Албания. Как я побывала в Советском Союзе
Предыдущая история - Милый городок Корча
В Поградец прибыла из курортной Саранды. Попутно останавливалась в городах, гуляла в течение дня и ехала дальше.
Заселилась в отель напротив автовокзала с расчётом отсюда уехать в Македонию. Автобус в приграничное с Македонией поселение Догана ходит каждый час с восьми утра. А дальше перейду границу, дождусь на той стороне междугородний транспорт и отправлюсь в столицу Македонии Скопье. А пока я в Поградце не на одну ночь.
Для начала отправилась к озеру, которое виделось мне с высоты дороги из микроавтобуса серым и угрюмым. Но знаете, я там пропала! Это магия!
Охридское озеро, где раскинулся город, принадлежит одним берегом Албании, а противоположным Македонии. Вот я и пошла на набережную. Оттуда замечательно виден Охрид на стороне Македонии. Озеро красиво по обе стороны, а его набережные бесконечны.
Особую симпатию вызывали местные мужчины. Они играли в шашки и шахматы на скамьях, на траве и в специально отведённых для игр местах, подстелив обычную газету в разворот.
Когда увидела эту идиллическую картину на набережной, тут же представила дворы многоквартирных хрущёвок в наши 70 - 80-тые годы. В каждом из мужчин узнавала своего отца.
Точно так же наши отцы и деды проводили свободное время за игрой в домино, шашки, шахматы. Точно так же носили кепки и шляпы с неширокими полями. Они ездили на велосипедах, как и мужчины в Поградце. Наши мужчины точно так же накидывали на плечи пиджаки, или надевали тонкий шерстяной джемпер на пуговицах или свитер с вырезом уголком, и при этом никаких спортивных штанов, а только строгие брюки на ремне с туфлями или сандалиями. В спортивных штанах вообще считалось зазорным на улицу выходить.
А ещё один важный момент удивил. Все мужчины на Балканах имеют стройный вид и "пузачи" здесь не живут, ну разве что пяток. ) Даже памятники хорошим людям и скульптуры в скверах имеют подтянутый вид.
Современная молодёжь как-то странно сочетается с кепками пожилых людей и их пиджаками, будто две разные эпохи ужились рядом в едином времени, словно промежуток времени в 60 лет выпал из временного пространства.
Взрослые женщины носят строгие юбки ниже колена и желательно позади со шлицей, а к ним шерстяные кофты на пуговицах, чулки и низкие старомодные туфли. Они тоже вроде шагнули через годы и время к нам.
А ещё здесь повсюду растут кусты урожайной облепихи сплошь усыпанной оранжевой ягодой, что является осенним украшением города. Иногда облепиху декоративно подстригают, но тогда ягод гораздо меньше, а мне нравится облепиха на деревьях. Она очень солнечная и яркая. Ее так много и тесно, что мне становилось весело и празднично. Не захочешь, но улыбнёшься.
Что же касается страшного наследия Энвера Ходжи - бункеров и дзотов, - то в Поградце такие укрепления встречаются часто.
У нас был Сталин, а у них Энвер Ходжа. Именно поэтому албанцы считают нас близкими по духу мучениками тиранов.
Про Албанию теперь знаю больше, чем ранее. И это неожиданные знания, что повергли в прах негативные стереотипы о стране и людях.
А что я знала вообще? Да толком и ничего кроме того, что страна длительное время была закрыта для посещения кем бы то ни было, даже для журналистов СМИ. Эпоха тирании закончилась в 1985 году, но результатом того безумного правления осталось видимое наследие в виде бункеров и дзотов по всей стране. Именно видимое каждому. А сколько тюрем, документов, музеев напоминают о том времени, а сколько людской памяти у населения.
В интернете встречается информация о том, как тестировали бункеры. Посадив инженера разработавшего конструкцию внутрь своего творения, ездили по нему на танке или стреляли из орудий. Все бункеры выдержали проверку даже временем. Энвер Ходжа планировал использовать их в случае возможной защиты от нашествия извне, но укрепления для этой цели не понадобились.
Албанцы хотят забыть то время нагнетания страха и истерии. Они тщательно закапывают дзоты и засыпают бункеры мусором, но туристы-доброхоты вновь и вновь раскапывают нежелательные объекты. Ещё и пишут на них всевозможные напоминания грядущим поколениям. Дзоты "живут" даже на пляжах и совершенно бессмысленно засыпать их песком.
Албанию совершенно уверенно можно назвать страной велосипедистов, где их количество зашкаливает. Люди привыкли к колёсному виду транспорта. А всё потому, что во времена Ходжи, который являлся бессменным Первым Секретарём ЦК Албанской партии труда и занимал все ведущие посты в стране 41год, запрещалось иметь автомобиль за исключением редких случаев. Все ездили на велосипедах, реже на мопедах. А привычка - штука устойчивая. Так и ездит среднее поколение страны на великах до сих пор.
Повсюду - хоть на улицах, хоть в скверах или парках - разъезжают албанцы на простом транспорте. Вечерами люди прибывают в зоны отдыха поиграть в шашки-шахматы, а то и в домино. Свой транспорт причаливают тут же, благо платная стоянка им не нужна. Даже уличные кафе стилизованы под привычный способ передвижения, в них хочется войти и ощутить себя причастной к этому марафону свободных велосипедистов. До чего же там удобно находиться! Я не против современности, но вернуться однажды в прошлое более чем приятно.
Больше всего меня тронуло отношение ко мне, как к представительнице России. Как только люди узнавали, что я русская, они просто менялись в лице и расцветали в улыбке. Почему? Я не знаю. Тут же пытались вспомнить русские фразы из школьной программы, люди старались знакомиться, усаживали рядом с собой на скамеечку, особенно пожилые горожане. На охридской набережной было много приятных общений.
Мне все говорили, что наши народы близки как братья, потому что на нашу долю выпали периоды строительства коммунизма и безумных лидеров. Вроде того, что пора и породниться, а может с сербов привычку взяли называть нас братьями? Но как бы я не гадала, постоянно чувствовала искреннее отношение к русскому народу. Нация здорова изнутри. Никаких наигранных улыбок и стандартных бездушных фраз при встрече.
А то, что Албания страна мусульманская, так это в некоторой степени игра. Мусульмане и православные христиане живут в тесном содружестве и создают общие семьи.
В прошедшие времена уничтожались храмы, искоренялась религия, а строились бункеры. После смены правительства народ не от хорошей жизни принимал кто мусульманство, кто христианство, народ выживал за счёт того, кто больше за это заплатит. Если звали в мусульманство и обещали какие-то льготы, в смысле лидеры конфессий, то народ "валил" в мусульманство. Если предлагали христианство и снова денег сулили, то все шли в христианство, а теперь кто где остался. Все албанцы в душе атеисты. Когда спрашиваешь их о религиозности, они только смеются. В стране мусульманские мечети прекрасно уживаются рядом с христианскими храмами.
Удобно то, что в парках, скверах, на набережной города фонтанирует питьевая вода. Здесь не надо заботиться о воде и таскать с собой бутылку минералки. А если купил фрукты, то тут же и помыл, сел на скамеечку в сквере и отведал с наслаждением, не дожидаясь вечернего возвращения в отель. К тому же любопытно посмотреть на некоторые комичные сюжеты.
Ещё один занимательный момент из Поградца.
С учётом того, что Албания страна субтропическая, в её многоэтажках не предусмотрено зимнее отопление, а ведь холода зимой здесь бывают и снег падает в северной части страны. Вместо привычных нам батарей или газового отопления люди пользуются печным и редко каминным. Для этого заготавливают на зиму дрова. По такой причине все балконы современных городских многоэтажек уже с октября месяца начинают закладывать дровами.
Это смотрится странно и несуразно на наш взгляд, а для албанцев - обычная сезонная заготовка топлива. Кстати, совсем недешёвого.
Обо всех тонкостях бытия мне рассказывали сами люди. До сих пор многие помнят русский язык.