Зимняя сказка Ямала

На прошедшие новогодние праздники мы вдвоем с мужем решили отправиться в автомобильное фотопутешествие в далекий заполярный край – на Ямал.

Поездка планировалась долго и тщательно, так как нам было необходимо на автомобиле в одиночку преодолеть сотни километров по зимникам ХМАО и ЯНАО. На Севере зимой, когда температура на улице может опускаться ниже 30 и изредка достигать даже 50 градусов, есть серьезная опасность замерзнуть в сломавшемся или просто застрявшем в снегу автомобиле. Поэтому мы запаслись дровами, едой на несколько дней и теплой одеждой, а также дополнительными канистрами топлива. Чтобы избежать проблем с замерзанием дизельного двигателя, установили на автомобиль предпусковой подогреватель. Спать планировалось на всем протяжении маршрута в машине, готовить в полевых условиях.

Наше путешествие началось на севере Свердловской области, где мы тогда жили и работали. Безусловно, мы волновались, т.к. отправлялись в путь одни и опыта преодоления зимников тогда у нас еще не было. Дорога до Салехарда от Краснотурьинска составляет около 1000 км, в том числе по зимникам через г. Березово около 700 км. На улице стоял сильный мороз, все вокруг было белым и сверкало на солнце – настоящая сказка! Следуя проложенному маршруту, ближе к вечеру мы добрались до Югорска, от которого должна была начинаться существующая только зимой дорога. Зимник – это расчищенная и выровненная дорога, прокладываемая по лесу, тундре, рекам и озерам. Мы постоянно сверялись с картой, но она часто показывала лишь то, что мы двигаемся в верном направлении, т.к. дорога каждый год проходит в разных местах.

На ночевку мы остановились около поселка Игрим. В этот же вечер мы обнаружили, что на таком морозе (около 25-28 градусов) газовая горелка не работает – газ сжижается, да и довольно холодно готовить на улице в таких условиях. Поэтому было решено готовить ужин прямо в машине, для чего были приняты серьезные меры безопасности. На ночь мы не стали выключать двигатель, поэтому спать в машине оказалось совсем не холодно.

На следующее утро мы отправились дальше, зимник был проложен прямо по реке, дорожные знаки предупреждали об опасности и требовали от автомобилистов внимательности. Оказалось, что удобнее всего по зимнику передвигаться в темное время суток, когда солнце не слепит со всех сторон, отражаясь от укрывшего все вокруг снега.

Путь на Ямал был нелегким, но очень интересным - мы увидели жизнь поселков приполярного Урала, получили бесценный опыт преодоления существующих только зимой дорог, а также автономной жизни в условиях сильных морозов.

Последней частью пути до Салехарда была переправа из города Лабытнанги через р. Обь. Салехард нас встретил морем огней и суетой предновогоднего города. Это очень красивый город, с множеством интересных и знаковых мест.



Мои самые любимые памятники: Стела «Романтикам 70-х», созданная в память людям, которые осваивали север, и Стела «Полярный круг» или «66 параллель», показывающая, что Салехард – единственный город в мире, расположенный на Полярном круге. Как же здорово оказаться так далеко на севере!



Новогоднюю ночь мы провели с друзьями, такими же увлеченными фотографами.
Изучив городские окрестности, в начале января мы отправились на вездеходе Трекол в тундру к ненецкой семье оленеводов, где 4 дня прожили вместе с ними в чуме среди заполярной сказки.



Ненцы живут в чумах, представляющих собой конусный деревянный каркас, покрытый выделанными оленьими шкурами. Северные олени питаются ягелем, зимой выкапывая его из-под снега, и когда пастбище уже не может прокормить животных, оленеводам приходится каслать (кочевать) в поисках другого пастбища, каждый раз перенося стойбище на новое место.



Вообще, для оленевода олень – это и дом, и одежда, и еда, и деньги на все остальное.



Для многих такая жизнь за гранью понимания – жить в одиноком чуме где-то в лесотундре далеко от цивилизации, без каких-либо удобств. Но для оленеводов это обычное дело, думаю, для них городская жизнь так же непонятна.



И настолько здесь все самобытно, вокруг такая красота и тишина, что хотелось остаться здесь на всю зиму, днем наблюдать, как невысокое солнце скользит вдоль горизонта, а ночью любоваться звездами и северным сиянием, а после прогулок на морозе сидеть на оленьей шкуре возле жаркой печки, пить чай из трав и вдыхать аромат лиственницы, которая, весело сгорая, отдает тебе свое тепло.





Днем в чуме всегда жарко, но ночью никто не подкидывает дров в печку, поэтому в сильный мороз, бывает очень холодно. Но ненецкие женщины просыпаются раньше всех, топят за ночь остывший чум и готовят завтрак для мужа и детей. Какое же блаженство после холодной ночи вынырнуть в утреннее тепло чума!



На рассвете мы выходили на съемку. Сильный мороз и высокая влажность творят волшебство, одевая деревья снежными кристаллами. И только когда пальцы рук и ног отказываются чувствовать и шевелиться, мы находили в себе силы расстаться с этой хрупкой красотой и погреться в жарком чуме. Хорошо еще, что зимой здесь короткий день – всего часа четыре.


Помимо пейзажей нам очень понравилось снимать оленей, забавных и грациозных животных, наблюдать за которыми одно удовольствие. Олени питаются ягелем, но самые смелые и любопытные из них не прочь полакомиться хлебом из рук человека.


Думаю, мои фотографии красноречивее многих слов смогут рассказать о том, что мы увидели за эти несколько дней.


Конечно, расставаться с Ямалом совершенно не хотелось, но необходимо было возвращаться домой. Обратный путь лежал через город Надым, куда ведет зимник протяженностью 280 км, а оттуда через Нягань, не считая ледовых переправ, уже по обычной трассе. За 400 км до дома автомобиль серьезно сломался, пришлось оставшийся отрезок пути ехать на буксировочном тросе. Спасибо огромное неравнодушным людям, которые нам помогли-таки добраться домой.



В целом, мы проделали около 3 000 км, получили огромный заряд энергии, бесценный зимний опыт и сделали много хороших фотографий о чудесной планете под названием «Ямал».