Железнодорожный магнат | Заброшенная усадьба фон Мекка
*Вашему вниманию предлагаем две версии — для читателей и для зрителей.
Не так давно я выбрал все же время доехать до одного из известных мест в Тульской области – заброшенной усадьбы фон Мекка. Конечно, достопримечательностью это сложновато назвать, как и любую заброшку – такие места на любителей. Но здесь можно еще попытаться прочувствовать антураж давно ушедшей эпохи, хотя, наверное, с каждым годом это будет все сложнее сделать – здание разрушается на глазах.
Не так давно, по некоторым сведениям, правительство области постановило изъять у настоящего собственника усадьбу и выставить ее на торги с целью найти нового владельца, который сможет провести реставрационные работы. Детали, понятно, мне неизвестны, но такой расклад представляется достаточно справедливым – теперешний владелец получит компенсацию, а красивое некогда здание обретет вторую жизнь. Ну, во всяком случае, на это можно надеяться.
Так-то сейчас здесь интересно – место хоть и не особо глухое и располагается вблизи М4, но достаточно тихое. Правда, совсем безлюдным его не назовешь – десятки и сотни публикаций в интернете создали усадьбе очень приличную рекламу, и сюда не иссякает поток желающих прикоснуться к частице истории. Хотя, на мой взгляд, внутри здания уже небезопасно – я сравнивал относительно недавние фотографии на одном из сайтов с тем, что увидел сам, за последнее время разрушения ощутимо ускорились. Рухнувшая кровля не дает возможности пройти в центральный зал, завалив все обломками, хотя еще не так давно тут даже колонны стояли.
Но, в общем-то, усадьба — это всего лишь заброшенное здание, коих даже в ближайшей округе хватает – все в этом мире преходяще, и ничего не бывает на века. Вряд ли строившие этот дом фон Мекки в конце девятнадцатого века могли предположить, что уже в начале двадцатого им будет не до него. Вообще, история этого здания, наверное, и интересна только потому, что связана с людьми, на мой взгляд, неординарными.
Карл фон Мекк известен тем, что в свое время был причастен к первым проектам железных дорог в России. Причем это наглядный пример того, как человек добился всего собственным трудом – олицетворение капиталистической идеи. Получив профильное образование в Институте корпуса инженеров путей сообщения, он сделал, в общем-то, неплохую карьеру, за несколько лет дослужившись до должности начальника дистанции Московско-Варшавского шоссе. Но больших денег служба не приносила, в год он зарабатывал около полутора тысяч рублей – с пятью детьми особо-то не разгуляешься.
После пятнадцати лет службы фон Мекк вышел в отставку и занялся предпринимательством. Как раз покатила новая тема – в России осознали важность строительства железных дорог, дело для всех было новое, и здесь пригодилось инженерное образование фон Мекка. Однако, пока у него более-менее начало что-то получаться, семья не раз была вынуждена с трудом сводить концы с концами. Тем не менее, мужик он был головастый, да и связями нужными оброс уже к тому времени и попал, что называется, в струю.
Для начала его пригласили на строительство относительно небольшого по нынешним меркам участка пути от Москвы до Коломны, который являлся частью большого проекта железнодорожного сообщения Москвы и Саратова. Участок был построен в срок, однако компания обанкротилась, что, в общем-то, было неудивительным – дело-то новое, еще не все подводные камни были изучены. Фон Мекк опять остался в сложном положении.
Однако, не прошло и года, как прежние его партнеры вновь позвали его на строительство дороги – каким-то образом они смогли найти новое финансирование, денежки зашевелились, и надо было построить участок от Коломны до Рязани. И тут для фон Мекка звезды сошлись самым благоприятным образом – на этой дороге он со своим компаньоном фон Дервизом заработал так заработал, подняв на двоих около полутора миллионов. Такая сумма сразу же позволила ему коренным образом поменять свою жизнь.
Как говорится, карта пошла. Практически следом было реализовано еще несколько проектов, укрепивших авторитет фон Мекка и значительно увеличивших его состояние. Он уже был вхож в самые высокие круги, где мог решать самые щекотливые вопросы. Например, когда веневская элита, просчитав все экономические выгоды, начала проталкивать проект железной дороги, проходящей через Венев, фон Мекк выступил в роли решалы и смог развести все переплетения интриг, добившись реализации проекта. А благодарные отцы города отжалели ему немаленький кусочек веневской земли, на которой и была построена красивая усадьба. Правда, строил ее уже сын фон Мекка, Максимилиан, который был дипломатом, а после революции эмигрировал в Англию.
Вот такая история стоит за руинами некогда красивого здания, а сколько их таких по России – и за каждым стоят людские судьбы, тесно связанные с историей страны.
Спасибо за просмотр и удачи на дорогах