Такая противоречивая Индия - почему индийцы спят в одежде и ходят голыми по улицам

Гоа – не Индия, Индия – не Гоа

Впервые мы увидели Индию 2 года назад. Вернее, тогда мы лежали на берегу океана в Гоа, наслаждались солнцем и действительно думали, что вот она Индия. Как много мы тогда еще не знали об этой стране. Да и сейчас, прожив в северной ее части больше двух недель, мы сомневаемся, что можем говорить о ней, хотя бы как о «хорошей знакомой».

Обычно подготовка к экспедиции длится не больше 2-3 недель, за это время оформляются документы, строится маршрут и происходит дистанционное знакомство с людьми, которые могут помочь нашей команде отыскать головные уборы на территории иностранных государств. В этот раз мы сделали немного больше – прилетели в Гоа за две недели до начала экспедиции, наняли местного гида, водителя и принялись ждать, когда наш организм окончательно привыкнет к лету в феврале. Официально V этап экспедиции «Hat Master» по маршруту Индия-Непал стартовал 4 марта, и как только мы оказались в Дели, стало понятно, что Гоа – это еще не Индия, а Индия – не Гоа, а в большей части Португалия. Туристов с каждым километром, который отдалял нас от курортного штата, становилось меньше, всего остального по-прежнему было в изобилии.

Не торопись, а то не успеешь

За 2 недели мы проехали около 4 тыс. километров по территориям Индии и Непала. Для совершивших кругосветную экспедицию на автомобиле это немного, в то же время это значительное расстояние, если учесть анархию, установленную на дорогах этих двух стран. Из-за постоянных пробок мы ехали со скоростью 20-30 км в час, по 20 часов проводили в автомобиле и благодарили Бога за то, что тот надоумил нас отказаться от экспедиционной машины. И все-таки мы неслись по городам и штатам галопом – просыпались в Джайпуре, а завтракали по пути в Агру.



Индийцы никуда не торопятся, ведь они могут позволить себе жить вечно. Однако, несколько раз мы все-таки становились свидетелями аварий, случившихся в результате превышения скоростного режима – большегрузы, не подлежавшие «реанимации», лежали на дорогах, как праздничный торт, который случайно уронили на пол. Индийские «фуры» - особый вид творчества, их украшают цветами, лентами, по ним можно определить характер, отношение к религии и кастовую принадлежность водителя. Вообще, быть пассажиром – не скучно – сидишь в салоне, а мимо тебя идут, никогда не знавшие о боковом интервале, рикши, скутеры, верблюды, паломники. Светофоров в городах Индии и Непала немного, а те, что есть – давно прокляты, водители с ними разговаривают, ругают их. Иногда мы видели полицейских с самодельными «бамбуковыми» жезлами. Они на дорожную ситуацию влияют мало. Очень часто нашу команду подводил навигатор, бессовестно заводил нас на узкие улочки, из которых мы потом долго выбирались, поэтому иногда лучше останавливаться и спрашивать дорогу у местных.

Мой адрес – не дом, и не улица

В Индии отсутствует понятие личного пространства. Мы приходили к такому выводу неоднократно – и когда видели нищих, живущих на двух квадратных метрах тротуара, и когда слышали громкие голоса соседей по отелю. Двери домов в этой стране всегда открыты, но гостеприимным народом индийцев мы бы не назвали. Да и куда приглашать гостей, если в доме уже живут 10 человек. На улицах очень много злых, хмурых, сердитых людей, которые спят, едят и справляют нужду на глазах у тысячей прохожих. Не ждите извинений, если кто-то случайно вас задел или наступил на ногу.



В Индии вообще легко остаться без крыши – отелей много, но тех, что ты забронировал заранее, практически никогда нет на самом деле. Мы потратили достаточно времени и денег, чтобы дозвониться до администраторов, которые были такими же «фейками», как и адреса, указанные на «букинге». Непальцы более сговорчивые и дружелюбные.

Князи грязи

Для индийцев куда важнее иметь чистую душу, чем тело. Оно, конечно, хорошо, стремиться к порядочности должен любой нормальный человек. Но что делать, если ты при этом привык спать на свежей постели. Как ни странно, мы достаточно быстро привыкли к мусору на улицах, к гниющим там же тушам коров, к поварам с длинными и грязными ногтями, а оценить примитивный сервис в гостиницах и гестхаусах так и не смогли. Нужно сказать, что спят индийцы в одежде, которую носили в течение дня. Эта традиция продиктована и отсутствием отопления, и беспечным отношением к своему комфорту, и тем же дефицитом свободного пространства – у многих индийцев никогда не было собственной комнаты и шкафа, поэтому свое они носят с собой. Мы делали так же, не раздевались. Зато по улицам некоторые жители страны могут разгуливать абсолютно голыми. Это наги-баба - монахи, полностью отрекшиеся от материальных благ и чаще живущих в лесах и пещерах.



Предъявлять претензии по поводу грязных полотенец, простыни со следами убитых насекомых и другими пятнами, отсутствия горячей воды в номере – бесполезно. Пробовали – нам принесли еще более грязное белье. Очень часто в отелях не бывает туалетной бумаги. Душ и туалет совмещают, в них стоят ведро с ковшиком, торчит шланг.

Отношение к окружающей среде в Индии безобразное. Неслучайно, большинство крупных городов этой страны возглавляют рейтинг самых экологически неблагополучных территорий мира. Как-то рядом со столиком в ресторане оказалось мусорное ведро, в которое мы сложили объедки – официант вышел с ним на улицу и опустошил ведро в двух метрах от заведения.

Впрочем, изучить тему отношения индийцев к личной гигиене до конца нам не удалось. Сбил с толку проводник Амит, на каждый день экспедиции в его багаже оказался отдельный комплект одежды.

Фланировать нельзя планировать

Проще говоря, большинство жителей Индии – это бездельники, эксперты уличной жизни. Мы перестали жалеть нищих и попрошаек, как только поняли, что сами они давно смирились со своим положением. Кастовая система с самого рождения указывает индийцу на его место – оно может быть под солнцем, под дождем, под старым навесом или крышей богатого дома. С судьбой в Индии спорить не принято, но и мечтать не запрещено. Перед отъездом мы оказались в компании молодых людей, большинство из которых мечтает навсегда уехать из страны. Кто-то сказал, что хочет стать хорошим водителем, инспектором по борьбе с наркопреступностью или миллионером. О счастливой старости в Индии тоже можно только мечтать. Лишь 12% жителей этой страны могут рассчитывать на пенсионную поддержку, чаще везет проработавшим долгие годы на государственной должности. Остальные рассчитывают на помощь детей, поэтому стремятся быть многодетными родителями, несмотря на все трудности. Тут стоит напомнить, что Индия занимает второе место по численности населения, уступая только Китаю.



На улицах Индии много торговцев, башмачников, хороших стоматологических клиник и плохих бьюти-салонов. В их пыльных зеркалах можно не увидеть себя, но найти отражение всей Индии.

Секс, наркотики и рок-н-ролл

Вынуждены вас разочаровать, детального рассказа не будет. Мы любим экспериментировать, но ни один из безумных поступков не противоречит нашей морали. И все-таки хотим кое-что рассказать. Наркотики есть и в Индии, и в Непале. Индийцы, подобно священным коровам, постоянно что-то жуют. Жевательная масса окрашивает слюну, рот, зубы в красный цвет, тротуары, стены, остановочные павильоны этой страны оплеваны. Мы думаем, что это бетель. В Непале «летающих без парашюта» тоже много. Хотя нам, несведущим, до сих пор трудно сказать, как в этих двух странах отличить обычного наркомана от того, кто пытается уйти от реальности, к примеру, с помощью йоги. У нас небольшое помутнение рассудка случилось лишь однажды – в Ришикеше мы посетили ашрам Махариши Махеш Йоги, куда за духовными знаниями приезжала группа «Битлз». Считается, что трансцендентальная медитация заставила музыкантов отказаться от употребления ЛСД. Энергетика в этих местах необыкновенная!



Дам легкого поведения нигде не видели. Зато в одном из городов к нам подошли трое молодых людей в женской одежде. Мы любезно отказались от любых их услуг. А вот местной мафии пришлось платить. В Агре мы оказались на очень узкой улице, которую перегородили несколько человек. Наш водитель, знающий традиции, сразу заплатил 35 рупий и продолжил путь.

Вообще, обмануться в этой экспедиции было легко, особенно в Индии. Самой интересной нам показалась схема, в которой участвуют нищие и торговцы. Первые уговаривают туристов купить им хотя бы килограмм риса, вторые говорят, что продают крупу только мешками. Щедрый турист соглашается, а после его ухода рис возвращается в магазин, «актеры» делят гонорар.

Отпустите меня, Гималаи

Мы много раз мечтали досрочно завершить экспедицию, но чувство ответственности перед зрителем заставляло погружаться в среду все глубже. Индия – невероятная страна, Непал уникален. Но прежде чем ехать в эти страны, нужно понять, зачем вам это нужно. Без убедительного ответа, без серьезных мотивов – незачем! «Дом Шляп» все чаще привлекает внимание специалистов в области истории, моды, поэтому в охоте за головными уборами нам важно не количество, а ценность «трофея». Из пятого этапа экспедиции «Hat Master» мы привезли 17 головных уборов – с драгоценными камнями, из человеческих костей.



Из Дели в Москву мы прилетели 4 марта. Столица России показалась нам пустынной и тихой – так мы устали от индийской суеты и хаоса. Дома забросили всю одежду в стиральную машину и побежали в душ. После купаний в Ганге мы считались безгрешными, но, кажется, тогда нам не хватило мыла и шампуня.

Подробнее о нашей поездке на страницах Дневника экспедиции:https://www.hatmaster.org/северная-индия-непал/