диковинный цветок с лепестками из гигантских кристаллов, растущих прямо в небо. Пасмурная погода делала пейзаж еще более величественным и загадочным, силуэты удаленных башен и шпилей едва просматривались сквозь дымчатую органзу тумана.




Моё субъективное мнение таково, что Гонконг, в отличие от крупных городов пустынь Аравийского полуострова, в которых так же превалируют высотные здания, органичен в своей архитектуре. Поясню свою мысль: когда смотришь на такие города, как Дубай, Доха в Катаре или Абу-Даби, создается впечатление, что эти города появились на поверхности ровной и спокойной пустыни по прихоти человека, и никак не связаны с природой и естественным ландшафтом. Это создает впечатление хоть и внушительной, но полной оторванности от реальности, слишком искусственны их очертания. А вот Гонконг располагается на прихотливом горном рельефе, тут понятно, откуда взялась необходимость в этих порой странных высотках; здесь по-другому нельзя: Гонконг – самое густонаселенное место в мире, но при этом обилие зелени оттеняет небоскребы, и город выглядит живым.




Кстати, несмотря на нехватку земли, городская часть Гонконга изобилует парками: это примерно 10-15% этой территории, а так же дворы и крыши, которые тоже при любой возможности превращаются в живописные садики с цветниками, фонтанами и вечерней подсветкой. Парки и сады размером от 19 до 1 и менее гектар по возможности равномерно распределены в городской застройке.




В Гонконге ощущаешь себя маленьким среди домов-великанов. Башни с первого взгляда похожи, но вблизи они все разные. Большинство из них построено с соблюдением канонов фен-шуй, традиционной восточной практики, согласно которой можно не только определить место расположения здания, но и его геометрию. Западные архитекторы привносили в архитектуру города свои идеи.
Здание Банковской корпорации Гонконга и Шанхая - это 47- этажный дом, построенный по проекту английского архитектора Нормана Фостера. Он считается одним из самых высокотехнологичных небоскребов мира. Его официальное открытие состоялось в 1985 году. В Гонконге считалось, что банк должен быть похож на крепость, защищающую финансовую стабильность вкладчиков, и лучше всего, если банк облицован гранитом. Однако Фостер впервые отверг эту концепцию и использовал прямо противоположную. Он решил воплотить в здании идею о том, что банк должен быть открыт для клиентов, служить клиентам и его вид должен быть дружелюбным.




Проект банка Гонконга выполнен китайским архитектором И. М. Пэю. В своем проекте он не использовал явные традиционные китайские мотивы, но воплотил в жизнь две важнейшие идеи. Он сделал двухтонный гранитный пьедестал - символ незыблемости, олицетворяющий старинные городские ворота Пекина, а само здание он сравнивал с молодым бамбуковым деревом, почитаемым в Китае как символ силы и выносливости. Это одно из самых узнаваемых зданий Гонконга.
Внешняя поверхность здания оформлена в виде множества треугольников , расположенных вокруг центральной оси. В зависимости от угла, под которым вы смотрите на здание, меняется световой эффект. Треугольная стеклянная крыша меняется по цвету в зависимости от времени дня. Архитектор использовал в своем проекте фэн шуй, о котором я упоминала выше. Для церемонии закладки фундамента был выбран самый удачный с точки зрения китайской нумерологии день - день века - 8 августа 1988 года. Слово «восемь» на кантонском диалекте звучит так же, как слова «слава» и «процветание», так что более удачный день, чем восьмой день восьмого месяца 1988 года, и не придумаешь. Пэй понимал, что вода в традиции - это символ финансового успеха и процветания, поэтому внутри здания он создал хороший фен шуй со множеством прудиков, водопадов и террасных садов.




Оценив по достоинству архитектуру центра города, я направилась на соседний остров Лантау, где рассчитывала найти буддийскую деревню с монастырем и статую Будды сидящего. Идея была хороша, но, как всегда на практике, дьявол был в мелочах. А точнее, мелочь была одна – плотный-плотный туман ( или это уже были облака?..)
Прибыв на остров, находящийся примерно в минутах 40-45 морского хода от главной пристани Гонконга, от причала Муи Во на автобусе я добралась до буддийского монастыря По Линь.




Будда помахал мне рукой, но этого было почти невидно из-за облаков. Опять же, погодные условия не дали мне вполне насладиться головокружительными видами из кабинки фуникулера канатной дороги, по которой я спускалась к станции метро Тунг Чунг – единственной станции метро на острове. Признаюсь, несколько неуютно «плыть» в «молоке» на высоте более полукилометра от поверхности земли (данных о высоте канатной дороги Нгонг Пин 360 я не смогла найти, так что пришлось опираться на глазомер и свои ощущения): вокруг, по всем сторонам, видно было только светло-серые облака. Привычно я, как любой человек, автоматически пыталась найти горизонт, но из внешних ориентиров можно было «зацепиться» глазом только за видимый кусочек троса, который еле различался над кабиной. Вспомнилась почему-то «нырялка» в Египте: там был момент, когда вокруг меня была только «синька» океана, и больше никаких ориентиров; чувство было схожее, но в кабинке фуникулера обзору не было маски и водолазного снаряжения.
По мере того, как маршрут подходил к концу, и дорога опускалась ниже, к морю, становилось все комфортнее находиться в стеклянной кабинке, и можно было позволить себе осмотреть окрестности. Как и с Пика Виктории, видны были гавани, высотные кварталы и покрытые лесом горы: наверное, это наиболее типичный пейзаж Гонконга. Правда, от такого «типичного пейзажа» не перестает захватывать дух: город, его отдельные кварталы и в приближении дома выглядят как человеческие ульи с четкой структурой сот-ячеек.




Пока я путешествовала по островам Гонконга-города, уже зашло солнце. После заката жизнь Гонконга, конечно, не останавливается, но на улицы выходят люди, которых здесь днем практически невидно: приезжие с Ближнего Востока, занимающиеся полулегальной торговлей бытовой техникой и часами (почему-то особенно часами), ямайцы, занимающиеся совсем нелегальной торговлей «травкой». А на набережной Чимсачёй импровизированные концерты дают уличные музыканты, среди которых я увидела и наших соотечественников, исполнявший инструментальные композиции из популярных советских фильмов – классный духовой ансамбль!




Знаменитая гонконгская «Аллея звезд» находилась на реконструкции, но есть еще Парк звезд, где можно увидеть отпечатки ладоней знаменитостей.




Вообще, Гонконг известен своей киноиндустрией, так что совершенно неудивительно, что здесь много посвящений и отсылок как к кино, так и к кумиру гонконгцев Брюсу Ли. Недалеко от Парка звезд есть подземная галерея, посвященная киноиндустрии Гонконга в ретроспективе. Сама экспозиция, может быть, и не самая впечатляющая, но идея мне понравилась: абсолютно бесплатно можно узнать про различные этапы существования гонконгского кино, узнать его героев.




Время бежало, и совсем немного его оставалось на дальнейшие экскурсии и прогулки. Наиболее грандиозным посещенным мною объектом в Гонконге стал «Оушен Парк»: один из крупнейших в Азии парков развлечений, объединенных с экспозицией морских млекопитающих и рыб. Стоимость входного билета по российским меркам весьма высока, но аналогов таких парков у нас в стране пока нет.
В это место стоит приходить прямо с утра, всей семьей. Площадь парка – около 88 гектаров: там есть, где провести выходной! Причем, парк ориентирован и на активных туристов, и на любителей поглазеть: масса аттракционов, любопытные выставки морских млекопитающих, рыб и птиц.
Возле главного входа расположен роскошный динамический фонтан, магазинчики сувениров, ярко оформленные как изнутри, так и снаружи.




Обойдя фонтан, посетители попадают к океанариуму. Вход и выход размещены с разных сторон и на разных высотах: вся композиция интерьера развивается сверху вниз, и, зайдя с верхнего яруса, зритель выходит уже на уровне земли. Вся выставочная часть океанариума сравнительно небольшая, и представлены в основном тепловодные обитатели морей и океанов, хотя есть и холодноводные аквариумы с осьминогами и крабами. У главного морского аквариума две «фишки»: во-первых, огромных размеров главная смотровая панель, а во-вторых, здесь содержат гигантских скатов-мант.




Отмечу, что содержание мант требует особых условий, и, прежде всего, достаточной глубины и объема воды, посему их довольно редко можно увидеть в европейских океанариумах и в России.




А вот классического прозрачного тоннеля в океанариуме нет: здесь вместо него в потолке и стенах аквариума предусмотрены разной формы и размера, под невероятными углами расположенные, смотровые стекла. Должна сказать, что смотрится это весьма необычно и интересно. Кто был в океанариумах в России, поймет: у нас уже давно стал классикой дуговой тоннель. Благодаря выпуклым формам и неожиданным углам расположения стекол, создаются красочные преломления света и формы.
Особенно хотелось бы отметить очаровательных коньков. Колбы с ними настолько удачно подсвечены и расположены в интерьере, что ими сложно не залюбоваться.




Зал медуз тоже привлек мое внимание: он сделан зеркальным и практически не имеет освещения, создается эффект нездешности, космоса. Реальные аквариумы перемежаются демонстрационными плазменными панелями, которые несложно принять также за реальные объекты.




Рядом с океанариумом – парк панд, а точнее несколько вольеров с пандами (мне удалось увидеть только одну) и обезьянами. Пройдя этот объект, попадаешь к станции «Океанического экспресса» - оригинально оформленного поезда, который перевозит тебя «по дну морскому», с соответствующим визуальным и аудиальным рядом, до следующей тематической зоны парка. С платформы этого экспресса можно попасть в «арктические» павильоны, заселенные моржами, пингвинами, морскими котиками и слонами, тюленями.




В отличие от главного аквариума, как раз у вольеров ластоногих есть не только подводная экспозиция, но и тоннель.




Вообще, надо отметить, что вольеры у животных весьма просторные, с большим количеством самых разнообразных по форме окон, через которые посетители могут наблюдать за животными с лучших ракурсов. У пингвинов весь объем воды общий, т.е. по сути один большой вольер, при этом посетитель проходит по полу, который представляет собой светопрозрачную конструкцию, через которую видно, как эти подвижные птицы ныряют от одной стороны бассейна к другой.




После «Арктики» - «Дождевые леса Амазонки», тропики. В каждой части парка живут свои обитатели. Все экспозиции подобраны по населению и природным условиям, одна соседствует с другой и между собой по смыслу они не связаны.
Парк аттракционов я вынуждена была пропустить, поскольку времени было уже в обрез – рейс назад в Москву был в тот же день, и я уже изрядно выбивалась из графика. Удалось увидеть дельфинарий под открытым небом, хотя на само представление животных я не попала.




Замыкается путешествие по парку канатной дорогой, которая доставит гостя почти к главному входу.




Благополучно завершилась моя насыщенная, но короткая поездка. Пожалуй, Гонконг оказался для меня не столько островом, городом или административным округом Китая, сколько стал явлением. За 56 часов я постаралась проникнуться атмосферой, насколько это возможно, а заодно узнать что-то новое для себя. Уже подводя итог своему путешествию, я подумала: город можно узнать за довольно короткое время, но только сотни раз пройдя одними и теми же путями можно город почувствовать.