Зоя Головня: "Фридайвинг лично для меня – это философия жизни"

Зоя, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, вкратце о себе. Как вышло так, что человек из уральского холодного Екатерибурга стал заниматься фридайвингом?



Фридайвингом я начала заниматься 4,5 года назад, оказавшись вместе со старшей дочерью на семинаре Лены Фокиной в Тайланде, на острове Панган. И дети, и взрослые очень много проводили времени в воде, в море - плавали, играли, ныряли. Как говорят в таких случаях, я поняла - это мое. Мое как фридайвинг, так и занятия с детьми. Потому что я видела, какие важные и нужные трансформации происходят со мной и моей дочерью, благодаря водной среде. Что касается меня, то это все творилось на уровне ощущений тела, эмоций. Что первично, мне кажется )). Потом уже подключился разум - жажда дополнительных знаний, поиск Учителей. По возвращении в Россию - поездка на базовый курс в бассейн к Наталье и Алексею Молчановым (Федерация Фридайвина в России), новые семинары и курсы на морях.
Что касается дочери. Я и наши друзья видели, как она втекала неспешно, осторожно в это взаимодействие с водой... Любила она воду всегда. Но вот чтобы нырять... Погружаться... Отдаться воде и отпустить страхи. Это была большая работа. Поэтому я пришла к мысли о том, что очень важно заниматься в воде с детьми с рождения. Очень логичное и правильное это дело :). И чем раньше, тем логичнее и правильнее. Новорожденный ребенок открыт к водным процедурам, он доверяет воде, он близок к ней на каких-то тонких уровнях, подсознательно. И очень здОрово поддерживать и развивать эту связь.

А как вы пришли к тому, чтобы начать учить деток грудничковому плаванию и открыть в Екатерибурге свой центр грудничкого плаванья? Что вообще, собственно, такое грудничковое плаванье? Кто в России стал основателем этого?

Получается, что мое развитие как фридайвера, и специалиста по грудничковому плаванию происходило параллельно. Вода. Везде и всегда вода. Через свой опыт и знания, я могу лучше понять и объяснить, в первую очередь родителям, что происходит с ребенком, какие процессы запускаются в организме, что ему это дает. Вскоре они и сами видят результат.
Пока мои собственные дети были маленькими, мы часто путешествовали и ныряли на морях. В Екатеринбурге у меня проект-школа "Дети океана". Занимаюсь с детьми на дому, в ванне, с детьми с рождения и максимум до 6 месяцев. Сейчас налаживаю работу в бассейне. Очень много запросов от родителей по занятиям с детьми от 6 месяцев и старше. Плюс веду курсы и тренировки по фридайвингу для взрослых. И, конечно, выездные курсы и семейные лагеря на море в течение года. Без моря мы никуда!



Грудничковое плавание – это, собственно, занятия с детьми грудничкового возраста в воде. С целью физического развития, что является стимулирующим фактором для развития головного мозга в этом возрасте. Плюс развитие адаптивных возможностей организма в целом. То есть основная задача – гармоничное и здоровое развитие малыша, укрепление организма. Водные с рождения, они правда другие. Более спокойные, осознанные. Вода сама по себе, как среда, дает невероятно много. И это не преувеличение.
Что касается основателей в России. Примерно в 60-70 года ХХ века в разных цивилизованных странах мира стали проводиться исследования в области грудничкового плавания, разрабатывались методики, открывались экспериментальные площадки. В том числе в нашей стране. На базе детских лечебных учреждений и при роддомах функционировали специальные кабинеты, оборудованные ванночками, в которых медицинские сотрудники проводились занятия для мам с младенцами. Официально признанной была методика З.П. Фирсова. Это регламентированная, четко прописанная с точки зрения официальной медицины и физической культуры методика дает набор конкретных упражнений для занятий с детьми с рождения. Мне часто звонят бабушки, которые занимались тогда, в советские времена, по Фирсову со своими детьми. И сейчас ищут возможности таких же занятий для своих внуков. Это было действительно масштабное движение. Потом, видимо, стране стало не до того.
Параллельно развивалось движение последователей И.Б. Чарковского, поддерживающих идеи водных родов и, совершенно отличную от официальной, в некотором роде экстремально-эзотерическую методику водного развития детей. Суть ее сводится к многочисленным наныриваниям ребенка, посредством чего он вводится в транс и в этом состоянии с ним продолжается работа по трансформации изначальных заданных установок в подсознании, что приводит, в том числе, к совершенствованию здоровья тела. Эта методика хорошо зарекомендовала себя при реабилитации детей с серьезными врожденными травмами и пороками внутриутробного развития. По сути, через стресс происходит активация внутренних резервов организма, запускаются адаптационные механизмы, тело учится работать и выживать, ребенок прогрессирует, становится сильнее, у него больше шансов на дальнейшее развитие, иногда даже выживание. При регулярной гипоксической нагрузке тренируется сосудистая система, улучшается кровообращение, питание головного мозга, происходит формирование новых нейронных связей в мозгу. Представьте, как это важно для детей с диагнозом, например, ДЦП. Очень много родовых травм и последующих неврологий требуют именно активации данных механизмов. Русский метод Чарковскго, как его еще называют, действительно неоднозначный и не всем подойдет, но результаты есть – это факт. Также одно из интересных водных направлений занятий с детьми – дельфинотерапия.

Что дал и дает вам фридайвинг? Что дало вашему ребенку грудничковое плаванье? Почему, вы считаете важно обучаться этому?

Фридайвинг лично для меня – это философия жизни. Это метод работы над собой. Это уже мой образ жизни, любимое дело. Путь. Это здоровье физическое и душевное. Это связь с природой, мировым океаном. Очистка. Отпускание всего ненужного, при этом сохранение своей осознанности, целостности. То, что в йоге называют самадхи.



Моя старшая дочь не успела познакомиться с грудничковым плаванием. Когда мы приехали на Панган, ей было 3,5. Это уже другой период в развитии ребенка. Я понимаю разницу. Потому что с младшим сыном занималась с рождения. С первых дней. В любом случае, неважно в каком возрасте ребенок. Пусть вода будет в его жизни. Пусть он дружит с ней, чувствует себя свободно в водной среде. Это связь более глубокая, чем с матерью или отцом. Связь человека и воды первостепенна. Это начало.
Про физическое развитие мы уже говорили выше. Это важно. Плюс релаксирующие свойства воды. Дети элементарно снимают стресс. Получают закалку. Они радуются любому контакту с ней, с самых первых дней, если не мешать. Грудничковое плавание – это методика, некая форма, набор упражнений, игровых элементов, которые помогают инструктору и родителям сделать процесс общения с водой увлекательным. Поддержать, продлить, стимулировать и поощрять взаимодействие с водой – вот наша цель. Своевременно увеличивать нагрузку, менять задания, чтобы было интересно. Мы вовлекаем и поддерживаем, вовремя даем новую пищу для размышлений через нестандартные задания. Грудничковое плавание – замечательный способ развития детей с раннего возраста.

Что послужило вдохновением для организации семейного лагеря по фридайвингу и грудничковому плаванью?

Вдохновителем этого семейного лагеря стала Наташа Молчанова (Президент Федерации Фридайвинга, многократная чемпионка и рекордсменка по фридайвингу), которая к невосполнимому горю всех знавших ее, недавно погибла…
Во время нашей последней встречи весной мы обсудили идею проведения лагеря в октябре, в Дахабе. В то время туда стекается очень много фридайверов со всех точек России на семинары к Молчановым и другим инструкторам Федерации. Много семей с детьми. Пока родители ныряют, мы занимаем детей. Или занимаем всех вместе!
Наталья уделяла огромное внимание популяризации фридайвинга, разработке и совершенствованию методической базы. Она обожала детей, море и все, что с ними связано… Она дала нам, как инструкторам, невероятно много. Мы, как ее ученики, продолжаем нести эти знания о фридайвинге, всей своей деятельностью вовлекаем людей, знакомим, заражаем своей любовью к морю, воде.
Вообще, формат семейного лагеря очень замечательный для тех родителей, которые приехали в отпуск и вместе с детьми проживают маленькую жизнь в рамках 7, 10, 14 дней... Жизнь полную, насыщенную физической активностью. Жизнь в тесном взаимодействии и контакте друг с другом. Жизнь вместе.

С какого возраста можно начинать обучение ребенка грудничковому плаванью, а с какого - фридайвингу?

По сути грудничковое плавание – это тот же фридайвинг. Любое ныряние на задержке дыхания – это фридайвинг. Дети очень много ныряют. Иначе они не поплывут. Такого строение их тела. Голова большая и тяжелая. Они не смогут плыть по поверхности воды. Чтобы плыть, им нужно нырнуть. И они делают это с удовольствием. Нырнули, проплыли-проплыли под водой. Вынырнули – вдох. И снова под воду. Так что можно сказать, что обучение фридайвингу возможно с рождения. Просто разные методики для разного возраста. Для самых маленьких детей – это тесное взаимодействие с родителями, которые через проводки, скольжения, ныряния стимулируют к самостоятельному плаванию. Постепенно добавляются элементы подводящих упражнений, тренируем технику плавания, включается взаимодействие в группе. Не менее важна тренировка расслабления, чувствования своего тела: лицо, шея, живот, таз... Дети учатся слышать, понимать и управлять своим телом! Именно расслабленное и техничное плавание под водой в наибольшей степени определяет успешность фридайвера.



Ныряние в глубину требует осознанности, определенных навыков (умение продуваться – выравнивать давление в барабанной полости ушей). Дети близки к природе. Они интуитивно чувствуют грань. Если им больно – они разворачиваются. Важен чуткий контроль. Здесь нам нужно помнить о задачах, которые мы преследуем. Фридайвинг для детей – это способ физического развития, игра, радость и удовольствие от общения, познания окружающего мира. Если это происходит на море, то получение невероятных впечатлений и знаний в процессе знакомства с подводным миром.
Что касается все-таки курсов по фридайвингу для взрослых. Берем с 18 лет. Считается, что с этого возраста человек действует осознанно.

Как проходит обучение фридайвингу и подходит ли это людям, не умеющим плавать?

Плавать желательно уметь. Но если не умеет человек, пусть приходит – научим. Для взрослых программа обучения выстроена поэтапно. Есть 4 уровня подготовки (4 волны) по методике Федерации Фридайвинга. Студенты обучаются по одной из них, в соответствии с опытом и уровнем подготовки на текущий момент. Начинающим рекомендуется пройти Базовый курс в бассейне. А потом продолжить освоение глубин на море. В каждую «волну» включены теоретический блок, практические занятия на суше и в воде. В течение года в бассейне проводим регулярные тренировки.

Почему Вы выбрали именно Дахаб местом проведения вашего лагеря?

Одна из причин, о которой мы говорили выше, в это время в Дахаб приезжает много фридайверов, семей с детьми. Фридайвинг в Дахабе интересен тем, что там расположен Blue Hole (Голубая дыра) – глубокая дыра-колодец в море, прямо рядом с берегом. Очень удобно с точки зрения логистики. Красное море в это время теплое и ласковое, оно всегда было популярно среди любителей понырять. Дахаб в этом смысле особое место, там шикарный риф! Вокруг Дахаба есть замечательные интересные места.
Кроме того, так сложилось, что Дахаб в последние годы стал очень родным местом для многих русских. Для людей, ведущих активный образ жизни. Для семей с маленькими детьми. Есть ряд условий, способствующих этому: недорого и быстро добраться из России, экономичные варианты аренды жилья, уровень жизни местного населения невысокий, поэтому жить в Дахабе относительно недорого, наличие русской общины (детские сады, школа, няни, разного рода услуги на достаточно хорошем уровне по невысоким ценам), возможность всегда найти себе занятие по душе, ну а если сам обладаешь знаниями и умениями – жить и работать.

Расскажите, пожалуйста, вкратце про других инструкторов в вашем лагере? Про сроки его проведения и стоимость программы. Есть ли какие-то скидки?

В программе нашего семейного лагеря примерно 50% времени уделено фридайвингу. Остальное время мы уделяем внимание творчеству, играм, активному семейному отдыху, а также полезным для родителей практикам. Все выстроено вокруг темы взаимодействия человека и моря.
Состав инструкторов смешанный. Основные инструктора – Татьяна Фокина и Дарья Новожилова и я. Таня знакома многим, кто уже соприкоснулся с миром фридайвинга. Именно ее я считаю своим первым учителем во фридайвинге! Ее любовь к морю, детям, жизни – безгранична и совершенно абсолютна. Это невероятно чуткий, добрый, талантливый человек. Она имеет огромный опыт работы с детьми и взрослыми именно в море. В данное время она вместе со своей семьей живет в Дахабе и много тренирует там, знает все тайные и чудесные места. Она обладает невероятными талантами и навыками. Занималась пятиборьем, парашютным спортом, является инструктором по фридайвингу. Очень чуткий и тактичный человек. При этом у Тани потрясающий педагогический дар, способность «запускать» спусковой механизм любви к фридайвингу. Занимаясь с ней абсолютно все проникаются фридайвингом, любовью к морю так, что это становится частью их жизни уже навсегда. Я могу говорить о Тане бесконечно. Работать с ней, заниматься с ней – это невероятная удача, радость, легкость и полет!
Дарья Новожилова будет вести блок творческих и активных игр с детьми. Даша невероятно чуткая мама, творческий и ответственный человек. Она приверженица Вальдорфской методики, методов естественного развития и гуманной педагогики. Все ее игры и занятия выстроены с понимаем и учетом детской психологии, особенностей развития и потребностей детей в разном возрасте.
Я выступаю с организационной стороны и как инструктор по грудничковому плаванию и фридайвингу.
Также в лагере будут работать наши старые знакомые дахабские волшебники-кудесники, мастера. Мы планируем разнообразить программу различными мастер-класами: кручение пои, выпекание из полимерной глины, живопись эбру, плетение мандал, рисование хной, валяние, массажные практики, арома-терапия... Мы будем постоянно в движении, проводить игры и квесты для детей. Есть много интересных задумок. Творческая часть, как пазл, будет складываться, исходя из интересов и состава участников. Чем и ценен Дахаб. Вливаясь в течение его жизни, она сама подсказывает направления, дарит встречи с интереснейшими людьми. Нам очень помогают в организации лагеря наши мужья, папы!
Программа лагеря рассчитана на 7 дней. Первая смена с 11 по 17 октября и вторая смена с 18 по 24. октября. Каждый день разделен на модули: утренняя сессия – йога, растяжка, фридайвинг до обеда, творческие и подвижные игры после сна и вечерние мастер-классы, лекции, посиделки, беседы. 4 день лагеря – выходной, но мы проведем его в активном созерцании какого-нибудь замечательного места на Синае.
Мы предлагаем очень гибкие условия участия. Можно влиться в любой день работы лагеря, на любое количество дней. Можно взять отдельный блок занятий. Можно принять участие всей семьей или отправить к нам только ребенка – такой формат очень удобен для родителей, которые заняты вне рамок лагеря освоением фридайвинга, кайтинга, винд-серфинга и пр. вида активности, которых много предлагается в Дахабе. Ребенок в нашем лагере будет под постоянным присмотром и занят увлекательной и полезной деятельностью.
Варианты оплаты есть на странице описания программы лагеря. Мы предоставляем скидки студентам инструкторов Федерации Фридайвинга и школы «Дети океана».
Нам важно сделать качественный и интересный проект. Чтобы каждый, кто примет в нем участие, получили максимум возможного внимания, ответы на свои вопросы, чтобы жизнь людей наполнилась новыми смыслами, идеями, творчеством.
Спасибо за сотрудничество порталу gfhome.

Смотрите нашу программу активного семейного отдыха в Дахабе