В Астрахани прошёл татарский Сабантуй - 2023
Вчера, то есть 27 мая, под Астраханью у села Три Протока состоялся грандиозный татарский Всероссийский сельский Сабантуй в честь окончания весеннего сева и полевых работ, а в двух слова - Праздник Плуга.
Астрахань многонациональный город, и нам удаётся ладить между собой. Никогда не возникает среди горожан скандалов и склок из-за этнической принадлежности. Нам это не приходит в голову. Любой астраханец со мной согласится. Если кавказцы празднуют Уразу байрам, то угощают сладостями, если у татар и казахов Курбан байрам, соседей и друзей потчуют кайнарами, а на русскую Пасху куличи и крашеные яйца принимают в качестве угощения все национальности. Так вот и Сабантуй давно стал всеобщим праздником.
В этом году участие в гулянии приняли делегации Волгоградской области, Карачаево-Черкесии, Дагестана и Татарстана, но работали площадки разных народов: туркменская, казахская, татарская, ногайская, калмыцкая, русская. Ведь у нас проживает 150 национальностей.
Что значит "участие в гулянии приняли"? Это означает, что каждый регион и представитель группы народов показал всё своё умение в народном творчестве, в приготовлении национальных блюд, в искусстве музыки и танца, в народных играх, борьбе, скачках на лошадях, верблюжьих бегах и во многом другом.
Устроители праздника подготовились к Сабантую тщательно и на полном серьёзе. Для его проведения выбрали свободное степное пространство в Приволжском районе, чтобы все желающие могли свободно перемещаться, не стоять скученно в очередях за водой и обедом, чтобы всем было удобно. А то ведь раньше Сабантуй устраивали на городском стадионе, тесно было, но вкусно. Посетителей угощали ухой из осетра, пловом с бараниной, баурсаками и калмыцким чаем. Хорошая была традиция.
В общем, Приволжский район, это не в черте города, туда надо ехать, для такого случая городская администрация выделила вместительные новые и кондиционированные автобусы по пяти наиболее важным и протяжённым маршрутам, а это бесплатно. Каждые пятнадцать минут отправлялся очередной рейс. Погода с утра хмурилась и никакой жары. Я тоже отправилась на Сабантуй от железнодорожного вокзала. Но как-то получилось у меня поздновато. Автобусы - шик! Таких у нас в городе ещё не было.
Загвоздка вышла километров за пять до места проведения фестиваля. Пробки! Легковушки со всех волостей забили подъездные пути. Степь превратилась в сплошную автостоянку на протяжении всех пяти километров до этнодеревни. Я такого никогда не видела и не понимала откуда взялись все эти люди. Народ плотно передвигался по обочинам в обе стороны. Думалось мне, что вот-вот приедем, но было ещё далеко. Люди выходили из своих авто и шли пешком к празднику. Тут я подумала о том, что ехать автобусом - наилучший вариант. Нас регулировщики пропускали в первую очередь.
Надо сказать об этнодеревне. Это целый город в степи, а построили его за неделю до праздника. Темп был высокий. Устанавливались юрты, торговые павильоны, сцены для концертов, помосты для борьбы и игр, ипподром для джигитовки и верблюжьих забегов, детский городок с аттракционами, батутами и тентами для мастер-класс. Оборудовались подворья для регионов. И всё это в татарских традициях. Так и появился в степи город. Хорошо было бы его оставить как декорации, или парк, или ещё что-то придумать.
Когда, наконец-то, мы проползли остававшиеся пять километров, было уже не очень рано, а даже немного поздно. А когда увидела людскую толпу, что пыталась вернуться с праздника и принялась штурмовать наш новенький автобус, то совсем выходить не хотела, боясь остаться в степи до утра. Ведь мне никогда с таким натиском не совладать и в обратный путь точно не уеду., Но те кто почти поднял наш транспорт на руках, кричали, чтобы мы все выходили немедленно и шли на Сабантуй, потому что там интересно и весело. Тут я затрусила из салона со своим фотиком. Подумала - в Африке не пропадала, в Азии тоже, в Америке не пропадала и тут выживу, коль в обратный транспорт не войду, а двадцать километров до Астрахани пешком дойду. К утру дома буду. Вышла, отряхнулась, причёску поправила и пошла.
Сразу отметила, что песок усыпан щепой. Оказался весь город отсыпан ею. По щепе было мягко ходить и чисто. Отличный приём! А потом вошла на территорию фестиваля и остановилась от неожиданности. Никак не предполагала увидеть такой размах и красоту.
Как за такой короткий срок можно было возвести столь мощную декорацию? При входе в этнодеревню установлена арка с символом праздника и двумя гигантским видеоэкранами, где транслировались характерные традиционные фильмы. А дальше без правил и путеводителя пошла по нарядной территории.
Описывать подробности нет смысла. Тут надо показывать. Торговые ряды отличались творческим разнообразием. Здесь было всё: деревянная посуда с резьбой, чеканка, традиционные халаты и рубахи, кожаные татарские ичиги с вышивкой, тюбетейки на любой вкус, кошельки, сумки, берестяные туеса и всё в народном стиле.
В просторных юртах не только вкусно кормили, заодно выставляли для показа экспонаты народного творчества, а это заметно привлекало посетителей. Нигде не было очередей, всем хватало места, а в юртах ещё и прохладно. К моменту моего появления на празднике погода испортилась и стало жарко. Но и тут устроители этнодеревни не подкачали. Заметные синие бочки были полны питьевой воды. Они спасали от жажды, там можно было освежиться и смыть пот с лица. Одним словом, сервис!
Хотелось посмотреть на борцов, но когда подошла к рингу, то соревнования уже закончились, а победители стояли у кассы, где им выдавали сертификаты на получение денег или барана. Обратила внимание, почти все дагестанцы. У них в республике развит данный вид спорта. Когда смотрю выступления Хабиба Нурмагомедова на международных соревнованиях, гордость меня берёт. Помню, как он укладывал штабелями англичан с американцами, так весь Дагестан глядел эти чемпионаты. Я тогда находилась в Хунзахе. Улицы пустели, будто вымирали сёла. Хоть голый пройдись, никто замечания не сделает. Вот и теперь ребята, вижу, отличились.
В каждом подворье, название которых указывалось при входе, имелись свои концертные площадки. Как-то было устроено так, что музыка и пение артистов не мешалось между собой, а это не могло быть случайным совпадением, тут тоже, наверное, подумали организаторы. Разноголосица не раздражала слух и не оглушала. А кому нравился шум, треск и грохот, те устроились на высоких трибунах у центральной, самой большой, сцены. Я туда не пошла, слишком шумно показалась, а я к тому времени встретила знакомую и нам хотелось поговорить.
Вместе с Леной мы посетили ещё несколько мест и сфотографировали наших астраханских татарочек, а было уже четыре часа пополудни.
Автобусы в город ходят до пяти, надо было за час до окончания рейсов уехать на любом маршруте в периметр Астрахани, а там пересесть на транспорт до дома.
Напоследок сфотографировала растяжечки с цветными флажками у праздничных столбов и ребятишек на сеновале и выдвинулись мы к транспортной площадке.
Там, к моему удивлению, толпа стала реже. Видимо, в обеденное время был час пик, а теперь же уезжали последние. Конечно, люди ещё рвались в салон, но коллапса уже не было. Надеюсь, все благополучно вернулись с праздника в город.
Как не сказать слова благодарности Астраханской администрации, непосредственным организаторам Сабантуя, строителям этнодеревни и, конечно, артистам, умельцам, мастерам, поварам и подсобным рабочим за праздник? Спасибо, что порадовали народ! Всё очень понравилось не только мне. Астраханцы делились впечатлениями при возвращении в город. Равнодушных не было. Только положительные отклики.