Валдай. История развития в двух словах

    После известной песни про Бологое, которое «где-то между Ленинградом и Москвой», этот городок по праву обрел неофициальный статус середины пути между двумя столицами.  Когда-нибудь представится случай и я побываю в Бологом. А также в соседних с ним Боровичах и Вышнем Волочке. А пока, планируя отдых на новогодние каникулы, мы выбрали Валдай. Который тоже «где-то между».

   Что посмотреть и что делать в городе Валдае? Обратимся к Интернету. Первым значится Иверский монастырь. Уф, устал я уже от этих вечных церквей и монастырей. Ладно, глянуть можно. А что еще? Есть «музей уездного города». Есть музей колоколов. Тоже можно сходить. И вдруг выясняется, что городок невелик и всё самое интересное можно глянуть за один день. Ну и что! Все равно едем! В длинные январские выходные мы никуда не будем спешить, а провинция хорошо успокаивает нервы после суетной Москвы. Побродим по тихим «уездным» улицам, полюбуемся старыми домами. И да! Не забываем, что и город и Валдайское озеро находятся в границах национального парка! Воздух, стало быть -  заповедный. Один день непременно выделим для катания на лыжах по льду озера, ощутим Русскую Зиму в полной мере. Вот такие были планы, когда мы бронировали жилье на три ночи. Но зима 2019-2020 оказалась рекордно аномальной для Центральной России – к январю не то чтобы лёд на водоёмах был, даже снега в полях  «кот наплакал»!

 Валдайское озеро, январь 2020

***

Валдай как город стал активно развиваться триста лет назад, когда здесь установилась дорога между Москвой и тогдашней столицей Петербургом. Что, говоря современным языком,  привело  к интенсивному трафику гужевого транспорта. Как следствие стал развиваться придорожный сервис в виде ремонтных мастерских (кузниц), гостиниц (постоялых дворов), кафе (трактиров).. Лихие водители кобыл, управляя транспортным средством в границах населенного пункта, зачастую находясь при этом в нетрезвом  состоянии, лихо наезжали на прохожих. Те же в свою очередь, в том числе и по причине алкогольного опьянения, не всегда проявляли должную внимательность при переходе проезжей части. В итоге, закономерно выросло количество ДТП с наездом на пешеходов Возросший травматизм привел к появлению специфического ремесла – изготовлению поддужного колокольчика, сугубо ямщицкого аксессуара. Именно этим изделием – да еще местными баранками – стал знаменит Валдай. Торговля пошла на подъем. А вот с открытием «чугунки», то есть Николаевской железной дороги, пассажиропоток ослаб и город стал хиреть. Но колокольное дело не угасло –  отливали колокола для церквей, для прочих нужд. Производство  продолжалось до 1920-х годов. Ямщики и тройки ушли в прошлое, но историческая память о колоколах Валдая жива до сих пор.

   Вид на город из Соловьевского парка

Валдай. Парижская башня в цветах русского флага

 Вид на Иверский монастырь от пирса

Забор у дома, принадлежавшего актёру Александру Абдулову

Собор Троицы в Валдае

Воскресный рынок

Музей уездного города

Собор Троицы. Вид из Музея уездного города

Народная улица

Будете в Валдае – зайдите в музей колоколов. Но обязательно присоединитесь к экскурсии – узнаете много интересного. И купите сувенирный колокольчик. Если что - на донку можно приспособить – поклевку не прозеваете.

Музей колоколов

Часовня

Народная улица днем...

  ... и ночью

Желдор станция Валдай.  Здесь ходит поезд Москва-Псков

Зимнее утро на Валдайском озере в январе 2020-го

   Современное шоссе Москва-Питер идет мимо Валдая, что к лучшему. Но представить как мчались тройки под звон бубенцов вполне можно. Для этого стоит пройтись по Народной улице, где сохранились постройки времен старинного уездного города. 

    Все малые города в чем-то похожи друг на друга. Они хранят в своем облике уличную эстетику прежних эпох. Которой иногда так не хватает жителю современного мегаполиса.

Путешествуйте по России. Это интересно!

                                                                       Василий Кузнецов, январь 2020