Увидеть Индию и попытаться понять. Часть 4

АГРА.



Выезд в Агру запланирован был поутру. На 5 часов отъезд назначили. Но это уже с вокзала. Спали чутко, боясь дорогу упустить. Такси ожидали- надеялись к 3-00. Наскоро завтрак приняв, на выход было собрались… Впрочем, двери все, на первый этаж выводящие, закрыты были. Напрасно криком привлекали внимание хозяев. Крепок их сон оказался. Риску подверглись мы такси упустить, а с ним и поезд. Мысли наши, а за ними и слова, приобретали окраску неблагозвучную. Напрасно все выходило. Глухи к мытарствам нашим даже стены. Пока по второму этажу метались, Наталья нашла двери не запертые: каморка напоминала ванную комнату, правда, с выходом вниз. Через нее на улице оказались. По поводу такси мы зря сомневались- не приехало оно вовсе. Тиха джайпурская ночь! Только изредка проскочит машина, да иногда тук- тук прострекочет. На нем до станции и добрались.
Вокзал в любой стране интереснейшее место для наблюдений, но это Индия…



А потому… Вокзал в Индии- это не учреждение для транзита пассажиров в нашем понимании, что- то знакомое и узнаваемое- это невероятная мешанина физиономий, людей, одежды. Вас окружают не лица, но лики, не пассажиры, а паломники-странники. Можно без лукавства заметить, буквально вся Индия разворачивается перед вами, не обращая на вас ни малейшего внимания, полная своих забот, своих взаимоотношений. Здесь можно просто снимать фильм - «Индия».


Вокзал Джайпура. Нам оставалось одно- уехать. Однако, случилось небольшое препятствие. На вокзал прибыли мы заблаговременно, чтобы недоразумений всяких себя лишить окончательно. Посадки в наш поезд на табло еще не было. Это успокоило нас, что ждать пока без волнения придется. Время шло (его с запасом), мы ждали. Смотрели картины жизни. Суеты человеческой на перроне в достатке. Иностранцев немного, в основном, местные.

По первому пути прокатилось несколько составов: все не наши. На соседний прибыл экспресс. Люди, чтобы через путепровод не ходить и в толчее вагона не увязнуть, просто вылезали из окон, справляли свои естественные надобности, посторонних не стесняясь, покупали нехитрую снедь и воду, залезали обратно. Электронное табло на перроне о поезде нашем не вспоминало. Пошел на вокзал обстановку прояснить. Из основного табло понял немного, но главное: наш поезд на другом пути и готов отправиться, причем, нас, по всей видимости, ждать не собирается, сожаления не испытывая. Мы были на первом, состав на втором. Прямой дороги нет. Только через мост. Бежали. Удачей считать следует: наш вагон стоял в аккурат возле спуска с моста переходного. Успели. Купе, заняв, смехом разразились. Поезд тронулся. На две минуты отправление обогнали.

Агра оказалась такой же шумной и людной, впрочем, как и любой из увиденных нами индийских городов. Князь Алексей Салтыков писал: «Агра… одна из замечательнейших и, может быть, одна из диковиннейших местностей всего земного шара... Здесь, в Агре, бездна памятников из лучшего мрамора; каждый в своём роде, единственный, каждый - самого строгого стиля, украшен сложными деталями, чрезвычайно гармонирующими между собой и нисколько не нарушающими девственной чистоты архитектурных линий» .В поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» описывается жизнь Адама. После грехопадения главный герой увидел великий город моголов-Агру, который показался ему одним из чудес Божьего творения. Летописец могольского императора Абдул Азиза описывал город как "чудо эпохи, центр торговли по суше и воде, место встреч святых, мудрецов и ученых всей Азии… истинная путеводная звезда для художников, писателей и верующих". С населением около 2 млн. человек, Агра входит в число самым густонаселенным городом Индии. Она стала известна как столица Империи Великих Моголов и на сегодняшний день остается крупным туристическим центром. Это история трех поколений династии Моголов, история жестоких войн, потрясающей любви, борьбы за власть и падения великой Империи. Для многих она продемонстрирует лучшие и худшие стороны Индии. Ее посещение будет непростым испытанием даже для самых опытных путешественников.

Нашими главными целями определены были следующие: Красный форт и Тадж- Махал. Далее, исходя из наличия времени. Его на Агру у нас в дефиците было.



Впрочем, попытку объять необъятное мы все же предприняли. Но таксист местный жадностью воспылал к нашим наличным, потому и отказ получил скорый. А мы после расселения в отеле в Красный форт отправились, но уже пешком. «Мы укрылись в старинной Агрской крепости. Не знаю, джентльмены, слыхал ли кто-нибудь из вас о ней. Это очень странное сооружение. Такого я никогда не видывал, а уж поверьте, я много странного повидал на своем веку» . («Знак четырех» ) . Конан Дойл был недалек от истины. Заведение стоит того, чтобы уделить ему несколько часов. А любители всевозможных крепостей просто придут от него в восторг.


Правда, большая часть его используется военными, а потому доступ туда закрыт. В общем, будете у нас в Агре- милости просим!


Тадж-Махал. Славное имя.



Мы решили посмотреть на него, пусть стремления к этому особого не испытывали. Иначе бы за три посещения страны увидели. Четыре очереди, огражденные железными поручнями: мужчины-индийцы, мужчины-иностранцы и женщины, также разделённые национально. Индийцам билет разительно отличается по цене, что считаю несправедливостью лютой, т.к. восприятие у всех людей нормальных- одинаковое (с другой стороны, уже привыкнуть надобно, ан не получается). На входе не понравился охране мой фонарик, для темноты ранней индийской приберегаемый. Не приглянулся и все тут. Опасностей от него я не понимал, но спорить не стал и сдал последний в камеру хранения. Многое забирают и в мусор складывают. Фрукты либо в желудок, либо на помойку. У нас их в достатке с собой было. Давишься, но потребляешь. Воду оставляют. На видеоаппаратуру смотрят с подозрением. Многое непонятным кажется, но противиться не выйдет по причине тривиальной- останешься за забором. Тадж-Махал- сам высокий, а на пьедестале и вовсе недосягаемым кажется.



Шах Джахан, смерть жены оплакивая (точнее, одной из жён), определил себе двухгодовой траур. А венцом его стал дворец великий. Вот такую историю здесь расскажет всякий экскурсовод.



Тадж-Махал кажется сказочным, ведь не победили его высотки современные. Он велик даже в их окружении.


Он удивил слегка, но очарования не принес. Величие его пресным показалось. Отметить здесь надобно: Тадж- Махал многие принимают за величественный дворец. Внешне- это так. Но, по большому счету, это всего-таки огромный и красивый мавзолей. А Шах Джахан, увековечивший свое имя строительством Тадж- Махала, в конечном итоге стал виновником упадка Агры, приняв решение перенести столицу в Шахджаханабад, известный сейчас под именем Старого Дели. На этом день закатился. План минимум- выполнили.



4 утра. С улицы завывание, да такое, что даже закрытые окна не спасают. Мусульман на утреннюю молитву созывают: громко, напористо, нас сна лишая. Хотя и нет его почти: нам в путь обратный или дальше- вперед. На вокзале, отправления ожидая, заинтересовала нас история одна. Солнце еще на полпути к восходу, да и то в раздумьях пребывает- просыпаться или нет, а мальчонка за передвижным прилавком чаем народ развлекает. Напиток варится прямо на глазах, отбою от желающих испить нет. Нам, так как обликом от других отличаемся, очередь уступили. Чай масала ароматен, утром бодрит необычайно, но грусть набегает за судьбу неказистую мальчишки.

Со станции Агра- форт поезд отменили. Заметив нашу неловкость, местный жулик- таксист предлагает отвезти нас на основной вокзал Агры. За неимением лучших перспектив, соглашаемся. Но и там ждало нас разочарование, какое мало, чем объяснить можно. Для нужного нам поезда сменили время отправления. Да так, что голова кругом пошла, хотя час ранний и затуманиться ей, вроде бы, не с чего. Из всего следовало: поезд объявится позже назначенного времени. Большей точности- нет. Общестанционное табло вещало отбывку в 14-30. В кассе мужчина- кассир выписывает на доску новые детали расписания- маркером. На табло они перейдут с ощутимым, а порой и губительным опозданием, да и то, если повезет. Могут, остаться на бумаге. Здесь отправление, от руки написанное- 16-00. Когда точно, никто не знает. Пытаться угадать- время потерять зло меньшее будет. Худший вариант- остаться здесь еще на день, планов не имея. К тому же на завтра вылет из Джайпура нам назначен.

Выйдя на площадь привокзальную, попадаем в крепкие «объятия» таксистов. Выбор у нас небольшой- едем! Но вывод для себя делаем: любой индийский вокзал-худший человеческий муравейник из тех, что видеть приходилось когда- либо. Без подготовки должной (моральной, в первую очередь) здесь ловкости не покажешь; без ловкости дорога может осложниться даже при наличии места. Все это с опытом приходит. Дорога в Джайпур вышла четырехчасовой. И хотя на улице жар случился тяжёлый и напористый, в машине с кондиционером комфортно себя ощущали. По обочинам дорог кипит обычная индийская жизнь. Глядя за окно автомобиля, чувствуешь: это именно та страна, куда можно ездить бесконечно и понимать, что ты так ничего и не понял в этой жизни, но у тебя всё ещё есть шанс. Здесь с Вами может произойти то, о чем вы мечтали, и то, чего вы сильно опасаетесь. Индия сама направит тебя туда, куда надо. Просто не надо питать иллюзий по поводу этой страны, и тогда вам в ней понравится.



Продолжение следует...