ТОЛЧКОВСКОЕ ЧУДО И ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ
Путешествуя по Ярославлю, обязательно посетите эту жемчужину в ожерелье городских храмов. Это настоящее чудо. Зачастую туристы, осматривая исторический центр города, не добираются до него. И напрасно.
Ехали от центра по Толбухинскому мосту через реку Которосль, и ещё с моста увидели этот величественный храм со множеством куполов, а рядом башня.
До чего знакомая картинка! Точно! Мы это видим на тысячерублевой купюре. Потом оказалось, что с моста - это был тот самый ракурс, который на купюре. Я хотела вблизи совместить купюрную картинку и натурную, но, увы - не получилось.
Единственный на всю Россию храм с пятнадцатью куполами, является уникальным памятником русской архитектуры XVII века. Это одно из самых знаменитых произведений Ярославской школы зодчества периода её наивысшего расцвета. Сейчас храм недействующий. Табличка на стене говорит о том, что это всенародное достояние подлежит охране. Но несколько заброшенным показалось мне это достояние. Обидно, как-то.
Несмотря на неприглядные окрестности промзоны, красота храма приводит в восторг, и уже не обращаешь внимание ни на что другое: ни на заводские цеха и производственные постройки химзавода "Русские краски", дымящие трубы высотой с колокольню. Разглядывать это чудо можно бесконечно. Фасады усеяны знаменитыми ярославскими пятицветными изразцами, декорированы формовочными крипичными вставками. Чего только тут не разглядела: и веревочки, и чешуйки, и капельками, и розеточки, и лепесточки, и кокошники, и валики, и бусины. Сколько же фантазии! Этот храм еще и самый большой был в средневековой Руси. Высота его 44 метра!
История Толчковской слободы длинная и древняя. Когда-то тут был Вознесенский монастырь. В 1609 году его разорили поляки. А тремя годами позже здесь на постое были войска Минина и Пожарского.
А еще раньше в середине XVI века тут зародилась слобода, где жили кожевенники. Это было время расцвета Ярославля, его промышленности и торговли. Кожевенное производство было одним из основных. Ремесленники выделывали кожи, и изготавливали для ее дубления и обработки химический раствор в виде "киселя". Чтобы получить этот "кисель", надо было истолочь древесную кору, ивовую или дубовую. Отсюда и пошло название слободы - Толчковая. О, как славились ярославские ремесленники-кожемяки! Кожи высокого качества, юфть и сафьян, по Волге-Матушке уходили в далекие страны Востока, а по Архангельскому торговому пути шли на север и в Европу.
Стояли в слободе церкви деревянные. Да, сгорели в середине XVII века. И решили толчковцы строить храм кирпичный, да, большой, чтоб всех удивить. Амбициозен ремесленый этот люд был. Всем миром строили, да, средства собирали. И не только местные участвовали. Ворота из Казани прислали.
И богатые и простой люд лепту вносили. Кто деньгами не мог помочь, руки свои прикладывал. Воистину всенародный храм получился. Шестнадцать лет с 1671 по 1687 годы шла работа. Даже два кирпичных заводика для этого возвели. Кирпича много на строительство, да, на украшения шло. Кропотливая работа была. И удивили мастера весь мир новым
мирским строением — грандиозным храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Так его величают. Храм был летний. А рядом стояла зимняя церковь Воскресенская, одноглавая.
В архитектуре храма Иоанна Предтечи сплелись воедино самым затейливым образом ярославские, восточные, западные веяния. Неизвестно нам имя архитектора этого Толчковского чуда. Предпллагают, что к нему имел отношение митрополит Иона Сысоевич. Я часто упоминаю его в своих очерках о городах Золотого кольца. В то время он был главой Ростовской и Ярославской кафедры. Имел к тому же еще и архитектурный талант. Вон какую Ростовскую митрополичью резеденцию выстроил.
Рядом с церковью десять лет спустя возвели колокольню, высота которой достигала 45 метров. У нее шесть ярусов, поверхность которых тоже насыщена декоративными элементами, но здесь уже больше просматривается западноевропейский стиль. В деталях оформления одновременно можно увидеть и признаки барокко, и традиции древнерусского зодчества, что в сочетании дало невероятно оригинальный результат.
После революции для храма и его строений наступили времена тяжелых испытаний. В храме Иоанна Предтечи хранилось зерно. А в Воскресенской церкви устроили столовую, потом и вовсе снесли. Один из ярусов колокольни приспособили под кузницу и мастерскую, вследствие такого варварства она начала крениться. В 1958 году немного удалось ее выпрямить и укрепить. Вот и стоит она сейчас наклонившись: эдакая ярославская "пизанская башня". Первая мысль при виде ее была: "Да, она же падает!". Так что в Пизу можно не ехать. Своя падающая башня имеется!
Зимой храм закрыт для посещения - берегут драгоценную фресковую живопись. Вернее то, что от нее осталось. Над фресками работали 16 художников, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев. Чтобы увидеть красоту этих мастеров надо приехать с мая по сентябрь, когда собор открыт. И, возможно, это будет еще одна моя история про этот неповторимый, величественный храм.
Самостоятельно доехать до него можно на общественном транспорте и выйти на остановке «Улица Карабулина»:
автобусами NN 7, 19, 19 к или маршрутками NN 57, 65, 85.
Расстояние от остановки до храма метров 700, преодолеть его можно минут за 10-15.
Очень рекомендую.