В первый день Рамадана по городу разлился аромат. Его природа не была ясна. Марокко

Предыдущая история - О ценах в супермаркете

12 марта во вторник начался Рамадан. Он не имеет фиксированных дат и каждый год передвигается на 10-11 дней вперёд, согласно лунных циклов. У разных народов означено своё начало с разницей в один день. Особо в тонкости ислама не вдавалась, поэтому без конкретики.

Начало священного месяца сразу заметила по настроению в риаде. Сотрудники отеля с наступлением сумерек собирались в столовой за ужином. Они громко беседовали. И если никогда не слышала своих соседей за стеной, то через дверь шумные чаепития отлично прослушивались,. С закатом солнца дозволялось пить и есть, работники использовали возможность сполна . Я не к тому, что мне это мешало, напротив, мёртвая тишина по вечерам, когда в твоей власти только телефон, вызывала скуку, а тут вдруг риад ожил. Так мне нравилось больше.

На утро второго дня поста вышла на улицу и снова почувствовала вчерашний аромат, он то исчезал, то появлялся вновь. Но так как жила в Медине, где повсюду магазины, лавки и лавчонки, сочла, что продавцы сих заведений жгут в честь значимого мероприятия ароматические палочки, как принято не только в мусульманском мире.

Когда шла мимо высокой стены королевской резиденции, где нет ни единой лавки, аромат исходил из-за неё. Решила, королевская свита тоже развлекается эфирными маслами. Потом вышла из Медины, аромат не исчез, а только усилился. Тут провела расследование и нашла источник.

К моему удивлению зацвели апельсиновые деревья, они тут повсюду. Именно те деревья с плодами.  Как такое возможно? В моём понимании плоды должны упасть, дерево немного отдохнуть, а потом зацвести вновь, если ему положено давать два урожая в год. Но одновременно плоды и цветы на одном дереве зрелище несовместимое, считаю такое явление фокусом природы. Этот факт поразил. Один из самых запомнившихся из последней поездки. Как-то обидно, путешествиями занята почти вся моя жизнь, и не предполагала, что могла что-то не заметить. А тут в свои 150 лет узнаю о неком феномене.

Продолжая тему цветков, сообщаю, пахнут не они, а их бутоны. Поэтому вчера цветов не видела. Бутоны в листве не просматриваются.  Как я это узнала? Тут существует варварский способ, когда на маленькое, но крепкое дерево взбирается человек с палкой и начинает безжалостно лупить по кроне, сбивая листву, цветы и плоды. Потом он спускается и среди осыпавшего теперь уже мусора выбирает только бутоны, складывает в тканевую сумку, а сбитые листья за собой сметает и убирает. Не могла понять таких действий, поэтому подошла и поспрашивала. Бутоны собирают для заварки чая и на продажу. Именно они содержат аромат. Вот такая обида. При этом ни один прохожий или полицейский на сборщиков зачатков цветка не реагирует. Видимо, деревьев так много, что их жалко только мне.

С началом священного месяца рынок стал открываться ближе к обеду, только прилавки со сладостями и продуктовые точки работали в обычном режиме. А уличные едальни и кафе начинали готовить еду в четыре вечера, чтобы при первой ноте призыва  муэдзина начать кормить свой народ. Примечательно, что очень многие марокканцы кушают на улицах. Выглядит это так. Народ за 15-20 минут занимает места, кто-то приносит лепёшку с кока-колой с собой, а кто-то покупает обед на месте и ставят напротив на столик. После того ждут "разрешение" муллы.  При первом его возгласе каждый мусульманин начинает пить воду, ведь в течение всего дня они не пьют, а жара в Марракеше в 34 градуса уже наступила, что обязывало меня носить с собой минералку.  После утоления жажды люди приступали к еде.

В этом простом районе Медины ремесленников, механиков, овощеводов и прочего крестьянства нашла простой отель за 15 евро в сутки. Оплатила наперёд весь срок пребывания, боясь потерять место и снова заботиться о проживании.

Из Риада, где закончились по договору пять дней и четыре ночи, перешла в отель для местных. Ещё ранее спросила о насекомых, на что управительница рассмеялась и ответила, что я буду удивлена их чистоте. Это оказалось правдой. Отель Аль Бохайва (Al Bohayva) вход с ворот Доуккала просто выдраен начисто, номера без соринки, постели хрустящие, а предварительная бронь тут не нужна. В номере стерильный туалет, только душ отдельный. Отель не выставлен на площадках интернета.

Здесь увидела, та чёрная в разводах напольная плитка риада может иметь совершенно иной цвет, по настоящему терракотовый, как в этой гостинице. А всё благодаря женщине, что каждое утро убирала отель так, будто у неё на сегодня генеральная уборка. Я её обожала. Давала чаевые, покупала в маркете большие ёмкости питьевой воды себе и ей, отдала кое-что из личных вещей в день отъезда. Мне вообще хотелось отдать ей всё. Не могу вспомнить такого отношения к уборке в каком-либо другом месте.

Позже семейная пара англичан как и я заселилась сюда и жаловались на плохую уборку в их риаде. Таков парадокс.

Ужинала в уличных кафе вместе с работягами, и так же ждала крика муллы, чтобы никого не обидеть. Только два вида ужина мне нравились, я их чередовала.  Это традиционный тажин из картошки с мясом, горохом нут, овощами, стручковым перцем. Его запекают в глиняной посуде на открытом огне. Стоит такое удовольствие 17 дирхам (170 рублей).

Второй избранный ужин состоял из микса запечённых в кляре разных видов рыбы, креветок, кусков кальмара, дополнялся лимоном, жареным баклажаном, картошкой фри и лепёшкой. Его продавали на вес, при этом можно попросить что-то одно - креветок или кальмаров, как я люблю, цена едина. Огромная порция стоит 20 дирхам, но брала две, чтобы забрать с собой в номер для завтрака и обеда в другой день. Несмотря на уличную жару, во всех домах и отелях холодно. Здесь умеют строить, чтобы летом не спечься в собственном доме. Моя рыба в чесночном кляре не нуждалась в холодильнике. Вода и апельсины всегда оставались холодные.

Если перед началом ужина пройтись по узким улицам Старого города, где в сплошной глухой стене за каждой красивой дверью готовят еду, можно слюной изойти.

Аромат специй, жареного мяса, ванильных булочек подавляет нежный апельсиновый запах. Сдобные булочки тут особенные по цене 1.5 динара. Брала с маком. Они действительно вкусные, особенно с молоком из супера.

Трудно остановиться, когда хочется рассказать всё и сразу, но надо. Продолжение будет.