Узбекистан - страна тюльпанов

После окончания культурно-познавательной программы по древним городам мы поехали в горы, в альплагерь. Забрали свои рюкзаки, получили наставления от менеджера Марии, сели в автомобиль и поехали в горную часть в Чимган.
Наш базовый лагень на удивление находился недалеко от дороги, где нас уже ждали наш гид Александр, повар Ислам и двое колег начинающих альпинистов.
Не успев даже еще опомниться мы собрались и пошли покорять вершину Малый Чимган, естественно, это был не альпиниский маршрут, это был трекинговый маршрут. Но с дороги и он показался нам не самым простым трекингом. В какой то момент у Светы даже заблестели слезы в глазах и она практически отказалась идти. Но Александр, профессионально сориентировался и дал нам передохнуть в тени какого небольшого дерева после чего наш путь возобновился...



...«Зарубился" я неудачно. Ледоруб прежде чем взбороздить сугроб, вспахал мне голень и только после этого воткнулся в снег. Так прошли наши первые снежные тренировки, уже на следующий день по приезду.
Прежде чем тебя допустят до восхождения на вершину самой простой 1Б категории, ты должен пройти снежную и скальную тренировки. Наш тренер и гид Сашка, был уже в свои 27 лет опытным альпинистом, покорившим не один 7ми тысячник и даже штурмовавший высоту Аннапурну. Но увы неудачно. В том трагичном сезоне, по его словам, он уже покорил Пик Ленина, и на первом тренировочном восхождении на Аннапурну, почувствовав в себе силы, отделился от группы, чтобы быстрее добрался до базового лагеря, и приготовить чай остальным. В этот момент сошел ледник, который никогда не сходил в этом месте и который бездушным катком прошелся по маршруту, забрав с собой навсегда двух его его товарищей, опытнейших альпинистов – мастера спорта по альпинизму Ильяса Тухватуллина и КМС по альпинизму Ивана Лебедева.
Несмотря на все это, Сашка, отличался простым улыбчивым характером, который как я заметил присущ многим тем кто ходит в горы. Возможно это происходит потому-что именно такой тип людей идет в горы, холерикам здесь не место, а возможно и наоборот горы делают людей такими, ведь жизнь перемешанная со смертью и опасностью делает человека более что ли взвешенным и не реагирующим на какие то мелкие проблемы в которые мы погружены в городской суете. Это люди - люди супермены, а суперменам не присущи мелочность души, скабрезность и скандальность.



С помощью Сашки в наш обиход естественным образом вошли такие слова как жумар, узел «проводника», самостраховка, подъем в три такта, ну и конечно же сразу всем нам полюбившееся слово «зарубиться», которое означало то, что при срыве на снежном склоне ты должен врубить свой ледоруб плугом в склон, нависнув на него своим телом, тем самым остановив свое падение по снежной горке.
После подготовки на снежных склонах Санька учил нас скальным приемам: мы готовили перила, пристегивались к ним и взбирались наверх по жумарам, спускались по лукошкам, лазили по скалам на скользящей страховке, а повечерам слушали и смотрели как нужно правильно и надежно вязать узлы.
В лагере кроме Александра, нас ждал Исламбек, шутник и балагур, из мало кому известной профессии - "горный повар». Виртуоз своего дела Ислам умудрялся в горах в палатачном лагере кормить нас разносолами ни разу не повторяясь. Он варил разннобразные супы - куринный, шурпу, лагман. Делал плов, салаты, жаркое. По утрам нас встречали омлеты, каши, оладьи.А однажды он испек торт!!! Торт в горах! Чтобы понять всю глубину проблемы, если я стану делать торт у себя в Москве, на оборудованной кухне, я скорее всего как бы сожгу плиту, квартиру, да и пожалуй дом со всей улицей ... А тут торт в горах…



К слову сказать, базовый лагерь был организован на каком-то запредельно комфортном уровне, это можно было бы назвать пятизвездочный палаточный лагерь, где кроме идивидуальных палаток с карематами и спальниками, нас ждали палатки туалеты, палатка-душевая, палатка-столовая и палатка-кухня. Думаю в следующий раз там будет палатка-клуб и палатка-казино, ну и конечно же палатка-паб с таким вежливым татуированным горным барменом, который будет молча выслушивать по вечерам твои повествования о нелегкой судьбе альпиниста, о геройских подвигах, о спасении людей и после этого наливать дополнительные 50 грамм за счет заведения.



… Ну вот и пришло утро нашего первого восхождения. В пять утра после довольно плотного спортивного завтрака мы вышли на штурм нашей первой вершины «Большой Чимган». Окаймленный зелеными полями с расцветшими желтыми, оранжевыми и красными тюльпанами, он улыбаясь своей снежно-седой головой, казалось приглашал к себе в гости на кружку утреннего кофе. Да и самый простой маршрут категории 1Б, не предвещал ничего сложного. Хотя лично я, тот самый известный «офисный планктон», даже и близко не представлял себе что такое 1Б да а и в целом что такое альминизм, но бутерброды и термосы, заботливо собранные Исламбеком, в рюкзаках обещали приятный полдник на вершине этой горы а также мегакрутые селфи в касках и обвязках с разноцветными дюралевыми карабинами и с таким классным загаром от солнечных очков… и в конечном итоге с такой вот мудрой искоркой в глазах, которая будет зажигаться котгда ты будешь внизу общаться с этими безвольными матрасниками, которые и знают что пить пиво и лежать на своих надувных матрасах… С такими мыслями мы вышли в горы.
Сам маршрут начался где-то через 40 минут, после того как мы вышли из лагеря. Дорога запетляла по скользкой глине, среди пушистых листьев морковника, и нежных оранжевых тюльпанов, яркими огоньками рассыпанными по красновато-гранитным скальным выступам. Примерно через час спина покрылась испариной и ноги предательски загудели. Мы шли к так называемому гребню порядка двух часов, дорога местами бежала под уклоном в 30-40 градусов, а внизу расстилалась еще дремлющая долина, укрытая голубоватым пледом утреннего тумана. Не доходя до гребня где-то час с небольшим, в месте называемом «грот» мы надели страховки, кошки, взяли в руки ледорубы - и дальше начался собственно сам альпинизм. Мимо нас как то непринужденно промчался взвод военных, вероятнее всего, осваивающий горную практику. И с шутками и смехом скрылся из глаз.



Здесь можно смело спуститься по стеночке, на скользящей страховке, - спокойно и уверенно заявил Сашка и стал навешивать "перила". Я взглянул вниз и нервно сглотнул. Четырех метровая скала заставила меня чуть ли не зубами вгрызться в ее тело, пока я трясясь и звеня карабинами, как разухабистая тройка бубенцами, медленно начал спускаться вниз.

тяжеловато как-то идет. Задумчиво произнес наш тренер глядя на меня. Хм. Наверное остальные пойдут на жесткой страховке. Я же в этот момент превратился в простейшее. В бесхребетную инфузорию-туфельку, в амебу, пытаясь медленно затечь любой шероховатостью своего тела в мельчайшие углубления холодной скалы. Ближе к спуску это медленно стекающее по скалам желе еще и предательски затряслось, став похожим на праздничный пудинг, который неловко задели рукой.

ну вот и все! Самый сложный участок преодолели, - весело прокричал Сашка, спустившись по скале за несколько секунд вместе с перилами свернутыми бухтой на своей шее.

Дальше только вперед и вверх.



И действительно добравшись до верха тропинка побежала по обнаженному горному гребню, изредка поросшему причудливо закрученными деревцами чем-то напоминающими можжевельник. Сперва показалось, что идти стало полегче, но потом потянулся бесконечный четырехчасовой переход по гребню со снежными заносам, где на подтаевшем снеге мы проваливались по колено, а иногда и глубже в снег, с предательскими сыпунами - так и наровящими с громким шумом вырваться у тебя из под ног, и грохочищим локомотивом камнепада утащить тебя куда-то далеко вниз. Пот застилал глаза и ручейками затекал за ворот штормовки,сцепив зубы я наблюдал за моими спутниками москвичкой Натальей, в каком-то смысле совершенно безрассудной девушкой, в одиночку прилетевшей в Узбекистан, попробовать на вкус что такое альпинизм, и краснодарца Сергея, спокойного как скала, на которой я только что висел - отца двух детей. Ворох мыслей в моей голове ближе к пику начал выстраиваться в стройный диалог с моим горячо любимым вторым я:


- Ау, друг, что я здесь делаю!!!?
- Терпи!
- Все, баста! Это, как говорят экстремалы, в крайний раз!
- Посмотри, тряпка, даже Наташа идет, не плачет!!
- Сидел бы в Москве, пил бы Гинесс в баре!
-Глянь на Сергея, планктон!!! Он даже не потеет!!!!
- Мать!!! Да, там же пропасть!!! Хочу ДОМОЙ!
- Посмотри тренер, вообще идет прогуливается, это не сложно!
- У меня сейчас сведет ноги!
- А Сергей, даже красоты умудряется осматривать! Улыбается!



… последний участок был наверное самым сложным. Тропа пошла по глубокому снегу практически вертикально вверх. Приходилось проходить 30-40 шагов и останавливаться чтобы отдышаться. Заканчивался седьмой час этого пути. Когда же остались последние сто метров Сашка пропустил нас вперед. чтобы мы первые достигли нашей первой вершины.
Ну вот и все, Дыхание со свистом вырывается из груди. Кругом видны белоснежные хребты и заснеженные плато. Не знаю был ли я в этот момент «счастлив и нем», но рад был я точно. Я был рад то что добрался, я был рад то что все это испытание закончилось, я был рад что все таки я смог, я был рад увидеть окружающие красоты, я был рад что впереди остался только спуск.
А на вершине развеселый как дед Щукарь гид Андреич в штормовке с надписью «Экспедиция К2» делится с нашим Сашкой новостями альпиниского мира:

Tы знаешь в Непале вышел новый закон! Нужно если поднимаешься на Эверест спустить с собой 8 кг фикалий!!!! Если не хочешь платишь 4 000 долларов. Вообще это правильно. А то засрали весь Эверест!!! И вообще, вот допустим наш Ленина, куда думаете все исчезает, понятно что в трещины все скидывается: мусор, г-но. А потом все внизу талыми водами выносится. Помнишь засыпало на Ленина 50 альпинистов? Тоже по трещинам раскидало. А вот сейчас все начинает вымываться: руки, ноги, в прошлом году вообще целое тело вынесло.


Спускались мы с горы со свистом, Чимган это единственное наверное место в мире где ты можешь спуститься с горы за 15 минут на своей пятой точке. Проводники называют этот спуск жопслеем, и я вам скажу это того стоит, чтобы хотя бы один раз подняться в жизни в горы и спуститься по центральному кулуару.
Не смотря на весь испытанный страх и усталость, не смотря на хоть и небольшую но опастность для жизни, через 3 дня мы вышли на боле сложный маршрут категории 2А и шли уже порядка 9 часов вверх….
… Пойду ли я еще раз?

оставь снарягу себе, она еще тебе пригодиться. - сказал мне Сашка на прощание, протягивая удостоверение альпиниста Узбекистана…