Вологда. Дыхание Севера
Северный город — квинтэссенция грубого климата и тонкого, изящного искусства. Как будто северяне хотят красотой своей архитектуры или ремесел компенсировать неприветливость природы. Вологда в этом смысле подтверждает выдвинутую мною теорию. Город, где на прощание желают: «Хорошей вам погоды!», поразил меня великолепием своего главного ремесла и символа края — кружевом.
Вологда встретила тяжелым свинцовым небом и температурой +7 градусов тепла. Что-то мне это напоминает… Приблизительно полтора месяца назад точно с таким же настроением меня встречал Питер. Я не чувствую себя неуютно в новых городах и довольно быстро нахожу с ними общий язык. Благодаря современным гаджетам и мобильному Интернету я легко ориентируюсь в сетке улиц и направлениях. Вологда — небольшой город, центральная жизнь которого сосредоточена по обе стороны пересекающей его главной магистрали, улицы Мира. Достаточно один раз пройти пешком от вокзала до первого пункта назначения, и все — контакт с городом установлен. Дальше можно смело исследовать его, сливаясь с потоком местных жителей, и единственное, что выдает в тебе туриста — болтающийся на шее большой фотоаппарат.
Кроме карты в телефоне, у меня нет никаких путеводителей. Время 6 утра, а на улице периодически начинается изморось. Надо ли говорить, что город еще глух и не готов принять посетителей: все кафе закрыты, улицы полупустые. Нет даже Макдональдса, где можно было бы пересидеть это утреннее затишье. Я решаю идти в самое сердце Вологды — в Кремль и на берег реки Вологды. Видимо, мозг решил сгенерировать уже известный ему паттерн: несколько лет назад точно таким же маршрутом мы проследовали от вокзала Великого Новгорода и были вознаграждены потрясающим утренним туманом, который стелился по дну рва, опоясывающего Детинец, создавая атмосферу глубокой тишины, которая наступает перед великим боем. Вологодский «Кремль» условный. На самом деле, это комплекс Архиерейского двора в составе Кремля, строительство которого было начато при Иване Грозном и который не дошел до наших дней. Но я прохожу мимо главной архитектурной достопримечательности города и спешу к реке. Здесь меня ждет небольшое разочарование: река Вологда оказывается небольшой, заросшей речкой шириной не больше Воргла. Однако именно с другого берега открывается потрясающий вид на архитектурный букет построек на Кремлевской площади с его главной «розой» — Софийским собором. Его отражением служит Церковь Иоанна Златоуста на противоположной стороне реки.
Я знаю, что всем этим я еще успею налюбоваться за два дня, поэтому иду бесцельно гулять по обычным, нетуристическим улицам города. Стоит уйти чуть в сторону от выпестованного исторического центра, как город становится свободнее в самовыражении, но именно там можно найти настоящие сокровища из необработанных алмазов. Уже в первый час своего пребывания в Вологде я понимаю, что городу есть что предложить, помимо прославившего его кружева — деревянное зодчество. После нескольких десятков кадров у меня складывается собственное представление о том, как выглядит «вологодский дом»: это, как правило, двухэтажное прямоугольное здание, обитое деревянными досками, с боковым парадным входом и балконом над ним.
По филенчатым дверям спускаются резные гроздья винограда. Под самой крышей, вокруг окон и по кромке крыльца бежит деревянная кружевная тесьма. С резным наличниками, парадными колоннами, мезонином дом напоминает усадьбу.
Но стоит убрать все эти украшения, и по своей простоте он становится больше похожим на барак. Дома выкрашены в разные цвета, но, по мне, наиболее подходящий этому городу цвет — серебристо-голубой, холодный, северный.
Некоторые дома смотрят на меня слепыми глазами заколоченных окон, а один повстречавшийся мне дом и вовсе сгорел, обнажив черные бревенчатые ребра. Что это: несчастный случай или кому-то понадобился лакомый кусочек земли, занятый объектом культурного наследия?
Я спешу к Софии, третьей в моей жизни. До этого были соборы Святой Софии в Великом Новгороде и Киеве, которые меня поразили: первый — своей энергетической силой, второй —фресками. Но здесь я снова разочаровываюсь. Храм недействующий, исторически ценные иконы изъяты из иконостаса и переданы в музей, а вместо них стоят невзрачные копии. Атмосферу кое-как поддерживает разливающаяся благодаря хорошей акустике зала магнитофонная церковная музыка. Я обошла собор по периметру несколько раз и вдруг поняла, что меня смущает: на большинстве фресок затерты лики, особенно в нижнем ряду. Но спросить не у кого, святое место пустынно: только я да раки с мощами местных служителей.
Зато по внешнему виду собор словно сошел с холста. Благодаря минимализму в украшении он выглядит благородно, изящно. Кажется, что в нем все идеально: нет ничего, что хотелось бы добавить или убрать. Собор маленький, но это нисколько не умаляет его важности, он не теряется на фоне высокой и богато украшенной колокольни — напротив, она только выгодно оттеняет его.
Вологда — это Мекка для российских кружевниц. Я много лет мечтала попасть туда, потому что елецкое кружево после того, как ремесло в определенный период своей истории было подзабыто, во времена своего возрождения кое-что переняло у вологодской техники, в частности сцепную технику плетения, когда отдельные части кружевного полотна соединяются тонким крючком. Я вхожу в этот храм кружева — единственный в России музей, посвященный этому ремеслу — и буквально через 10 минут обнаруживаю себя, мечущейся с горящими глазами и мокрыми от волнения ладонями от стенда к стенду, не в силах задержаться у одного из них хотя бы на пять минут: хотелось запечатлеть в памяти как можно больше гигабайтов красоты!
Особенность вологодского кружева в том, что традиционно оно плетется из льняных нитей, натуральных или окрашенных. Узоры, как и положено северному краю, зимние: снежинка, метелица, Снегурочка. Огромные панно, которые в диаметре достигают трех метров, сплетены так аккуратно, что на какой элемент не посмотри, чувствуется уверенная рука мастера. Нет никаких сомнений в том, что эта воздушная льняная красота поразит даже далекого от кружева посетителя, но для человека, который своими руками пробовал плести, музей кружева — бездонный колодец вдохновения, потому что он видит не просто красивое платье, скатерть или воротник, он различает отдельные элементы, как художник мазки, и, более того, прекрасно знает, пальцами чувствует, сколько сил и терпения нужно для того, чтобы создавать такие шедевры.
Музей кружева был открыт недавно, и многие выставленные в нем работы сплетены в прошлом веке. Но, возможно, это один из немногих музеев, где древность не имеет значения: здесь особенно четко понимаешь, что кружево — вне времени, но всегда модно, всегда красиво и всегда стоит дорого. Некоторые работы на момент своего создания по стоимости приравнивались к автомобилю (российскому), да и сейчас в номинальном выражении цена доходит до нескольких сотен тысяч. Вологодское кружево заказывают известные российские дизайнеры и зарубежные знаменитости. В справедливости такой высокой оценки не возникает никаких сомнений, ведь традиция бережно передается через поколения кружевниц. Здесь кружевоплетение — вполне себе семейное ремесло, которое с годами только оттачивается и совершенствуется, вбирая в себя веяние и настроения определенной эпохи.
Покинув музей, я и подумать не могла, что это еще был не предел для моего удивления. Хотя все выставочные залы были бесплатно открыты только для участников фестиваля, я вдруг, слившись с общим потоком, оказалась на выставке современных работ школ кружевоплетения со всей России. Мне оставалась только периодически закрывать рот и пораженно щелкать затвором фотоаппарата. Здесь, в Вологде, я открыла для себя кружево с другой стороны. Когда я жила в Ельце и обучалась кружевоплетению в школе на уроках труда, мне казалось, что кружево — это атавизм, который вот-вот засохнет и отвалится. Кому нужны эти огромные, раскинувшиеся на полгруди воротники? Или скатерти? А еще лучше шляпки? Ну, разве что бабушкам, ностальгирующим по временам дворянства. На этой выставке я поняла одну важную истину: меняются времена и мода, но кружево не теряет своей актуальности, оно просто адаптируется под новые условия. И вот, вместо скатертей и воротников перед нами шикарные платья haute couture, стильные кружевные сумки, колье, украшения для волос, серьги, абажуры на лампу, красивые жилетки и даже… картины! Да те же скатерти и воротники заиграли совершенно другими красками — модно, стильно, современно. Как оказывается, сплести можно абсолютно все: хоть глобус, хоть гороскоп, хоть олимпийскую медаль.
Кстати, об Олимпиаде. На следующий день на Кремлевской площади состоялась акция «Кружевное сердце Олимпиады». Кружевницы расположились со своими подушками для плетения прямо на открытом воздухе, образовав форму сердца. Каждая должна была сплести небольшое «сердечко», которое затем вошло в общее панно, ставшее символом 2-го Международного фестиваля кружева. Многие по такому случаю надели сплетенные ими самими или купленные изделия: накидки, воротники, платки. Некоторые пришли в народных костюмах, чтобы еще больше подчеркнуть свою приверженность русским традициям и ремеслам.
На протяжении двух дней, которые я провела в Вологде, я незримо ощущала прикосновение холодной руки Севера. Нет, это еще не край бесконечно долгой зимы и короткого лета, но настроение у города однозначно северное. Это проявляется в минималистских, но прочных постройках, в названиях коммерческих предприятий с общим для всех корнем «север», в стремительных ветрах, проносящихся по проспектам и площадям, в низком солнце, которое, словно гостья, хоть и заглядывает иногда, но кажется здесь чем-то чуждым. Люди желают друг другу хорошей погоды и в конце июня обсуждают клубнику, которая у них стоит еще зеленая, в то время как у нас, в Черноземье, уже сошла. В том, что на праздничный концерт, посвященный открытию фестиваля, в качестве почетного гостя из Великого Устюга приехал российский Дед Мороз, а на сцене пели и плясали девушки в отороченных мехом полупальто и шапках. Но на суровость местного климата Вологда парирует изящным и тонким искусством: воздушным кружевом, прочным и экологичным льном, витиеватой резьбой по дереву, искусным чернением по серебру.
Вологда встретила тяжелым свинцовым небом и температурой +7 градусов тепла. Что-то мне это напоминает… Приблизительно полтора месяца назад точно с таким же настроением меня встречал Питер. Я не чувствую себя неуютно в новых городах и довольно быстро нахожу с ними общий язык. Благодаря современным гаджетам и мобильному Интернету я легко ориентируюсь в сетке улиц и направлениях. Вологда — небольшой город, центральная жизнь которого сосредоточена по обе стороны пересекающей его главной магистрали, улицы Мира. Достаточно один раз пройти пешком от вокзала до первого пункта назначения, и все — контакт с городом установлен. Дальше можно смело исследовать его, сливаясь с потоком местных жителей, и единственное, что выдает в тебе туриста — болтающийся на шее большой фотоаппарат.
Кроме карты в телефоне, у меня нет никаких путеводителей. Время 6 утра, а на улице периодически начинается изморось. Надо ли говорить, что город еще глух и не готов принять посетителей: все кафе закрыты, улицы полупустые. Нет даже Макдональдса, где можно было бы пересидеть это утреннее затишье. Я решаю идти в самое сердце Вологды — в Кремль и на берег реки Вологды. Видимо, мозг решил сгенерировать уже известный ему паттерн: несколько лет назад точно таким же маршрутом мы проследовали от вокзала Великого Новгорода и были вознаграждены потрясающим утренним туманом, который стелился по дну рва, опоясывающего Детинец, создавая атмосферу глубокой тишины, которая наступает перед великим боем. Вологодский «Кремль» условный. На самом деле, это комплекс Архиерейского двора в составе Кремля, строительство которого было начато при Иване Грозном и который не дошел до наших дней. Но я прохожу мимо главной архитектурной достопримечательности города и спешу к реке. Здесь меня ждет небольшое разочарование: река Вологда оказывается небольшой, заросшей речкой шириной не больше Воргла. Однако именно с другого берега открывается потрясающий вид на архитектурный букет построек на Кремлевской площади с его главной «розой» — Софийским собором. Его отражением служит Церковь Иоанна Златоуста на противоположной стороне реки.
Я знаю, что всем этим я еще успею налюбоваться за два дня, поэтому иду бесцельно гулять по обычным, нетуристическим улицам города. Стоит уйти чуть в сторону от выпестованного исторического центра, как город становится свободнее в самовыражении, но именно там можно найти настоящие сокровища из необработанных алмазов. Уже в первый час своего пребывания в Вологде я понимаю, что городу есть что предложить, помимо прославившего его кружева — деревянное зодчество. После нескольких десятков кадров у меня складывается собственное представление о том, как выглядит «вологодский дом»: это, как правило, двухэтажное прямоугольное здание, обитое деревянными досками, с боковым парадным входом и балконом над ним.
По филенчатым дверям спускаются резные гроздья винограда. Под самой крышей, вокруг окон и по кромке крыльца бежит деревянная кружевная тесьма. С резным наличниками, парадными колоннами, мезонином дом напоминает усадьбу.
Но стоит убрать все эти украшения, и по своей простоте он становится больше похожим на барак. Дома выкрашены в разные цвета, но, по мне, наиболее подходящий этому городу цвет — серебристо-голубой, холодный, северный.
Некоторые дома смотрят на меня слепыми глазами заколоченных окон, а один повстречавшийся мне дом и вовсе сгорел, обнажив черные бревенчатые ребра. Что это: несчастный случай или кому-то понадобился лакомый кусочек земли, занятый объектом культурного наследия?
Я спешу к Софии, третьей в моей жизни. До этого были соборы Святой Софии в Великом Новгороде и Киеве, которые меня поразили: первый — своей энергетической силой, второй —фресками. Но здесь я снова разочаровываюсь. Храм недействующий, исторически ценные иконы изъяты из иконостаса и переданы в музей, а вместо них стоят невзрачные копии. Атмосферу кое-как поддерживает разливающаяся благодаря хорошей акустике зала магнитофонная церковная музыка. Я обошла собор по периметру несколько раз и вдруг поняла, что меня смущает: на большинстве фресок затерты лики, особенно в нижнем ряду. Но спросить не у кого, святое место пустынно: только я да раки с мощами местных служителей.
Зато по внешнему виду собор словно сошел с холста. Благодаря минимализму в украшении он выглядит благородно, изящно. Кажется, что в нем все идеально: нет ничего, что хотелось бы добавить или убрать. Собор маленький, но это нисколько не умаляет его важности, он не теряется на фоне высокой и богато украшенной колокольни — напротив, она только выгодно оттеняет его.
Вологда — это Мекка для российских кружевниц. Я много лет мечтала попасть туда, потому что елецкое кружево после того, как ремесло в определенный период своей истории было подзабыто, во времена своего возрождения кое-что переняло у вологодской техники, в частности сцепную технику плетения, когда отдельные части кружевного полотна соединяются тонким крючком. Я вхожу в этот храм кружева — единственный в России музей, посвященный этому ремеслу — и буквально через 10 минут обнаруживаю себя, мечущейся с горящими глазами и мокрыми от волнения ладонями от стенда к стенду, не в силах задержаться у одного из них хотя бы на пять минут: хотелось запечатлеть в памяти как можно больше гигабайтов красоты!
Особенность вологодского кружева в том, что традиционно оно плетется из льняных нитей, натуральных или окрашенных. Узоры, как и положено северному краю, зимние: снежинка, метелица, Снегурочка. Огромные панно, которые в диаметре достигают трех метров, сплетены так аккуратно, что на какой элемент не посмотри, чувствуется уверенная рука мастера. Нет никаких сомнений в том, что эта воздушная льняная красота поразит даже далекого от кружева посетителя, но для человека, который своими руками пробовал плести, музей кружева — бездонный колодец вдохновения, потому что он видит не просто красивое платье, скатерть или воротник, он различает отдельные элементы, как художник мазки, и, более того, прекрасно знает, пальцами чувствует, сколько сил и терпения нужно для того, чтобы создавать такие шедевры.
Музей кружева был открыт недавно, и многие выставленные в нем работы сплетены в прошлом веке. Но, возможно, это один из немногих музеев, где древность не имеет значения: здесь особенно четко понимаешь, что кружево — вне времени, но всегда модно, всегда красиво и всегда стоит дорого. Некоторые работы на момент своего создания по стоимости приравнивались к автомобилю (российскому), да и сейчас в номинальном выражении цена доходит до нескольких сотен тысяч. Вологодское кружево заказывают известные российские дизайнеры и зарубежные знаменитости. В справедливости такой высокой оценки не возникает никаких сомнений, ведь традиция бережно передается через поколения кружевниц. Здесь кружевоплетение — вполне себе семейное ремесло, которое с годами только оттачивается и совершенствуется, вбирая в себя веяние и настроения определенной эпохи.
Покинув музей, я и подумать не могла, что это еще был не предел для моего удивления. Хотя все выставочные залы были бесплатно открыты только для участников фестиваля, я вдруг, слившись с общим потоком, оказалась на выставке современных работ школ кружевоплетения со всей России. Мне оставалась только периодически закрывать рот и пораженно щелкать затвором фотоаппарата. Здесь, в Вологде, я открыла для себя кружево с другой стороны. Когда я жила в Ельце и обучалась кружевоплетению в школе на уроках труда, мне казалось, что кружево — это атавизм, который вот-вот засохнет и отвалится. Кому нужны эти огромные, раскинувшиеся на полгруди воротники? Или скатерти? А еще лучше шляпки? Ну, разве что бабушкам, ностальгирующим по временам дворянства. На этой выставке я поняла одну важную истину: меняются времена и мода, но кружево не теряет своей актуальности, оно просто адаптируется под новые условия. И вот, вместо скатертей и воротников перед нами шикарные платья haute couture, стильные кружевные сумки, колье, украшения для волос, серьги, абажуры на лампу, красивые жилетки и даже… картины! Да те же скатерти и воротники заиграли совершенно другими красками — модно, стильно, современно. Как оказывается, сплести можно абсолютно все: хоть глобус, хоть гороскоп, хоть олимпийскую медаль.
Кстати, об Олимпиаде. На следующий день на Кремлевской площади состоялась акция «Кружевное сердце Олимпиады». Кружевницы расположились со своими подушками для плетения прямо на открытом воздухе, образовав форму сердца. Каждая должна была сплести небольшое «сердечко», которое затем вошло в общее панно, ставшее символом 2-го Международного фестиваля кружева. Многие по такому случаю надели сплетенные ими самими или купленные изделия: накидки, воротники, платки. Некоторые пришли в народных костюмах, чтобы еще больше подчеркнуть свою приверженность русским традициям и ремеслам.
На протяжении двух дней, которые я провела в Вологде, я незримо ощущала прикосновение холодной руки Севера. Нет, это еще не край бесконечно долгой зимы и короткого лета, но настроение у города однозначно северное. Это проявляется в минималистских, но прочных постройках, в названиях коммерческих предприятий с общим для всех корнем «север», в стремительных ветрах, проносящихся по проспектам и площадям, в низком солнце, которое, словно гостья, хоть и заглядывает иногда, но кажется здесь чем-то чуждым. Люди желают друг другу хорошей погоды и в конце июня обсуждают клубнику, которая у них стоит еще зеленая, в то время как у нас, в Черноземье, уже сошла. В том, что на праздничный концерт, посвященный открытию фестиваля, в качестве почетного гостя из Великого Устюга приехал российский Дед Мороз, а на сцене пели и плясали девушки в отороченных мехом полупальто и шапках. Но на суровость местного климата Вологда парирует изящным и тонким искусством: воздушным кружевом, прочным и экологичным льном, витиеватой резьбой по дереву, искусным чернением по серебру.
Читайте также
7 декабря 2024
45